ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1297/2022 от 20.01.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-1297/2022

УИД 23RS0040-01-2021-010236-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«20» января 2022г. город Краснодар

Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Игорцевой Е.Г.,

при помощнике Курузовой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО УО «Этажи» к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ООО УО «Этажи» обратилось в Первомайский районный суд г.Краснодара с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным решения, возложении обязанности.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в адрес ООО УО «Этажи» поступило решение №2852 от 29.10.2021г. о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения дома №13 по ул. М. Цветаевой в г. Краснодаре из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи». С указанным решение заявитель не согласен, считает оно вынесено с нарушением сроков, установленных внутренним регламентом государственного органа. Более того, нарушения были совершены предшествующим директором.

В материалах дела имеется дополнение к административному исковому заявлению от директора ООО УО «Этажи» ФИО2, согласно которому исключение сведений об МКД из реестра лицензий производиться при надлежащем информировании собственников о наличии оснований для исключения, доказательств, подтверждающих надлежащее информирование собственников, не имеется.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать решение №2952 от 29.10.2021г. о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о многоквартирном доме №13 по ул. им. М. Цветаевой в г. Краснодаре из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи» незаконным. Обязать Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца, а именно: внести изменения в реестр лицензий Краснодарского края, включив сведения о многоквартирном доме №13 по ул. им. М. Цветаевой а г.Краснодаре в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи».

В судебном заседании представитель ООО УО «Этажи» ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала требования административного искового заявления и дополнения к нему, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, подробная позиция изложена письменно в возражении на иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Жилищный кодекс Российской Федерации принято Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, которое устанавливает, в том числе, перечень грубых нарушений лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию).

Из представленных материалов дела следует, что государственной жилищной инспекцией Краснодарского края 30 апреля 2015 года для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО Управляющая организация «Этажи» выдана лицензия №137 (л.д. 24).

В ходе рассмотрения обращения ресурсоснабжающей организации государственной жилищной инспекцией Краснодарского края установлено повторное совершение должностным лицом лицензиата – директором ООО УО «Этажи» ФИО5, нарушения лицензионного требования, которое в соответствии с подпунктом «д» пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014г. №1110 отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания лицензиату, должностному лицу лицензиата за такое же нарушение лицензионных требований.

На основании подпункта "д" пункта 4(1) названного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 данного Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.

Грубое нарушение лицензионного требования в части наличия задолженности у лицензиата перед ресурсоснабжающей организации образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет административную ответственность как для должностного лица, так и для юридического лица.

Привлечение должностного лица лицензиата к административной ответственности свидетельствует о факте совершения лицензиатом грубого нарушения лицензионного требования.

Так, постановлением Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края от 16 июня 2020 г. впервые директор ООО УО «Этажи» ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в связи с наличием задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией АО «АТЭК» по договору ресурсоснабжения от 30 апреля 2015г. № 3264 в отношении МКД, и ему назначено наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу 04 августа 2020г.

Постановлением Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края от 23 марта 2021 г. № 000364 должностное лицо ООО У О «Этажи» ФИО5 повторно признан виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в связи с наличием задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией ООО «Краснодар Водоканал» по договору ресурсоснабжения от 29 июля 2015 г. № 9972 в отношении МКД, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Указанное постановление вступило в законную силу 18 мая 2021 г.

На основании вступивших в законную силу постановлений от 16 июня 2020г. №000397 и от 23 марта 2021г. №000364, руководствуясь ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ государственной жилищной инспекцией Краснодарского края принято решение №2952 от 29.10.2021г. о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения дома №13 по ул. М. Цветаевой в г. Краснодаре из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи».

В силу ч. 5.2 статьи 198 ЖК РФ в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 4.2 Положения № 1110 при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» пункта 4(1) Положения № 1110, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

Таким образом, законодательством прямо предусмотрено, что основанием для исключения многоквартирных домов является факт назначения административного наказания юридическому и (или) должностному лицу лицензиата, и факт смены должностного лица управляющей организации (лицензиата) не является основанием, освобождающим лицензиата от административной ответственности, а также от последствий совершения грубого нарушения лицензионных требований, в том числе в части исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых допущено нарушение.

Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 31, ст. 5046) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.

Порядок, условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

В соответствии с пп. «а» п. 14 Положения в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора: в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя.

В реестр лицензий Краснодарского края были внесены со следующего дня после дня принятия решения от 29 октября 2021. № 2952, то есть 01 ноября 2021г. согласно установленным в Положении срокам.

Административный регламент исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район государственной функции по осуществлению регионального лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденный приказом госжилинспекции края от 24 апреля 2018 г. № 61, предусматривает порядок осуществления отдельными органами местного самоуправления Краснодарского края регионального лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в части соблюдения лицензиатами требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также исполнения лицензиатами обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ЖК РФ и Порядком не предусмотрено проведение проверочных мероприятий при выявлении органом государственного жилищного надзора основания для принятия решения на основании 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ. Внутренних регламентов, предусматривающих порядок проведения такой проверки, в государственной жилищной инспекцией Краснодарского края не принято.

Возложенная положениями статьи 197, части 7 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность органа государственного жилищного надзора по информированию органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающих организаций о наличии оснований для принятия решения об исключении из реестра лицензий субъекта Российской Федерации наступает при наличии оснований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. № 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом».

Согласно подпункту «а» пункта 4 Постановления № 289 орган государственного жилищного надзора (лицензирующий орган) направляет уполномоченному органу (органу местного самоуправления) способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, следующую информацию о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 7 Постановления № 289.

Основания для исключения сведений о многоквартирных домах возникают в случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, за исключением предусмотренного частью 7 статьи 198 ЖК РФ случая принятия решения при назначении 2 или более раз в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат (часть 5 статьи 198 ЖК РФ).

Таким образом, обязанность по информированию органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирных домах о возникновении оснований для исключения многоквартирных домов из реестра лицензий возникают у органов государственного жилищного надзора только при наступлении обстоятельств, установленных частью 5 статьи 198 ЖК РФ.

Оспариваемое решение от 29 октября 2021 г. № 2952 принято государственной жилищной инспекцией Краснодарского края по основаниям, установленным частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ, в связи с чем, обязанность по выполнению мероприятий, установленных положениями ЖК РФ и Постановления № 289 в части информирования соответствующих лиц о возникновении оснований для исключения многоквартирных домов из реестра лицензий Краснодарского края у государственной жилищной инспекцией Краснодарского края отсутствовала.

Проанализировав представленные доказательства и сопоставив их с нормами права, приведенными выше, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, оснований для его отмены по доводам административного иска не имеется. Оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем суд полагает правомерным в удовлетворении требований о признании решения №2952 от 29.10.2021г. о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о многоквартирном доме №13 по ул. им. М. Цветаевой в г. Краснодаре из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи» незаконным отказать.

В удовлетворении требований о возложении обязанности на Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца, а именно: внести изменения в реестр лицензий Краснодарского края, включив сведения л многоквартирном доме №13 по ул. им. М. Цветаевой а г.Краснодаре в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УО «Этажи», также необходимо отказать, поскольку они являются производными от основного требования.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ООО УО «Этажи» к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным решения, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения суда.

Председательствующий судья Е.Г. Игорцева

Мотивированный текст решения изготовлен 03.02.2022г.