ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1298/20 от 02.07.2020 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2а-1298/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2020 года г.Воронеж

Советский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,

при секретаре Лукьянчиковой И.А.,

с участием административного истца Коровиной Т.А., представителя административного истца Скрыпника С.С.,

представителя административного ответчика ДИЗО ВО Шафоростова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Коровиной Татьяны Андреевны к ДИЗО ВО о признании незаконным действия,

УСТАНОВИЛ:

Коровина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ДИЗО ВО о признании незаконным действия, указывая, что она имеет троих детей, которые проживают с нею и находятся на её иждивении: ФИО4-ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5-ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6-ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Её семье был присвоен статус многодетной семьи, истец была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Письмом от 24.12.2019 г. за /з, которое было получено истцом в конце января 2020 г., ДИЗО ВО сообщило о том, что ей отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1047 кв.м. по адресу: <адрес>. Причиной явилось не подтверждение статуса многодетной семьи, ввиду того, что дочь ФИО6 07.09.2018 г. заключила брак с ФИО7 и не находится на иждивении истца. Истец считает, что вступление в брак старшей дочери не является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок должен был ей предоставлен задолго до вступления в брак. Кроме того, не смотря на вступление в брак дочь по прежнему проживает с истцом, находится на её иждивении, т.к. трудовую деятельность не осуществляет, с супругом совместно не проживает. В вышестоящий орган в порядке подчиненности жалоба не подавалась. При соблюдении ответчиком закона в части сроков и порядка рассмотрения заявления, истец имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.5 ч.1 ст.13 Закона ВО от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области». Исключение из реестра многодетных граждан, не успевших реализовать право до достижения детьми предельного возраста по вине исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушают права истца, предусмотренные Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и Конституцией РФ. В связи с чем, истец просит признать незаконными действия ДИЗО ВО, выразившееся в отказе /з от 24.12.2019 г. предоставить Коровиной Татьяне Андреевне в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства; возложить на ДИЗО ВО обязанность направить в адрес Коровиной Т.А. предложение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Впоследствии административный истец уточнил административное исковое заявление, указав, что в период с 2012 г. по 2019 г. истец никогда не получала каких-либо уведомлений (предложений) о предоставлении земельного участка. В ноябре 2019 г. ей поступило уведомление, в котором сообщалось, что ей предоставляется земельный участок по адресу: <адрес>, т.к. её номер очереди , длительное время не предоставлялся земельный участок. Истец предоставила ответчику комплект документов: свидетельство о рождении, справку о составе семьи, свидетельство о заключении брака. Незаконность действий ответчика подтверждается также тем, что истец не была исключена из реестра многодетных граждан, и более того в июне 2020 г. получила письмо, в котором ответчик вновь сообщил о предстоящем предоставлении земельного участка. В связи с чем, административный истец просит признать незаконными действия ДИЗО ВО, выразившееся в отказе /з от 24.12.2019 г. предоставить Коровиной Татьяне Андреевне в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании административный истец Коровина Т.А. иск поддержала, пояснила, что у нее на иждивении находится дочь ФИО6, которая вышла замуж, но проживает и зарегистрирована с ней, не работает, считает, что вступление в брак дочери не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку он должен был предоставлен ей ранее.

Представитель административного истца по устному заявлению Коровиной Т.А. Скрыпник С.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что истцу было отказано в предоставлении земельного участка, однако из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка не исключена, в июне 2020 г. пришло вновь уведомление с предложением предоставить земельный участок.

Представитель административного ответчика ДИЗО ВО по доверенности Шафоростов П.В. административный иск не признал, суду пояснил, что земельные участки предоставляются в порядке очереди, т.к. её номер очереди , длительное время не предоставлялся земельный участок. Истец предоставила документы, из которых следовало, что её дочь заключила брак, в связи с чем, перестала быть у неё на иждивении и членом её семьи, поэтому утратила статус многодетной семьи, в связи с чем истцу было отказано.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.2 ст.39.19 ЗК РФ если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем 2 п.2 ст.28 ЗК РФ ( в редакции, действовавшей по состоянию на 23.07.2013 г.) установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. С 1 марта 2015 г. случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены ст.39.5 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Воронежской области отношения в сфере реализации полномочий органов государственной власти Воронежской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулируются Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В соответствии с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25- ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, имеющие трех и более детей.

К гражданам, имеющих трех и более детей, указанным в ч.2.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25 ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.

Однако, в редакции Закона Воронежской области от 08.06.2012 г. №65-ОЗ, т.е. на момент подачи истцом заявления, она гласила, что к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, в том числе находящихся под опекой и попечительством.

В случаях, предусмотренных п.5 и 16 ч.1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется вне очереди.

Согласно п.п.1,2,4 ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25- ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (в редакции, действовавшей на дату рассмотрения заявления истца от 22.03.2013 г.) в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - перечень земельных участков). Перечень земельных участков утверждается уполномоченным органом или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не позднее последнего дня каждого квартала календарного года. Предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту постоянного проживания заявителя. Уполномоченный орган или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, принимает решение о включении заявителя в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - Реестр), либо об отказе включить его в Реестр, которое направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Коровина Т.А. имеет троих детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9,10-12,13-15,44-47).

23.07.2013 г. приказом ДИЗО ВО -з Коровина Т.А. была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с 22.03.2013 г., реестровый (л.д. 49-55,62-65,66,80).

07.09.2018 г. её старшая дочь ФИО10, заключила брак с ФИО7, в связи с чем была присвоена фамилия ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын Дмитрий (л.д.44,45,61,84).

21.11.2019 г. ДИЗО ВО уведомлением сообщило истцу о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1047 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7), в течении 10 дней следовало сообщить о согласии либо отказе, подтвердить льготный статус многодетного гражданина.

10.12.2019 г. Коровина Т.А. обратилась с заявлением в ДИЗО ВО о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность бесплатно, приложив копии паспортов, документы подтверждающие смену фамилии, справку о состоянии семьи, копии свидетельства о рождении (л.д.40-43,60).

Однако, ДИЗО ВО было рассмотрено её обращение и ответом от 24.12.2019 г. з ей отказано в связи с тем, что её дочь Шевченко (Филонова) Е.С. 07.09.2018 г. заключила брак с ФИО7, следовательно не находится на иждивении истца, в связи с чем статус многодетного гражданина не подтвержден (л.д. 6, 38-39,58-60).

Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования Коровиной Т.А.подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Судом установлено, что ДИЗО ВО является полномочным органом, в компетенцию которого входит предоставление земельных участков, бесплатно отдельным категориям граждан.

С учетом вышеизложенного и того, что действующим законодательством обязанность законности действий по доказыванию возложена на орган, вынесший решение об отказе, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.2.1,2.2, 2.5 Постановления Правительства ВО №845 от 25.09.2012 г. «Об утверждении порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области» формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом, органом местного самоуправления по форме, определяемой приказом Департамента. Реестр подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления по состоянию на 1 января каждого года. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.

Согласно п.п.8,11 ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (в редакции от 08.06.2012 г.) уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня утверждения перечня земельных участков направляют многодетным гражданам, включенным в Реестр, заказным письмом с уведомлением о вручении предложение в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения предложения представить в данный уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления свое письменное согласие на получение в собственность указанного в предложении земельного участка либо письменный отказ от предложенного земельного участка. В случае отсутствия на территории поселения или городского округа свободных земельных участков с письменного согласия многодетного гражданина ему может быть предоставлен земельный участок на территории другого муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании, Коровина Т.А. в соответствующим с действующим законодательством была внесена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской область, в настоящее время из реестра она не исключена, реестровый №752, номер очереди 107 (л.д. 80).

Таким образом, на момент подачи заявления Коровиной Т.А. её семья относилась к категории «многодетная семья», определенной в целях Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», и требованиям установленным ст.12 и 13 настоящего Закона Воронежской области.

В соответствии с положениями п.8,11-13 ст.13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», в редакции действовавшей на дату рассмотрения заявления Коровиной Т.А., уполномоченный орган в течении 30 календарных дней, со дня утверждения перечня земельных участков (который утверждается ежеквартально), должен был направить истцу (имеющему право на внеочередное предоставление земельного участка) предложение на получение в собственность земельного участка на территории муниципального района или городского округа, либо на территории другого муниципального образования.

При соблюдении ответчиком указанных выше положений Закона в части сроков и порядка рассмотрения заявления, истец Коровина Т.А. имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Тот факт, что Филонова (Шевченко) Е.С. в настоящий момент вступила в брак не имеет правового значения, т.к. ответчик длительное время бездействовал, не представлял истцу земельный участок.

Согласно справки ООО УК «СтройТехника» от 30.01.2020 г. по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают четыре человека: Коровина Т.А., ФИО6, ФИО4, ФИО5ФИО6 аналогичная справка предоставлена суду от 02.07.2020 г., следовательно дочь продолжает являться членом семьи, иные доказательства отсутствуют (л.д.8,48,83).

Также следует учесть, что 17.06.2020 г. з истец был уведомлен ДИЗО ВО о том, что ей вновь предоставляется земельный участок площадью 1001 кв.м., в том числе 223 кв.м., ограниченные в использовании в связи с прохождением сетей инженерно- технического обеспечения, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д.79), включенный в перечень земельных участков согласно приказа от 30.09.2019 г. (л.д.85-90), в связи с чем уточнены исковые требования в части возложения обязанности на ответчика направить предложение, на которых Коровина Т.А. не настаивала.

Таким образом, отказ ДИЗО ВО принят с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя, (возможность приобретения земельного участка в собственность) в связи с чем оспариваемое решение незаконно.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из вышеуказанной нормы, суд считает, что административным истцом не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как ему стало известно о нарушенном праве с момента получения решения об отказе, содержащегося в ответе от 24.12.2019 г., поскольку в суд обратился 17.03.2020 г. В связи с чем, исковые требования Коровиной Т.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действие ДИЗО ВО, выразившееся в отказе от 24.12.2019 г. в предоставлении Коровиной Татьяне Андреевне в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2020 г.

Судья Е.М. Бородовицына