ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1298/2021 от 30.03.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-1298/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парнищевой Г.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, постановления, возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л :

Парнищева Г.С. обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, с учетом уточнений, мотивируя требования тем, что она является законным представителем ребенка-инвалида, семья истца признана в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. При обращении истца с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274, ей было отказано по причине того, что на земельном участке располагается бетонный колодец и часть участка огорожена; под земельным участком находится в закрытом коллекторе водный объект. Решением Октябрьского районного суда г. Красноярского края исковые требования удовлетворены в полном объеме, отказ департамента в предоставлении административному истцу спорного земельного участка признан незаконным. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 29 июля 2020 года решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 23 января 2020 года в части возложения на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Парнищевой Г.С. земельный участок во внеочередном порядке на праве аренды отменено. На Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска возложена обязанность в течение 3 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Парнищевой Г.С. от 30 апреля 2019 года о предоставлении земельного участка по внеочередном порядке на праве аренды. 22 сентября 2020 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 18 сентября 2020 года предоставлен ответ о повторном рассмотрении заявления Парнищевой Г.С. от 30 апреля 2019 года № П-7831 с учетом вступившего в законную силу Октябрьского районного суда г. Красноярска, согласно которому административному истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на сведения из ЕГРН от 07 сентября 2020 года, поскольку согласно данных сведений вид разрешенного использования земельного участка «Объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов», при этом, отмечая, что Парнищева Г.С. испрашивала земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Полагает указанный отказ незаконным и нарушающим ее правил, поскольку в момент первоначального обращения ее с заявлением к административному ответчику, получения отказа от 20 мая 2019 года и всех споров в Октябрьском районом суде и Красноярском краевом суде, земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 имел вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1)», напротив, все заявленные департаментом доводы о невозможности предоставления земельного участка административному истцу не нашли своего подтверждения в суде и были признаны незаконными. На момент подачи ею заявления в апреле 2020 года, вид разрешенного использования земельного участка полностью соответствовал целям индивидуального жилищного строительства, для которой он испрашивался. Действия по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка были осуществлены Департаментом в момент возникновения обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца. При этом, изменение вида разрешенного использования в сентябре 2020 года не может служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на момент обращения с заявлением о предоставлении такого основания не существовало. Кроме того, в перерыве между обращением Парнищевой Г.С. в Октябрьский районный суд г. Красноярска и изменения решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции и вступления его в законную силу и до момента издания обжалуемого отказа, осуществлены действия по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 с «индивидуального жилищного строительства (код – 2.1)» на «объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.63.1)», в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек. Кинотеатров и кинозалов». В период рассмотрения указанного искового заявления 08 октября 2020 года распоряжением администрации г. Красноярска № 3203-недв «О предоставлении МАУ «Парк Роев ручей» земельного участка. В силу данного распоряжения МАУ «Парк Роев» ручей обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 15 сентября 2020 года о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274. Просит признать незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 18 сентября 2020 года № 21120ги; признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 08.10.2020 года № 3203-недв «О предоставлении МАУ «Парк Роев ручей» земельного участка; возложить обязанность на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 с «объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.63.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов» на «для индивидуального жилищного строительства (код. – 2.1)»; возложить обязанность предоставить во внеочередном порядке на праве аренды административному истцу земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100212:274.

Административный истец Парнищева Г.С. и ее представитель Березкина К.Д., действующая по доверенности, заявленные требования поддержали, по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Быковская А.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве согласно которому указали, что решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23.01.2020 года удовлетворены административные исковые требования Парнищевой Г.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа № П-8831 от 20.05.2019 по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков незаконным, возложении обязанности. Апелляционным определением от 29.07.2020 года решение суда изменено, на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Парнищевой Г.С. о предоставлении ей в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.09.2020 № КУВИ-002/2020-19088066 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274: объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, культурное развитие. Согласно заявлению от 30.04.2019 № П-7831 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:274 целью использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, подпунктом 14 п. 14 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. П. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 337 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено право правообладателя земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом. На территории муниципального образования город Красноярск Правила землепользования и застройки города Красноярска утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Правилами определены границы территориальных зон в пределах муниципального образования город Красноярск. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные и вспомогательные ВРИ). Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройками индивидуальными жилыми домами (Ж-1), основные и условные ВРИ для указной зоны установлены ст. 14 Правил. Согласно пп. 9 п. 2 ст. 14 Правил к основному виду разрешенного использования, установленного для зоны Ж-1, относится – объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.63.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов. На основании обращения от 29.10.2019 года вх. П-18842 департаментом подготовлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0300101:1 для строительства индивидуального жилого дома, направлен Парнищевой Г.С.. Парнищевой Г.С. реализовано в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев Ручей» Степанова Е.С., действующая на основании доверенности, полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, указанным в возражениях, согласно которым указала, что требование о возложении обязанности на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярск осуществить процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:274 с «объекты культурно-досуговой деятельности (код - 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов» на «для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1.)» не основан на нормах права и не может быть удовлетворено, равно как и исковое требование о возложении обязанности на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предоставить во внеочередном порядке на праве аренды административному истцу земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100212:274. Вопреки доводам административного истца, изменение разрешенного использования земельного участка нельзя квалифицировать как злоупотребление правом ответчика. Данные изменения носили плановый характер. В настоящее время действительно земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100212:274, общей площадью 1 662,0 кв.м., находящийся в охранных зонах инженерных сетей: канализации, зоне с особыми условиями использования территории (водоохранная зона), расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой микрорайон Чистый, на основании распоряжения администрации города Красноярска от 08.10.2020 года № 3203-недв предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей». Помимо этого участка, МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» предоставлены также земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 24:50:0100212:262, 24:50:0100212:263, 24:50:0100212:363, 24:50:0100212:894, 24:50:0100212:903, 24:50:0100212:362, 24:50:0100212:361, 24:50:0100212:898, 24:50:0100212:893, 24:50:0100212:897, 24:50:0100212:895, 24:50:0100212:896, 24:50:0100212:899, 24:50:0100212:904, 24:50:0100212:902, 24:50:0100212:897, 24:50:0100212:898, 24:50:0100212:335, 24:50:0100212:226, 24:50:0100212:134. Поскольку на момент рассмотрения заявления истца о предоставлении ему в аренду участка спорный участок имел иной вид разрешенного использования, у администрации отсутствовали основания для предоставления истцу в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка. Согласно фактическим обстоятельствам дела, изменение вида разрешенного строительства носило плановый характер. Проект освоения земельных участков согласован с администрацией города. Этот проект составлял стратегию градостроительного развития территорий, долгосрочные ориентиры их развития, что имеет приоритет перед правилами землепользования и застройки. Предоставление земельных участков по заявлениям МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» продолжается. В настоящее время производятся кадастровые работы по объединению земельных участков для использования их в уставных целях МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей». Предоставление указанных в письменной позиции МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» земельных участков производится во исполнение Концепции развития МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей», рекомендованной Администрации города Красноярска к утверждению постоянной комиссией по социальному развитию Красноярского городского Совета депутатов (протокол от 28.11.2019 года). Концепция была утверждена приказом Руководителя Главного управления культуры администрации города Красноярска № 10-ах от 29.01.2021 года. Концепция предусматривает, в том числе, освоение новых территорий. В частности, речь идет о проекте «Крупнейший парковый комплекс. Город Красноярск, ул. Садовая, 2Г». В настоящее время производится корректировка бюджета города, для реализации данного проекта в 2021 года дополнительно выделяется 50 млн.рублей из бюджета (строка 6.2., 6.4. дорожной карты). Принимая во внимание вышеизложенное, уполномоченный орган должен принимать решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, основываясь на территориальном планировании на момент принятия решения, а не на момент подачи заявления гражданином или юридическим лицом и не на момент обращения с таковым заявлением. Таким образом, действия Департамента не могут рассматриваться как злоупотребление правом. В соответствии с фактическими обстоятельствами, на территории спорного земельного участка находятся канализационные сети, наличие которых исключает жилищное строительство на данной территории, как следствие, целевое использование земельного участка не может быть осуществлено. Спорный земельный участок находится в зоне с Особыми условиями использования территории (водоохранная зона). Указанный земельный участок граничит с дамбой, которая является гидротехническим сооружением и требует особого обслуживания и эксплуатации. Данные обстоятельства являются дополнительными и самостоятельными основаниями для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, семья административного истца состояла на учете как нуждающаяся. Администрацией истице был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300101:1, в результате реализовано ее право, гарантированное частью 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, у Парнищевой Г.С. отсутствует основание для заявления требований о предоставлении земельного участка, так как исчезла нуждаемость в жилом помещении.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, предоставили пояснения на административное исковое заявление, согласно которым указали, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100212:274, относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: объекты культурно-досуговой деятельности (код -3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, уточненной площадью 1662 кв.м., по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, октябрьский район, жилой микрорайон Чистый. Записи о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют, содержится запись об ограничении прав и обременений в виде ареста, внесенная на основании определений Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22.09.2020 и от 12.10.2020. 07.09.2020 по заявлению представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в ЕГРН были внесены изменения в сведения о земельном участке в части изменения вида разрешенного использования на основании градостроительной деятельности от 30.07.2020 № 3955-ДМИиЗО.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 14 той же статьи предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, подсобного и дачного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определенным характеристикам.

В силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

Судом установлено, что Парнищева Г.С. является матерью несовершеннолетнего Парнищева Е.Д., которому установлена инвалидность – «ребенок инвалид», что установлено вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 января 2020 года.

30 апреля 2019 года Парнищева Г.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении без проведения торгов на праве аренды земельного участка для ИЖС, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, жилой микрорайон Чистый, с кадастровым номером: 24:50:0100212:274, в предоставлении которого департаментом муниципального имущества и земельных отношений было отказано.

Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 января 2020 года решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № П-8831 от 20.05.2019 года об отказе в предоставлении Парнищевой Г.С. земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 во внеочередном порядке на праве аренды признано незаконным, возложена обязанность предоставить указанный земельный участок.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 29 июля 2020 года, решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 января 2020 года в части возложения на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Парнищевой Г.С. земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 во внеочередном порядке на праве аренды отменено. На Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Парнищевой Г.С. от 30 апреля 2019 года о предоставлении земельного участка во внеочередном порядке на праве аренды.

Решением департамента муниципального имущества г. Красноярска № 21120ги от 18 сентября 2020 года, повторно рассмотрено обращение Парнищевой Г.С. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274, по результатам чего, Парнищевой Г.С. отказано в предоставлении земельного участка в аренду, ввиду того, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.09.2020 № КУВИ-002/2020-19088066 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274: объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, культурное развитие. Согласно заявлению от 30.04.2019 № П-7831 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:274 целью использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, подпунктом 14 п. 14 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100212:274, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, жилой микрорайон Чистый, площадью 1662 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов.

Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН внесены 07.09.2020 года по заявлению представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска на основании градостроительной деятельности от 30.07.2020 года № 3955-ДМИиЗО.

Таким образом, на дату повторного рассмотрения Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска обращения Парнищевой Г.С. земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 – 18 сентября 2020 года, вид разрешенного использования испрашиваемого административным истцом земельного участка - объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.6.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, не соответствовал целям использования такого земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, указанного в заявлении, ввиду чего, суд полагает отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении Парнищевой Г.С. испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным, соответствует положениям п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, административные исковые требовании о признании указанного решения незаконным, не подлежащими удовлетворению.

Разрешая административные исковые требования в части возложения обязанности на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100212:274 с «объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.63.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов» на «для индивидуального жилищного строительства (код. – 2.1)», суд также находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Так, согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 ГрК РФ.

В силу статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

На территории г. Красноярска Правила землепользования и застройки города Красноярска утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Правилами определены границы территориальных зон в пределах муниципального образования город Красноярск, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные и вспомогательные). Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройками индивидуальными жилыми домами (Ж-1), основные и условные виды разрешенного использования для указной зоны установлены ст. 14 Правил. Согласно пп. 9 п. 2 ст. 14 Правил к основному виду разрешенного использования, установленного для зоны Ж-1, относится – объекты культурно-досуговой деятельности (код – 3.63.1), в части размещения зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов.

Таким образом, изменяя один вид разрешенного использования спорных земельных участков, расположенных в границах муниципального образования и не переданных третьим лицам на каком-либо праве, на другой вид такого использования, установленный указанными выше Правилами землепользования и застройки, администрация г. Красноярска в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска действовала в пределах своей компетенции, не нарушая требования закона, при том, что какие-либо меры предварительной защиты в отношении спорного земельного участка в спорный период отсутствовали. При этом, как предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Равно как не обоснованны требования административного истца в части признания незаконным распоряжения администрации г. Красноярска от 008.10.2020 года № 3203-недв «О предоставлении МАУ «Парк «Роев ручей» спорного земельного участка.

Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 08 октября 2020 года № 3203-недв МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному автономному учреждению «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 234:50:0100212:274, общей площадью 1662,0 кв.м., находящийся в охранных зонах инженерных сетей: канализации, зоне с особыми условиями использования территории (водоохранная зона), расположенный по адресу: г. Красноярск, октябрьский район, жилой микрорайон Чистый, для выполнения своих уставных задач.

Предоставление МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей», в том числе спорного земельного участка, производится во исполнение Концепции развития МАУ «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей», рекомендованной администрации города Красноярска к утверждению постоянной комиссией по социальному развитию Красноярского городского Совета депутатов, что подтверждается протоколом от 28.11.2019 года. Указанная концепция утверждена приказом руководителя Главного управления культуры администрации города Красноярска № 10-ах от 29.01.2021 года, которая предусматривает, в том числе, освоение новых территорий, в частности, в отношении проекта «Крупнейший парковый комплекс. Город Красноярск, ул. Садовая, 2Г».

Оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с компетенцией администрации города и подписано уполномоченным должностным лицом - заместителем Главы города руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений, более того, права административного истца указанным распоряжением не нарушены.

Кроме того, на основании обращения от 29.10.2019 года вх. П-18842 департаментом подготовлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0300101:1 для строительства индивидуального жилого дома, направлен Парнищевой Г.С..

Таким образом, Парнищевой Г.С. реализовано в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку реализация права на предоставление земельного участка инвалиду является одной из форм обеспечения жильем данной категории граждан. Однако обращение истца с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка не является основанием для предоставления ему выбранного участка. Инвалиду предоставляется сформированный, постановленный на кадастровый учет и соответствующий требованиям земельного законодательства объект недвижимости, но не предусмотрено право выбора земельного участка и места его положения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Парнищевой Г.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, постановления, возложении обязанностей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Парнищевой Г.С. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными решения, постановления, возложении обязанностей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко