ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-129/19 от 06.05.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 2а-5/2020

(2а-129/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 6 мая 2020 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым ФИО1,

при секретаре Колесник Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании в части решения 94 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 октября 2018 г. № 1762 «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казённого учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, главы муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председателя Симферопольского городского совета ФИО3,

установил:

решением 94-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 октября 2018 г. № 1762 внесены изменения в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым».

Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Симферопольского городского совета Республики Крым http://simgov.ru/static/writable/documents/2018/11/01/_1762.

ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором просит, с учётом письменного уточнения от 20 января 2020 г. и от 11 марта 2020 г., признать недействующими (незаконными) со дня принятия пункты 1.1.32 и 1.1.33 решения 94 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 октября 2018 г. № 1762 «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (далее решение от 25 октября 2018 г. № 1762), как противоречащие требованиям статьи 30, пункту 15 статьи 31 и пункту 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и как нарушающие законные права и интересы административного истца.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что решением Симферопольского городского совета от 28 апреля 2016 г. № 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее – Правила землепользования). В последующем, 25 октября 2018 г. Симферопольским городским советом принято решение № 1762, согласно которому внесены изменения в карту градостроительного зонирования и в карту зон с особыми условиями использования территории (далее – решение). Вследствие принятия указанного решения изменены территориальные зоны отдельных земельных участков, которые противоречат функциональному назначению территорий по Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённому решением Симферопольского городского совета от 25 августа 2016 г. №888 (далее – Генеральный план).

Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым решением, так как в пункте 1.1.33 решения зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению). Кроме того, в пункте 1.1.32 решения зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению). В соответствии с договорами купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером отнесён к категории земель – земли населённых пунктов, индивидуальное жилищное строительство; земельный участок с кадастровым номером также отнесён к категории земель – земли населённых пунктов, индивидуальное жилищное строительство.

Административным истцом в установленном порядке 15 октября 2015 года в Службе государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ на указанных земельных участках. 30 января 2018 г. через Многофункциональный центр ФИО2 подана декларация о готовности объекта к эксплуатации, а 9 февраля 2018 г. в адрес административного истца поступил отказ в её регистрации, мотивированный тем, что задекларированный объект внесён в Перечень объектов капитального строительства, строительство которых запрещено до проверки разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от 28 апреля 2018 года № 218 рг. Вследствие принятия оспариваемого решения сессии согласно карте территориальных зон принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки с видом разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство» подлежат использованию с назначением «зелёные насаждения», что, по мнению административного истца, грубо нарушает его законные права и интересы. Также полагает, что публичные слушания были проведены с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 13 статьи 31 ГрК РФ, к проекту решения сессии не были приложены протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 29 октября 2019 г., 16 декабря 2019 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета ФИО3

Представитель административного истца ФИО4 в судебное заседание не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав доводы административного искового заявления в полном объёме.

Представитель административного ответчика Симферопольского городского совета Республики Крым ФИО5 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления. Свои доводы изложил в письменных возражениях (т. 2 л.д. 138-144).

Представитель заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО6 в судебное заседание не явилась, также представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Свои доводы изложила в письменных возражениях (т. 2 л.д. 87-92).

Представитель заинтересованного лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

От прокурора Алескерова Д.А., участвующего в деле, поступило заключение по административному делу, согласно которому оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2 не имеется.

Учитывая требования статьи 150, пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнение лиц, участвующих в деле, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы настоящего административного дела, изучив письменное заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшего требование об оспаривании нормативного правового акта не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 24 сентября 2019 г., уточнил основания административного иска 13 января 2020 г., 20 января 2020 г. и 11 марта 2020 г. (т. 2 л.д. 132-137, 159-164, т. 3 л.д. 2-6). Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Симферополь наделён статусом - городской округ Симферополь.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. № 61 (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Статьёй 27 Устава предусмотрено, что Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, обладает правами юридического лица, подотчётен и подконтролен непосредственно населению городского округа.

В соответствии со статьёй 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета Республики Крым отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с законодательством

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава председатель Симферопольского городского совета, в пределах полномочий, определённых Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Симферопольским городским советом.

Статьёй 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).

Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включает в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).

Данные, подлежащие указанию в приведённом в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).

Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).

Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 г. № 84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Решение от 28.11.2014 № 84). Размещено на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/11/28/84).

Статьёй 13 Решения от 28.11.2014 № 84 установлены особенности проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений, согласно которым председатель Симферопольского городского совета при получении проекта правил землепользования и застройки, принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта (часть 1 статьи 13).

Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту решения о внесении в них изменений осуществляется Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (часть 2 статьи 13 Решения от 28.11.2014 № 84).

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учётом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (часть 5 статьи 13).

Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 6 статьи 13).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте Симферопольского городского совета и официальном портале Правительства Республики Крым на странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (simf.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов». Размещено на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (http://simgov.ru/static/writable/documents/2015/04/09/232).

В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: - газета «Южная столица Крым»; - журнал «БИБЛИОПОЛИС».

Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.

Из материалов дела следует, что в соответствии с письмом за подписью главы Администрации города Симферополя от 24 июля 2018 г. за № 24/01-41/2847 в Симферопольский городской совет Республики Крым поступил пакет документов для организации проведения публичных слушаний по обсуждению проекта о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 26 июля 2018 г. № 58 «О назначении публичных слушаний на 20 сентября 2018 года» (т. 1 л.д.71) были назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 20 сентября 2018 года в 16-30 в большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (<...> этаж) по обсуждению муниципального правового акта «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.04.2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым».

Указанное постановление от 26 июля 2018 г. № 58 опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 29 (1348) 27 июля 2018 г., а также размещено на официальном портале Правительства Республики Крым на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (http://simgov.ru/norm_baza/postanovleniya_predsedatelya_gorsoveta/?page=14) (т. 1 л.д. 71-72).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым был составлен соответствующий протокол 20 сентября 2018 г. (т. 1 л.д.84-110). Предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний названного проекта, в том числе в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, были рассмотрены, о чём указано в приведённом протоколе.

Заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта муниципального правового акта «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.04.2016 г. № 733 «Об утверждении Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» опубликовано в газете «Южная столица Крым» № 39 (1358) 5 октября 2018 г. (т. 1 л.д. 69-70).

Распоряжением главы Администрации города Симферополя от 22 октября 2018 г. № 332-с (т. 1 л.д.112-113) на рассмотрение Симферопольского городского совета Республики Крым был внесён проект решения «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.04.2016 № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым». Проект решения был внесён с соблюдением требований Регламента Симферопольского городского совета, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 31 октября 2014 г. № 60 (с изменениями).

При этом проект оспариваемого в части решения прошёл согласование в администрации города Симферополя Республики Крым, постоянном комитете по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений, Департаменте развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, Отделе правовой работы аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым, Департаменте развития муниципальной собственности, также прошёл правовую экспертизу в Правовом департаменте аппарата администрации города Симферополя Республики Крым и направлялся для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру города Симферополя Республики Крым, что свидетельствует о соблюдении требования статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Из материалов дела также следует, что 25 октября 2018 г. состоялась очередная 94 сессия Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 28 депутатов.

На повестке дня указанной сессии (пункт 8) был поставлен вопрос о внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 28.04.2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (т. 1 л.д. 63).

По данному вопросу, после выступления докладчика – начальника департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя ФИО7, за принятие решения проголосовали 26 депутатов, против – 0, воздержались - 2.

Таким образом, Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 94 сессии 25 октября 2018 г. принято решение № 1762 «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28.04.2016 № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (т. 1 л.д. 64-67).

Пунктом 1.1 указанного решения внесены изменения в карте градостроительного зонирования (приложение 1 к решению) и в карте зон с особыми условиями использования территории (приложение 2 к решению).

Так, среди прочего, пунктом 1.1.32 оспариваемого в части решения зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению);

- пунктом 1.1.33 зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению).

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения 1, 2 к решению изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2 к решению от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 3 решения от 25 октября 2018 г. № 1762 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Оспариваемое в части решение было опубликовано в спецвыпуске журнала «БИБЛИОПОЛИС» № 31 (72) от 25 октября 2018 г. (том 2), а также на официальной странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на портале Правительства Республики Крым http://simgov.ru/static/writable/documents/2018/11/01/_1762.

Вопреки доводам административного истца о нарушении сроков проведения публичных слушаний, судом установлено, что требования градостроительного законодательства при проведении публичных слушаний соблюдены в полной мере, что подтверждается представленными административным ответчиком документами. Также материалами дела опровергаются утверждения административного истца о том, что административному ответчику был представлен неполный пакет документов - приложение к проекту оспариваемого в части решения сессии.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения. Каких-либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого акта, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.

Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 8 апреля 2015 г. и свидетельства о государственной регистрации права от 21 мая 2015 г. ФИО2 является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство (т. 1 л.д. 15-17).

Кроме этого, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 8 апреля 2015 г. и свидетельством о государственной регистрации права от 21 мая 2015 г. (т. 1 л.д. 21-23).

В материалы дела представлены: декларация о начале выполнения строительных работ «Индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки по адресу: <адрес>, зарегистрированная в Службе государственного строительного надзора Республики Крым 27 октября 2015 г. № (т. 1 л.д. 18-20); декларация о начале выполнения строительных работ «Индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки по адресу: <адрес> зарегистрированная в Службе государственного строительного надзора Республики Крым 27 октября 2015 г. № (т. 1 л.д. 24-26).

Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым утверждён решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 г. за №888 (далее – Генеральный план).

Судом установлено, что согласно Карте градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым в первоначальной редакции (далее - ВПЗЗ), земельные участки с кадастровыми номерами 90:22:010206:161, 90:22:010206:158 были отнесены к двум территориальным зонам Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), ИТ-2 (зона территорий общего пользования в границах красных линий) каждый (т. 3 л.д.15-16). При этом в отношении приведённых земельных участков действующим генеральным планом установлена функциональная зона – «зона озеленённых территорий общего пользования», которая предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения, не предназначена для размещения объектов капитального строительства и не предусматривает других видов хозяйственной деятельности, кроме отдыха населения.

После внесения изменений оспариваемым в части решением от 25 октября 2018 г. в карте градостроительного зонирования (приложение 1 к решению) и в карте зон с особыми условиями использования территории (приложение 2 к решению) ВПЗЗ зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению); зоны Ж-1, ИТ-2 в пределах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером изменены на зону З-1 (приложение 11 к решению).

Сопоставление положений Генерального плана и ВПЗЗ муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (в редакции оспариваемого решения) позволяет суду сделать вывод, что территориальные зоны, установленные при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, в границы которых входят земельные участки с кадастровыми номерами , соответствуют функциональной зоне, определённой Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённым решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 г. №888.

Судом в ходе судебного разбирательства был привлечён в качестве специалиста заместитель начальника МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО8, а также обозревался генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Специалист разъяснил, что Положением о территориальном планировании учтены все объекты местного, регионального и федерального значения, а также все объекты специального назначения, в том числе ритуального. Генеральный план отображает стратегическое развитие населённого пункта. При этом процедура внесения изменений в генеральный план является дорогостоящей и длительной. По городскому округу Симферополь работа по внесению в генеральный план изменений запланирована на 2021 год. Правила землепользования и застройки являются более гибким документом, отображающим фактическое положение, и данные документы не могут быть идентичными. На сегодняшний день имеется актуальная информация о сложившейся планировке территории и существующем землепользовании, в соответствии с установленной процедурой ведётся работа по подготовке к внесению изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При этом перспектива развития территории не подразумевает сделать невозможным использование земельных участков лицами, участвующими в настоящем деле.

Исходя из изложенного и установленных обстоятельств настоящего административного дела, суд приходит к выводу, что решение в оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (часть 3).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации – далее ЗК РФ).

В соответствии со статьёй 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определён частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Как видно из материалов дела, расположение земельных участков с кадастровыми номерами в территориальной зоне З-1 соответствует функциональной зоне, определённой Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённым решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25 августа 2016 г. №888.

При этом согласно карте Генерального плана города Симферополя Республики Крым, утверждённого решением 23 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета от 22 сентября 2011 г. № 234 (ранее действовавший генеральный план), земельные участки с кадастровыми номерами были расположены в границах зоны «земли населённых пунктов». Согласно плану зонирования территории города Симферополя Республики Крым, утверждённого решением 55 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета от 21 марта 2013 г. № 610 (действовавшего до утверждения ВПЗЗ), указанные земельные участки находятся в зоне «зона территорий улиц и площадей ТР-4» (т.3 л.д.52-58).

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах настоящего административного дела, доводы административного истца о противоречии оспариваемой части ВПЗЗ нормам ГрК РФ, несоответствии фактическому использованию земельных участков, а также о невозможности эксплуатации земельных участков в соответствии с их видом разрешённого использования, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. № 387-О, от 15 июля 2010 г. № 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. № 242-О).

Временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым в оспариваемой части не содержат положений, ограничивающих права административного истца, как правообладателя земельных участков, не создают препятствий для их дальнейшей эксплуатации и не исключают возможности использования земельных участков по назначению. Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, основаны на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства и не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.

На основании изложенного, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении; прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований ФИО2 отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании в части решения 94 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 25 октября 2018 г. № 1762 «О внесении изменений в решение 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 21 мая 2020 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым ФИО1