ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-129/18 от 08.02.2018 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-129/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Южа Ивановская область 08 февраля 2018 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой О.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Южского района Ивановской области Габалини Я.Э.,

при секретаре Федосовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Южского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Южского муниципального района Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района о признании незаконными бездействия и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Южского района Ивановской области обратился в суд с административным иском к Администрации Южского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района (далее по тексту – КУМИ Администрации Южского муниципального района) о признании бездействия Администрации Южского муниципального района Ивановской области и КУМИ Администрации Южского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер к подаче заявления в регистрирующий орган для постановки в качестве бесхозяйный объектов электросетевого хозяйства и обращению имущества, не имеющего собственника, в муниципальную собственность. Обязании КУМИ Администрации Южского муниципального района обратится в Управление Россреестра по Ивановской области по Южскому и Палехскому району с заявлением о постановке в качестве бесхозяйного имущества – 10 опорных столбов линии электропередач, расположенных на территории городского парка. Обязании Администрации Южского муниципального района провести финансирование работ по подготовке необходимой документации для возможности постановки объектов электросетевого хозяйства, не имеющих собственника, в регистрирующем органе за счет средств Южского городского поселения

Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки доводов жалобы гражданина о ненадлежащем соблюдении и исполнении администрацией Южского муниципального района законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Южского городского поселения установлено, что на территории Южского городского парка расположено 10 опорных столбов линии электропередач. Согласно ответу администрации Южского муниципального района указанный объект собственника не имеет. Указанные объекты электросетевого хозяйства не включены в перечень (реестр) муниципального имущества Южского городского поселения и собственника не имеют. КУМИ, обладающий правом на признание объекта недвижимости бесхозяйным и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, по истечению одного года с момента постановки не учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории поселения, не обращалось в регистрирующий орган для постановки объектов электросетевого хозяйства на учет как бесхозяйных с целью последующего обращения в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Сведений о нахождении данной недвижимости в чей-либо собственности не представлено.

В силу закона орган местного самоуправления обязан принять меры к постановке указанных сооружений на учет в качестве бесхозяйных, обязан принять меры по принятию недвижимых объектов в собственность муниципального образования поскольку отсутствие собственника делает невозможным принятие мер к содержанию объекта, что негативно сказывается на состоянии недвижимого имущества, организации уличного освещения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц. При дальнейшем бездействии, выражающемся в непринятии мер по признанию имущества бесхозяйным и принятию его в муниципальную собственность, нарушает как права и законные интересы самого муниципального образования, так права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие права собственности на недвижимое имущество не позволит органу местного самоуправления внести указанное имущество в казну муниципального образования, а также распоряжаться указанным имуществом, совершать с ним сделки, в том числе сдавать в аренду, либо передавать в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным предприятиям или учреждениям.

Со ссылками на ст. 125, 225 ГК РФ, ст.39 КАС РФ, п.3 и п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просят суд признать бездействие администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района по непринятию мер к подаче заявления в регистрирующий орган для постановки в качестве бесхозяйный объектов электросетевого хозяйства и обращению имущества, не имеющего собственника, в муниципальную собственность, незаконным, и обязать КУМИ Администрацию Южского муниципального района обратиться в Управление Россреестра по Ивановской области по Южскому и Палехскому району с заявлением о постановке в качестве бесхозяйного имущества – 10 опорных столбов линии электропередач, расположенных на территории городского парка. Обязать Администрацию Южского муниципального района провести финансирование работ по подготовке необходимой документации для возможности постановки объектов электросетевого хозяйства, не имеющих собственника, в регистрирующем органе за счет средств Южского городского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Южского района Габалиня Я.Э. исковые требования уточнила и просила суд признать бездействие администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района по непринятию мер к подаче заявления в регистрирующий орган для постановки в качестве бесхозяйный объектов электросетевого хозяйства и обращению имущества, не имеющего собственника, в муниципальную собственность, незаконным, и обязать КУМИ Администрацию Южского муниципального района обратиться в Управление Россреестра по Ивановской области по Южскому и Палехскому району с заявлением о постановке в качестве бесхозяйного имущества – 10 опорных столбов линии электропередач, расположенных на территории городского парка. Данные обязанности в окончательном оформлении должны быть выполнены КУМИ администрации Южского муниципального района в срок до 31.12.2019 года. Обязать Администрацию Южского муниципального района провести финансирование работ по подготовке необходимой документации для возможности постановки объектов электросетевого хозяйства, не имеющих собственника, в регистрирующем органе за счет средств Южского городского поселения. Доводы, изложенные в административном иске в части обоснования заявленных требований поддержала.

Представители административного ответчика Администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района - в суд не явились. От обоих ответчиков поступили в суд отзывы, в которых они не оспаривая законность и обоснованность заявленных прокурором требований, просят суд установить срок для исполнения возложенной обязанности до 31.12.2019 года.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее в т.ч. Порядок).

В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно п.п.3,5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки на территории Южского городского поселения выявлены объекты электросетевого хозяйства – 10 опорных столбов линии электропередач, расположенные на территории Южского городского парка.

Исходя из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области указанные объекты электросетевого хозяйства являются бесхозяйными.

Согласно уведомления, представленного руководителем МТУ Росимущества Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 05.10.2017 года, вышеуказанные объекты недвижимого имущества – опоры уличного освещения с линией электропередач в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, по состоянию на 26.09.2017 года не значится.

Согласно уведомлению и.о. начальника Департамента управления имуществом Ивановской области от 28.09.2017 года вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства – опоры уличного освещения с линией электропередач, расположенные на территории Южского городского парка в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, отсутствуют.

Согласно уведомлению, представленного филиалом Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата росреестра по Ивановской области» от 23.01.2018 года в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемые сведения отсутствуют. Сведения о переходе прав на объект, право собственности на вышеуказанное сооружение – опоры уличного освещения с линией электропередач, расположенные на территории Южского городского парка– отсутствуют.

Вместе с тем, данные объекты находятся в административных границах Южского городского поселения.

Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено, что 10 опорных столбов линии электропередач, расположенных на территории Южского городского парка в муниципальной собственности не числится и не является чей-либо собственностью, при этом, доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу, что Администрация Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района не предприняли достаточных мер к признанию данного объекта бесхозяйным.

Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного сооружения должна быть возложена на КУМИ Администрации Южского муниципального района, как орган местного самоуправления.

Статус сооружения как бесхозяйного делает невозможным принятие мер к содержанию объекта, что негативно сказывается на состоянии недвижимого имущества, организации уличного освещения, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц. При дальнейшем бездействии, выражающемся в непринятии мер по признанию имущества бесхозяйным и принятию его в муниципальную собственность, нарушает как права и законные интересы самого муниципального образования, так права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие права собственности на недвижимое имущество не позволит органу местного самоуправления внести указанное имущество в казну муниципального образования, а также распоряжаться указанным имуществом, совершать с ним сделки, в том числе сдавать в аренду, либо передавать в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным предприятиям или учреждениям.

При таких обстоятельствах непринятие административным ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Южского района.

При определении срока исполнения возложенной обязанности суд считает, что требования прокурора об установлении срока устранения выявленных до 31.12.2019 года, учитывая объем работы, который КУМИ Администрации Южского муниципального района необходимо выполнить для осуществления постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного и для принятия мер к регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, является более чем достаточным и исполнимым.

В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание, в том числе и на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с объемом работы, которую необходимо провести КУМИ Администрации Южского муниципального района для устранения выявленного нарушения, суд считает, что достаточным и разумным десятидневный срок для предоставления информации об исполнении решения суда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск исполняющего обязанности прокурора Южского района Ивановской области к Администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района, выразившиеся в непринятии мер к подаче заявления в регистрирующий орган для постановки в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и обращению имущества, не имеющего собственника, в муниципальную собственность, незаконными.

Обязать КУМИ Администрации Южского муниципального района в срок до 31.12.2019 года принять меры для обращения в Управление Россреестра по Ивановской области по Южскому и Палехскому району с заявлением о постановке в качестве бесхозяйного имущества – 10 опорных столбов линии электропередач, расположенных на территории городского парка.

Обязать Администрацию Южского муниципального района провести финансирование работ по подготовке необходимой документации для возможности постановки объектов электросетевого хозяйства, не имеющих собственника, в регистрирующем органе за счет средств Южского городского поселения.

Обязать КУМИ Администрации Южского муниципального района и Администрацию Южского муниципального района Ивановской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Палехский районный суд и в прокуратуру Южского района Ивановской области не позднее 10 дней со дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Палехского районного суда подпись О.Н. Беляева

Решение суда в окончательной форме вынесено 08.02.2018 года.