ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-129/2022 от 06.07.2022 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-129/2022

24RS0009-01-2022-000177-42

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции улица, д.11

с. Большой Улуй, Красноярский край 6 июля 2022 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белова А.С.,

представителя заинтересованного лица на стороне истца отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Бирилюсскому и Большеулуйскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Кротов Д.Ф., действующего на основании доверенности от 05.07.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Удачинского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края об оспаривании бездействия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

административный истец прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Удачинского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края об оспаривании бездействия в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения. Требования мотивированы следующим. В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с законом Красноярского края от 15.10.2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт «а»); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт «е»). В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Частями 1 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г.№1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно положениям пункта 53 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.

Прокуратурой Большеулуйского района Красноярского края проведена проверка, в ходе которой установлены обстоятельства, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан на территории Удачинского сельсовета в связи с неисполнением органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, на территории Удачинского сельсовета автономные резервные источники электроснабжения водонапорной башни, расположенной на <адрес>, предназначенной для нужд пожаротушения, отсутствуют. Отсутствие или нехватка воды во время пожара могут привести к эскалации пожара, к полному уничтожению объекта из-за пожара, а в отдельных случаях могут привезти к возникновению техногенной катастрофы. В случае отсутствия электроэнергии на вышеуказанной водонапорной башне возможность подачи огнетушащего вещества в очаг пожара отсутствует. Неисполнение требований пожарной безопасности ответственными должностными лицами Удачинского сельсовета создает угрозу безопасности населенному пункту, может повлечь тяжкие последствия, гибель и травмирование людей, уничтожение их имущества. Прокуратурой района в связи с бездействием органов местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности главе Удачинского сельсовета Лавринович М.В. Согласно полученному в ходе проверки ответу за подписью главы Удачинского сельсовета Лавринович М.В., нарушение не устранено, автономные резервные источники электроснабжения водонапорных башен, предназначенных для нужд пожаротушения, отсутствуют. В паводковый период <адрес> является труднодоступным в связи с перерывом дорожного сообщения из районного центра через <адрес>, что является препятствием в тушении пожара силами пожарной охраны и иных участников боевых действий тушения пожара, сосредоточенных в <адрес>. Такое бездействие администрации Удачинского сельсовета противоречит требованиям ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Удачинского сельсовета в связи с неисполнением требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности; обязать администрацию Удачинского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края незамедлительно устранить выявленные нарушения: в соответствии с п.53 ППР РФ для обеспечения бесперебойного энергоснабжения башни, предназначенной для нужд пожаротушения, обеспечить автономные резервные источники электроснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белов А.С. административный иск поддержал по изложенным в нём основаниям, просил признать незаконным бездействие администрации Удачинского сельсовета Большеулуйского района, возложить на администрацию Удачинского сельсовета обязанность обеспечить водонапорную башню источником бесперебойного электроснабжения.

Представитель заинтересованного лица на стороне истца отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Бирилюсскому и Большеулуйскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Кротов Д.Ф. полагал об обоснованности заявленного административного иска, пояснил, что в <адрес> имеется водонапорная башня, которая оборудована для забора воды пожарными автомобилями, имеется пожарный гидрант, однако резервный источник электроснабжения отсутствует. Искусственный пожарный водоем имеется в селе, но он является исчерпаемым источником. Естественный водоём река Чулым находится на отдалённом расстоянии и не имеет подъездов для заправки водой пожарных автомобилей. Таким образом бесперебойная подача воды на случай пожара в <адрес> не обеспечена.

Представитель административного ответчика глава администрации Удачинского сельсовета о месте, дате и времени судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, не явилась, просила о рассмотрении административного дела в ее отсутствие.

Явка административного ответчика в силу закона обязательной не является, таковой судом не признавалась. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного ответчика.

Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Законом Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт «а»); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт «е»).

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (п.1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (п.2).

Частями 1, 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Согласно положениям пункта 53 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В настоящем судебном заседании установлено, что Удачинский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием в пределах Большеулуйского района Красноярского края, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация. Глава муниципального образования, являющийся одновременно и главой администрации, представляет орган местного самоуправления в отношениях с другими участниками правоотношений. Муниципальному образованию на праве собственности принадлежит водонапорная башня, предназначенная, в том числе и для нужд пожаротушения, а также комплекс водопроводных сетей, расположенных в административных границах <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В нарушение требований действующего законодательства в населенном пункте <адрес> водонапорная башня, используемая для нужд пожаротушения, не обеспечена бесперебойным электроснабжением от автономного резервного источника электроснабжения. Несмотря на предписание прокурора орган местного самоуправления мер к устранению выявленных недостатков не предпринимает, незаконно бездействуя.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно информации государственного инспектора Бирилюсского и Большеулуйского районов по пожарному надзору Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Кротов Д.Ф., в адрес прокурора Большеулйского района от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что по результатам проверки администрации Удачинского сельсовета Большеулуйского района на предмет соблюдения требований пожарной безопасности установлено, что на водонапорной башне по адресу: <адрес>, отсутствуют автономные резервные источники электроснабжения в нарушение п.53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.092020 №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима» (л.д.7).

Согласно представлению от ДД.ММ.ГГГГ прокурора Большеулуйского района Красноярского края в адрес главы Удачинского сельсовета прокурор обращает внимание должностного лица на несоблюдение на территории Удачинского сельсовета законодательства о пожарной безопасности в части нарушения пункта 53 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения), требует устранить допущенные нарушения (л.д.9-10).

Из ответа главы Удачинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Большеулуйского района Красноярского края на его представление от ДД.ММ.ГГГГ, Лавринович М.В. сообщает, что на имя главы написано ходатайство о выделении денежных средств на приобретение автономного резервного источника электроснабжения. При наличии денежных средств данный источник электроснабжения будет приобретен (л.д.11).

Сведений о том, что указанные в представлении прокурора Большеулуйского района нарушения требований действующего законодательства устранены, административным ответчиком в суд не представлено.

Тех обстоятельств, что единственная водонапорная башня в <адрес>, находится в собственности Удачинского сельсовета и обслуживается администрацией Удачинского сельсовета собственными силами и за счёт собственных средств, что она предназначена, в том числе и для нужд пожаротушения, представитель административного ответчика глава Удачинского сельсовета Лавринович М.В. не оспаривала.

Из совокупного содержания приведенных выше положений законодательства следует, что пожарная безопасность поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления. На территории Удачинского сельсовета таковым является администрация Удачинского сельсовета.

Получив представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о допущенных нарушениях в сфере пожарной безопасности в части отсутствия бесперебойного электроснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, мер к устранению выявленных нарушений администрация Удачинского сельсовета не предприняла. Написание единственного письма с просьбой о выделении финансирования для приобретения такого источника электроснабжения, не может быть расценено судом как принятие исчерпывающих мер для выполнения противопожарных правил.

Бездействие администрации Удачинского сельсовета создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц, поскольку в случае возникновения пожара может повлечь за собой тяжкие последствия для жизни, здоровья и имущества граждан, организаций. В соответствии с положениями ст.227 КАС РФ на административного ответчика следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение.

Административный иск подлежит удовлетворению.

Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, их следует принять на счёт федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Удачинского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в связи с неисполнением требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности.

Обязать администрацию Удачинского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края устранить нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479: в соответствии с требованиями п.53 для обеспечения бесперебойного электроснабжения водонапорную башню, предназначенную для нужд пожаротушения, обеспечить автономным резервным источником электроснабжения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 6 июля 2022 года.

Судья: