ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1297/2022 от 04.08.2022 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1297/2022

УИД 59RS0035-01-2022-001463-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Соликамск Пермский край 04 августа 2022 года

Соликамский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,

при помощнике судьи Брызгаловой Ю.В.,

представителя административного истца помощника Соликамского городского прокурора Никонова О.А.,

представителя административного ответчика администрации Соликамского городского округа Смирновой Т.С., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Мехоношиной Н.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Соликамск Пермского края административное дело по административному иску Соликамского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Административный истец Соликамский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Соликамский городской суд с заявлением к муниципальному образованию Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что органами местного самоуправления Соликамского городского округа не обеспечены проведение государственного кадастрового учета и регистрация прав на земельные участки, предназначенные для размещения мест захоронения (кладбища) на территории городского округа: п. Черное, с Половодово, д. Вильва, с. Городище, с. Уролка. С целью устранения выявленных нарушений городским прокурором начальнику Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа внесено представление 02.11.2021 года об устранении нарушений земельного законодательства. 06.12.2021 года представление рассмотрено, удовлетворено, однако, требования о формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения мест захоронения, расположенных в п. Черное, с. Половодово, д. Вильва, с. Городище, с. Уролка, не исполнено. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами, а также может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения обязательных норм, в том числе, выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду. С учетом уточненных административных исковых требований просит признать незаконным бездействия муниципального образования Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа по принятию мер по осуществлению межевых и кадастровых работ в отношении земельных участков, относящиеся к категории земель промышленности, расположенных на землях государственная собственность на которых не разграничена, занятых общественными кладбищами, расположенных по адресам: Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка; Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное; Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва и возложить обязанность на муниципальное образование Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа в срок до 01.11.2023 года принять меры по осуществлению межевых и кадастровых работ в отношении земельных участков, относящиеся к категории земель промышленности, расположенных на землях государственная собственность на которых не разграничена, занятых общественными кладбищами, расположенных по адресам: Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка; Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное; Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва.

Представитель административного истца помощник Соликамского городского прокурора Никонов О.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Соликамского городского округа Смирнова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворении исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениям.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Мехоношина Н.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что заключен муниципальный контракт на выполнение землеустроительных работ по установлению границ земельных участков под кладбищем, расположенных в п. Уролка, п. Черное, д. Вильва. Стоимость работ составила 48 000,00 рублей, Срок выполнения работ 16.09.2022 года. Работа по переводу земель Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Соликамского городского округа ведутся.

Заинтересованные лица МБУ «Управление благоустройства г. Соликамска», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации Соликамского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела и возражений по административному иску не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В силу п.1 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли, как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле, как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии с ч.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Общие правила и условия образования земельных участков определены ст.11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из положений указанного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.23 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст.50 этого же Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст.18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 4 и 5 ст.16 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 того же Федерального закона).

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №84 от 28.06.2011, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ, в соответствии с которыми захоронение некремированных останков должно производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.3.2);. кладбища с погребением путем предания тела (останов) умершего земле (могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых задний в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной квалификации предприятий, сооружений и иных объектов (п.2.5).

Согласно п.7.1.12 Санитарных норм и правил «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №74 от 25.09.2007 кладбища, площадь которых 10 и менее гектар, относятся к объектам 4 класса опасности с санитарно-защитной зоной 100 метров.

Согласно п.п. 3 и 4 ст.17 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Судом установлено, что на земельных участках, находящихся по адресам: Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка; Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное; Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва расположены действующие общественные кладбища. В нарушение требований норм действующего законодательства межевание данных участков не проводилось, в связи с чем, земельные участки не был поставлены на государственный кадастровый учёт, и регистрация права муниципальной собственности на участок не производилась, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, перечисленные в административном исковом заявлении. Учитывая данные обстоятельства, а также то, что непринятие мер к регистрации права собственности на указанный объект недвижимости может привести к невозможности эксплуатации кладбищ, 02.11.2021 года прокурором л в адрес начальника Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. На данное представление Управлением имущественных отношений администрации Соликамского городского округа был направлен ответ от 06.12.2021 года № СЭД-153-014-01-15б-1167, в котором было сообщено, что представление признано обоснованным и подлежащим удовлетворению, формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения мест захоронения (кладбищ) запланированы на 2023 год.

В настоящее время между ООО Производственно-коммерческая фирма «Терра» и Управлением имущественных отношений администрации Соликамского городского округа заключен муниципальный контракт на выполнение землеустроительных работ по установлению границ земельных участков под кладбищами, в том числе, по адресам: Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка; Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное; Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва. Срок выполнения работ 16.09.2022 года.

До настоящего времени вопросы по осуществлению межевых и кадастровых работ в отношении земельных участков, относящиеся к категории земель промышленности, расположенных на землях государственная собственность на которых не разграничена, занятых общественными кладбищами, расположенных по адресам: Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка; Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное; Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва административным ответчиком не проведены.

Следует учитывать, что не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не проведение его кадастрового учета приведёт к обезличиванию территории кладбища. Отсутствие регистрации права собственности в установленном законом порядке может привести к тому, что при осуществлении захоронений умерших будет возможно нарушение санитарных правил, соответственно, прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка, на котором расположено кладбище, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Довод административных ответчиков об отсутствии бездействия суд находит несостоятельным, поскольку действия со стороны административных ответчиков по представлению прокурора начались после обращения в суд с настоящим административным иском. С 06.12.2021 года (ответ Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа) суду не представлено безусловных доказательств о проведенной работе в рамках исполнения предписания прокурора об устранении нарушений законодательства.

Принимая во внимание выше изложенное, то, что обоснованность доводов прокурора подтверждена исследованными судом доказательствами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования прокурора Соликамского городского округа в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействия муниципального образования Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа по принятию мер по осуществлению межевых и кадастровых работ в отношении земельных участков, относящиеся к категории земель промышленности, расположенных на землях государственная собственность на которых не разграничена, занятых общественными кладбищами, расположенных:

- Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка;

- Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное;

- Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва.

Возложить обязанность на муниципальное образование Соликамский городской округ в лице администрации Соликамского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа в срок до 01.11.2023 года принять меры по осуществлению межевых и кадастровых работ в отношении земельных участков, относящиеся к категории земель промышленности, расположенных на землях государственная собственность на которых не разграничена, занятых общественными кладбищами, расположенных:

- Пермский край, Соликамский городской округ, с. Уролка;

- Пермский край, Соликамский городской округ, п. Черное;

- Пермский край, Соликамский городской округ, д. Вильва.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения (15.08.2022 года).

Судья Е.В. Пантилеева