№ 2а-1298/2021
УИД 26RS0014-01-2021-002479-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Дерябиной Т.В.
при секретаре судебного заседания Жеребцовой М.Д.,
с участием помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Мухачева И.И.,
представителя административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора Изобильненского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и муниципального образования к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, обязании принятия мер,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Изобильненского района Ставропольского края Панасенко С.Н. в интересах Российской Федерации и муниципального образования обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, обязании принять меры, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы предупреждения паводков и чрезвычайных ситуаций. Проверкой установлено, что в администрации Изобильненского городского округа <адрес> в нарушение подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работа в области профилактики терроризма и минимизации и (или) ликвидации его последствий в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений должным образом не ведется. На основании судебных решений в муниципальную собственность Изобильненского городского округа Ставропольского края оформлено 21 гидротехническое сооружение, <данные изъяты> До настоящего времени администрацией Изобильненского городского округа <адрес> не приняты должные меры по разработке деклараций безопасности указанных гидротехнических сооружений. В целях устранения выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ главе Изобильненского городского округа <адрес> внесено представление, которое рассмотрено, однако должных мер по устранению выявленных нарушений закона не принято. Просил признать бездействие администрации Изобильненского городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений, незаконным. Обязать администрацию Изобильненского городского округа <адрес> принять меры по разработке деклараций безопасности 21 гидротехнического сооружения, <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Изобильненского района Ставропольского края Мухачев И.И. исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения, указав при этом, что в настоящее время, предусмотренный законом 5-летний срок для составления деклараций безопасности гидротехнических сооружений не истек, декларации безопасности должны быть составлены до ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что находящиеся в муниципальной собственности гидротехнические сооружения имеют признаки IV класса, в отношении которых декларации безопасности не составляются. В целях разработки вероятного вреда и определения класса опасности гидротехнических сооружений административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес специализированных организаций направлены письма с просьбой предоставления коммерческих предложений на указанный вид услуг. Указала, что работа в данном направлении ведется, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ и частью 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Основания для обращения в суд для прокурора носят оценочный характер и определяются необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.
Таким образом, как в силу прямого указания частью 4 статьи 218 КАС РФ, так и в соответствии со своей компетенцией, определенной специальным законом о прокуратуре, прокурор в данном случае имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст. 7 вышеуказанного Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований, в том числе: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
В соответствии с положениями ст. 9 вышеуказанного Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу ст. 10 вышеуказанного Федерального закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности, установлены Положением «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с указанным Положением декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (п. 4).
Декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора (п. 5).
Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти (п. 7).
Декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию. По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется: при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности; при изменении обязательных требований, если гидротехнические сооружения не соответствуют таким обязательным требованиям, - в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм (п. 9).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации гидротехнических сооружений» утверждены критерии классификации гидротехнических сооружений в зависимости от их высоты и типа грунта оснований, их назначения и условий эксплуатации, последствий возможных гидродинамических аварий.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающим риск-ориентированный подход в вопросе обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что утвержденные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона декларации безопасности гидротехнических сооружений сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений до окончания срока действия таких деклараций безопасности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района по поручению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы предупреждения паводков и чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки установлено, что в администрации Изобильненского городского округа <адрес> в нарушение подп. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работа в области профилактики терроризма и минимизации и (или) ликвидации его последствий в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений должным образом не ведется.
По решениям Изобильненского районного суда <адрес> в муниципальную собственности Изобильненского городского округа <адрес> оформлено 21 гидротехническое сооружение, <адрес>
До настоящего времени администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края не приняты должные меры по разработке деклараций безопасности указанных гидротехнических сооружений. В целях устранения выявленных нарушений законодательства 04.06.2021 главе Изобильненского городского округа Ставропольского края внесено представление, которое рассмотрено, однако должных мер по устранению выявленных нарушений закона не принято.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 10 Федерального закона "О безопасности гидротехнических
Таким образом, в силу ст. 10 Закона п. 3, 8 Положения о декларирования безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Декларация безопасности является основным документом, определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации, при этом Декларация безопасности содержит меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органами надзора.
Несмотря на вышеизложенные требования законодательства, декларация безопасности на 21 гидротехническое сооружение не составлены.
Выполнение указанных мероприятий по принятию мер обязательно в силу закона, и необходимо для контроля их состояния и оценки безопасности.
При этом представитель административного ответчика, возражая против удовлетворения исковых требований, указала, что с их стороны не имело место бездействие, поскольку июне-июле 2021 года направлялись запросы на предоставление коммерческих предложений по разработке расчета вероятного вреда и подготовки актов обследования гидротехнических сооружений.
Вместе с тем, суд учитывает, что действия администрации по направлению запросы производились лишь в июне-июле 2021 года, после обращения прокурора с иском, тогда как декларации безопасности должны быть составлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, доказательств того, что администрация принимала какие-либо меры ранее, суду не представлено.
Суд, принимая во внимание, что администрация Изобильнеснкого городского округа Ставропольского края, обязана соблюдать требования Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом довод ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств о присвоенных классах опасности суд отклоняет как необоснованный, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявленного прокурором Изобильненского района Ставропольского края административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление административного истца прокурора Изобильненского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и муниципального образования к администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, обязании принятия мер удовлетворить.
Признать бездействие администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений, незаконным.
Обязать администрацию Изобильненского городского округа Ставропольского края принять меры по разработке деклараций безопасности 21 гидротехнического сооружения<данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.09.2021.
Судья Т.В. Дерябина