РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2016 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Климовой О.В.,
при секретаре Батовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1299/2016 по административному исковому заявлению Шерстовой Л.Н. к Министерству экономического развития Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании представить в бессрочное пользование земельный участок,
у с т а н о в и л:
Шерстова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству экономического развития Тульской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить в бессрочное пользование земельный участок.
Мотивировала свои требования тем, что (дата) она подала заявление в Министерство экономического развития Тульской области в соответствии со ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка для благоустройства.
(дата) административным ответчиком принято решение № об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что (дата) Зареченским районным судом было вынесено решение об освобождении занимаемого земельного участка площадью (.......) кв.м., однако, данное решение не вступило в законную силу.
Административный истец считает, решение от (дата)№ незаконным, также по тем основаниям что, отказывая в предоставлении земельного участка, административный ответчик не указал на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, которые были нарушены административным истцом, не аргументировал свой отказ.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным и отменить решение Министерства экономического развития Тульской области от (дата)№ об отказе в предоставлении земельного участка, обязать административного ответчика предоставить административному истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок на основании заявления от (дата) и представленных документов.
Административный истец Шерстова Л.Н., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ею (дата) были поданы заявления на имя директора имущественных и земельных отношений министерства экономического развития Тульской области и на имя заместителя председателя правительства Тульской области министру экономического развития Тульской области в соответствии со ст. 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении предоставления для использования одного земельного участка для благоустройства заездного пандуса, при этом ею были приложены все необходимые документы, однако ей было отказано.
В последующем, во исполнение Решения № об отказе в предоставлении земельного участка административный истец обратилась с заявлением от (.......) о выделении участка под благоустройство на предполагаемый срок не менее 3-х (трех) лет. (дата) административным ответчиком был снова дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка под благоустройство.
Впоследствии она снова несколько раз обращалась с данным вопросом к ответчику, однако получала только отрицательные ответы.
Представитель административного истца в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ Ивлев А.А., в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития Тульской области по доверенности Мамаев В.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит отказать в удовлетворении заявления.
В порядке ст. 150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу Шерстовой Л.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью (.......) кв.м, расположенный по адресу: (......), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для возведения одноэтажного деревянного дома с надворными постройками, границы которого определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также жилой дом, расположенный по данному адресу.
(.......) Шерстова Л.Н. обратилась с заявлениями о предоставлении земельного участка для благоустройства заездного пандуса для инвалида на имя директора имущественных и земельных отношений министерства экономического развития Тульской области, а также на имя заместителя председателя правительства Тульской области, в которых указала, что поскольку она является человеком с ограниченными возможностями, просила разрешить благоустройство пандуса на земельном участке по восточной границе ее дома, в соответствии со ст. 39.33 и 39.36 Земельного кодекса РФ.
На данные обращения Шерстовой был направлен ответ от (дата)№, из которого следует, что, поскольку в заявлении Шерстовой Л.Н.не указан предполагаемый срок использования земель, а также к заявлению не приложена схема границ предполагаемых к использованию земель, а также, что заочным решением от (дата)(.......) обязал Шерстову за счет собственных средств в семидневный срок с даты вступления решения в законную силу освободить земельный участок площадью (.......) кв.м., прилегающий с восточной стороны к участку с кадастровым номером №, находящемуся в ее собственности, рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на использование земель без их предоставления возможно только после освобождения самовольно занятых земель, в связи, с чем ей было отказано в выдаче разрешения на использование земель без их предоставления.
Не согласившись с ответом Министерства экономического развития Тульской области Шерстова Л.Н. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Как усматривается из ответа Министерства экономического развития Тульской области № от (дата) Шерстовой Л.Н. не был указан предполагаемый срок использования земельного участка, испрашиваемого ею, к заявлению не приложена схема границ предполагаемых к использованию земель, а также имело место быть заочное решение суда от (дата) согласно которому суд обязал Шерстову Л.Н. за счет собственных средств в семидневный срок с даты вступления решения в законную силу освободить испрашиваемый ею земельный участок площадью (.......) кв.м, прилегающий с восточной стороны к участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: (......).
Согласно подп. 6 п.1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае: размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 3.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 4 данного перечня предусмотрена возможность размещения элементов благоустройства территории на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно положению о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 3.04.2015г. № 157, для размещения на землях или земельных участках Объектов заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
Согласно п. 4 данного положения в заявлении должны быть указаны, в том числе кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование земельного участка или его части; предполагаемый срок использования земель или земельного участка; предполагаемая цель использования земель или земельного участка.
К заявлению должны быть приложены: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Установленные по делу обстоятельства позволяют прийти к выводу, что заявления Шерстовой Л.Н. от (дата) по вопросу выдачи разрешения на использование земель для размещения элементов благоустройства территории (пандуса) Министерством экономического развития Тульской области были рассмотрены в пределах компетенции, в установленном законом порядке и в срок, направлен ответ на обращение с соответствующими разъяснениями. Ответ Министерства экономического развития Тульской области от (дата) является обоснованным, мотивированным, в нем указано по каким основаниям разрешение на использование земельного участка не может быть выдано. При этом, нарушение министерством экономического развития Тульской области прав и свобод Шерстовой Л.Н. не установлено.
В материалах дела уже имеются и последующие отказы Министерства экономического развития (......) направленные Шерстовой Л.Н.от (дата)№, от (дата)№, от (дата)№.
Кроме того, вопреки доводам административного иска, ответчик не имел право не учитывать вступившее в законную силу заочное решение от (дата), об освобождении испрашиваемого земельного участка, которое на момент вынесения обжалуемого отказа отменено не было, поскольку в силу положений ст. 13 ГПК РФ, ч.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что требования Шерстовой Л.Н. о признании незаконным отказа Министерства экономического развития Тульской области от (дата). № являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Что касается требований об обязании Министерства экономического развития Тульской области предоставить административному истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, то требования в данной части также судом не мугут быть удовлетворены в виду того, что они производны от первого требования, а кроме того суд не может вмешиваться в деятельность других органов, к компетенции которых относится решение вопросов о предоставления земельных участков гражданам.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Шерстовой Л.Н. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Шерстовой Л.Н. о признании незаконным решения Министерства экономического развития Тульской области от (дата)№ об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 17 октября 2016 года.
Председательствующий О.В. Климова