29RS0024-01-2018-001482-90
Дело № 2а-1296 17 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Русиновой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выраженного в необеспечении объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка, возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры,
установил:
ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Администрации МО «Город Архангельск», Департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными.
В обоснование иска указали, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ***, который был предоставлен им как многодетной семье на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 19.10.2015 № 1435-р для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Архангельск, Маймаксанский округ, ул. Шмидта. Территория, в границах которой был выделен земельный участок, не освоена, отсутствуют объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Полагали, что именно на органах местного самоуправления лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, заключающаяся в том, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семей были, по возможности, уже на момент предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым объектом. В марте 2018 года ФИО2 обратилась в Администрацию МО «Город Архангельск» с требованием о принятии соответствующих мер по обеспечению земельного участка объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, однако получила отказ. Бездействие органа местного самоуправление нарушает права истцов как собственников земельного участка на его использование по своему прямому назначению – для строительства жилого дома. Просили суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Архангельск», Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск», выраженное в необеспечении объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером 29:22:011301:380, по адресу: г. Архангельск, Маймаксанский округ, ***, обязать Администрацию разработать проектно-сметную документацию по обеспечению указанного земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, обязать Администрацию обеспечить земельный участок объектами транспортной и инженерной инфраструктуры (организовать теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог).
В судебном заседании истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 требования административного иска поддержала.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. В предварительном судебном заседании на требованиях настаивала.
Представитель административных ответчиков Администрации МО «Город Архангельск», Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» ФИО5 в судебном заседании требования не признала, указала, что организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не означает строительство и содержание придомовых сетей. Публичные обязательства (обустройство централизованной системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения на территории г. Архангельска) Администрацией МО «Город Архангельск» выполнены путем определения гарантирующих поставщиков. Административные истцы меры социальной поддержки получили непосредственно от субъекта РФ. Земельный участок ими получен в рамках реализации Государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 475-ПП. Исполнителем указанной программы является Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанных семей производится за счет средств областного бюджета. Обеспечение земельных участков объектами инженерной и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Архангельской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился. В отзыве на административное искового заявление указал, что земельные участки в Маймаксанском территориальном округе по ул. Шмидта сформированы в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Архангельск», расположены в зоне Ж-1, основной вид разрешенного использования участков «для индивидуального жилищного строительства». Областной закон от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» не содержит требования к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, обеспечить их транспортной и инженерной структурой. Разработка проектной документации на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков не входит в полномочия Министерства. Осуществление дорожной деятельности и разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Представители заинтересованных лиц ПАО "ТГК-2", ПАО "Энергосбыт", ПАО "Архангельскоблгаз", МУП "Водоканал" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Архангельской области от 19.10.2015 № 1435-р членам многодетной семьи ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 представлен в собственность бесплатно по 1/4 доли каждому земельный участок, площадью 1000 кв.м в Маймаксанском территориальном округе г.Архангельска, с кадастровым номером ***, для строительства индивидуального жилого дома по *** в г. Архангельске.
Указанный земельный участок расположен в границах муниципального образования «Город Архангельск». Территория, на которой участок располагается, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно отсутствует дорога, электро-, тепло-, газо- водоснабжение и водоотведение. Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.
В силу п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 09.11.2017 № 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Архангельской области регулируется Законом Архангельской области от 07.10.2003 N 192-24-ОЗ (ред. от 07.11.2017) "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" (далее Закон N 192-24-ОЗ).
В соответствии п.6 ст.2.3 Закона N 192-24-ОЗ предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Как установлено п.12.1. ст.2.3 Закона N 192-24-ОЗ обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 475-пп утверждена Государственная программа Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Приложением №2 к указанной государственной программе является Перечень мероприятий государственной программы Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)", одним из которых является обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры (п.2.4 Перечня).
Реализацию мероприятий пункта 2.4 Перечня мероприятий подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, которым из областного бюджета предоставляются субсидии на софинансирование расходов в объекты капитального строительства муниципальной собственности (строительство объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №-131 ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Администрация МО «Город Архангельск» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Город Архангельск», наделенным Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.
К компетенции Администрации города относятся, в том числе исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, муниципальными правовыми актами городской Думы, главы муниципального образования «Город Архангельск», Администрации города; управление муниципальной собственностью в соответствии с законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами.
Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск» является отраслевым органом Администрации МО «Город Архангельск», юридическим лицом, что следует из Положения «О Департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации МО «Город Архангельск».
Основными задачами Департамента являются, в том числе формирование стратегии развития и совершенствования городского жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, экологии и природопользования, формирование и реализация муниципальной политики в области надежного и эффективного функционирования городского жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, экологии и природопользования, участие в формировании и реализации муниципальной политики в области социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что неисполнение административными ответчиками обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры является незаконным бездействием.
Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, суд полагает, что административный иск о возложении на Администрацию МО «Город Архангельск» обязанности обеспечить земельный участок, принадлежащий истцам, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд учитывает представленные ответчиком сведения относительно наличия соответствующих систем коммунальной инфраструктуры на территории городского поселения, в границах которого расположен земельный участок истцов.
Так, по сообщению Департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» к земельному участку № *** отсутствует техническая возможность подведения централизованного газоснабжения по причине отсутствия магистрали централизованного газоснабжения в Маймаксанском округе.
Представленная в материалы дела схема теплоснабжения рассматриваемой территории городского поселения свидетельствует о наличии вблизи спорного земельного участка котельных посёлка «Экономия» и посёлка «25 лесозавод».
Выкопировка плана-схемы рассматриваемой территории также содержит сведения о наличии вблизи спорного земельного участка сетей водоснабжения и электрических сетей.
В целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и практики их предоставления указанной категории граждан (включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках), Министерством регионального развития РФ (до его ликвидации) для субъектов РФ были подготовлены соответствующие Методические рекомендации (утверждены Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. N 372). В них раскрываются особенности регулирования порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства (раздел III), личного подсобного хозяйства (раздел IV), индивидуального жилищного строительства (раздел V) и другие вопросы.
Пункт 35 Методических рекомендаций устанавливает, что при установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.
В пункте 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, согласно которому под такой программой понимаются документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, конструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городского округа на основании утвержденных в установленном порядке генерального плана городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Из анализа указанных норм следует, что обеспечение объектами инженерной инфраструктуры зависит от их наличия в генеральном плане городского округа и разработанных в связи с указанным планом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в строительстве объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, возложение обязанности на Администрацию МО «Город Архангельск» по обеспечению спорного земельного участка объектами инженерной инфраструктуры поставлено в зависимость от наличия централизованных систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с генеральным планом городского поселения, следовательно, такая обязанность не может быть возложена при их отсутствии в генеральном плане соответствующего городского поселения.
Таким образом, возложение обязанности обеспечить земельный участок, принадлежащий истцам, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры должно быть ограничено указанием на соответствие генеральному плану городского округа.
Рассматривая требования истцов по возложению на Администрацию МО «Город Архангельск» обязанности разработать проектно-сметную документацию по обеспечению спорного земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления городских округов осуществляется в соответствии с полномочиями, среди которых отсутствуют полномочия по разработке проектно-сметной документации инженерных сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и объектов дорожного хозяйства.
В вязи с чем, в данной части административного иска следует отказать.
Вместе с тем, возложение обязанности по обеспечению земельного участка истцов объектами транспортной и инженерной инфраструктуры включает в комплекс соответствующих мероприятий, в том числе и организацию разработки проектно-сметной документации.
Разрешая вопрос в части срока исполнения Администрацией МО «Город Архангельск» обязанности обеспечить земельный участок, принадлежащий истцам, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, суд учитывает срок реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)" и полагает установить указанный срок до 31 декабря 2020 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выраженного в необеспечении объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка, возложении обязанности разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в необеспечении объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Архангельск, Маймаксанский территориальный округ, ***.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обеспечить земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: г. Архангельск, Маймаксанский территориальный округ, *** объектами транспортной и инженерной инфраструктуры (организовать теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, строительство автомобильных дорог) применительно к генеральному плану городского округа в срок до 31 декабря 2020 года.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 24 сентября 2018 года.
Судья И.В. Уткина