ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/18 от 23.01.2018 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-12/2018 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Андреевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области об оспаривании акта административного обследования и акта проверки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее управлению Росреестра по Владимирской области) об оспаривании предписания. В обоснование иска указала, что ... государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2 на основании статьи 71 Земельного кодекса РФ в ее адрес вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства. Истцу предписано устранить нарушение пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ, выразившееся в самовольном занятии и использовании части земельного участка с кадастровым номером №... с северо-западной стороны, площадью 6 кв.м. Проверка принадлежащих ей участков не проводилась.

ФИО1 неоднократно изменяла и дополняла исковые требования, в последней редакции которых от 26.12.2017 просила суд признать незаконным акт проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №... от ..., предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №... от ..., составленных в отношении ФИО1 Государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2, признать незаконными акт административного обследования №... от ... и решение Заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3 от ... по жалобе ФИО1 от ....

Определением суда от 09.01.2017 производство по делу в части признания незаконными предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №... от ..., составленных в отношении ФИО1 Государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2, решения Заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3 от ... по жалобе ФИО1 от ... прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 (по доверенности) исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и пояснениях к нему (л.д. 7-12, 96-98, 198-201). Дополнительно указал, что предписание является обязательным приложением к акту проверки и должно вручаться вместе с ним либо направляться заказным письмом с уведомлением о вручении. Поэтому оно не имеет юридической силы в силу норм пункта 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ, пунктов 84 и 103 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486. Незаконность и необоснованность актов проверки и административного обследования определяет незаконность и необоснованность предписания.

При этом просил суд восстановить срок обращения в суд по обжалованию акта административного обследования от ... (л.д. 98).

Представитель административного ответчика ФИО3 (по доверенности) с исковыми требованиями не согласился, представил мотивированный отзыв (л.д. 59-61, 165-169, 227-228). Дополнительно указал, что в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Согласно материалам дела об административном правонарушении №... инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2 по результатам изучения акта административного обследования №... от ..., составленного инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО5, принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФИО1

По факту выявленного правонарушения, а также в соответствии с пунктом 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 103 Административного регламента ФИО1 выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от ... со сроком устранения до 14.08.2017. Указанное предписание было вручено 20.06.2017 П.С.ВБ. - законному представителю ФИО1

Исполняющий обязанности руководителя Управления Росреестра по Владимирской области ФИО6 решением от ... отменил предписание ФИО2 от ...№... об устранении ФИО1 выявленного нарушения требований земельного законодательства.

В связи с чем, с момента вынесения указанного решения у административного истца отсутствуют обязательства по исполнению оспариваемого предписания. Решением Камешковского районного суда от 01.09.2017 по делу № 12-39/2017 производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ФИО1, прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Следовательно, в настоящее время все нормативные и распорядительные документы, выданные ФИО1, отменены. Акт административного обследования от 25.070.2016 №... и акт проверки от ... не несут в себе распорядительных функций и не могут нарушать права административного истца.

Административный ответчик ФИО3 с заявленными требованиями не согласился, поддержал позицию Управления Росреестра по Владимирской области.

Заинтересованное лицо ФИО7, привлеченная к участию в деле определением суда от 13.10.2017, и ее представитель ФИО8 (по доверенности) с иском не согласились, представили письменные возражения (л.д. 100-102). Заявили о пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением. Из текста оспариваемого предписания следует, что предписание получено представителем административного истца 20.06.2017, иск подан в суд 06.10.2017, т.е. административный иск предъявлен за истечением трехмесячного срока. Доказательства пропуска срока по уважительной причине не представлены.

Внеплановая проверка соблюдения ФИО1 требований законодательства РФ в отношении объектов земельных отношений, проводилась на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россреестра по Владимирской области. В тексте оспариваемого предписания имеется информация о том, что ФИО1 нарушены нормы земельного законодательства, выявленные в ходе проведения административного обследования. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателем земельного участка и доступа должностных лиц на земельный участок.

Вывод о самовольном занятии и использовании части земельного участка №... площадью 6 кв. метров собственником земельного участка №..., №... сделан административным ответчиком на основании обмера земельного участка заинтересованного лица ФИО7 путем геодезических работ по определению фактического местоположения ограждения, разделяющего земельные участки административного истца и заинтересованного лица. Информация о проведении указанных работ и об использовании измерительной аппаратуры содержится в оспариваемом предписании. Факт наложения границ смежных земельных участков административным истцом документально не опровергнут. Просили в административном иске отказать.

Заинтересованное лицо ФИО2, привлеченная к участию в деле определением суда от 19.10.2017, будучи надлежаще извещена о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, в телефонограмме от 19.10.2017 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала относительно удовлетворения иска (л.д. 84).

Заинтересованное лицо ФИО5, привлеченный к участию в деле определением суда от 09.01.2018, в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения (л.д. 225). Указал, что обследование земельного участка было проведено путем осуществления позиционирования местоположения фактического ограждения по внешнему контуру, ввиду того, что был возможен доступ к данному ограждению. В ходе проведения обследования ФИО1 был задан ряд вопросов, в частности, об основании проведения административного обследования, на которые им были даны развернутые ответы. По результатам проведения обследования были выявлены признаки нарушения правообладателем земельного участка требований земельного законодательства, выразившиеся в использовании части смежного земельного участка площадью около 6 кв.м. (в районе теплицы) без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, о чем им был составлен акт административного обследования и схематический чертеж к нему, где отражено местоположение выявленного правонарушения. Составленный им акт административного обследования и схематический чертеж к нему сами по себе не несут каких-либо последствий и не накладывают каких-либо обязательств на правообладателя обследуемого земельного участка.

Учитывая мнение явившихся участников процесса, положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, устанавливающей, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц и их представителей не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Из положений вышеуказанных норм права следует, что лицо вправе пользоваться земельным участком только при наличии соответствующих прав на земельный участок. При этом такие права должны возникнуть на законных основаниях.

Статьей 71 Земельного кодекса РФ установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора).

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт а).

В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 6).

Согласно пункта 3 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.

В соответствии с пунктом 63 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания (пункт 81).

Судом установлено, что административный истец ФИО1 является собственником земельных участков №..., расположенных по адресу: ....... Граница земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства (л.д. 128-131).

25.07.2016 государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО5 проведено административное обследование объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ......, принадлежащего ФИО7

Административное обследование объекта земельных отношений осуществлено путем исследования информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав, публичной кадастровой карты, а также проведения геодезических работ по установлению на местности расположения фактически существующего ограждения.

В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что в действиях собственника земельных участков с кадастровыми номерами №..., расположенных по адресу: ...... усматриваются признаки нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером №..., примыкающего с западной стороны к проверяемому земельному участку. В разделе дополнительная информация имеется ссылка на чертеж земельного участка с кадастровым номером №...

Результаты обследования объекта земельных отношений отражены в акте административного обследования №... от ... (л.д. 119, 120, 205).

13.06.2017 государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2 в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ - за нарушения части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в использовании части земельного участка с кадастровым номером №..., с северо-западной стороны площадью 6 кв.м., без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д. 125-126). Копия получена ФИО4 - представителем ФИО1, представлены объяснения со ссылкой на указанные акты (л.д. 132-133).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3, вынесенным ... по делу об административном правонарушении №..., ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Копия получена ФИО4 - представителем ФИО1 20.06.2017 (л.д. 143-146).

... заместителем руководителя управления Росреестра по Владимирской области вынесено распоряжение №... от ... о проведении внеплановой документарной (выездной) проверки соблюдения земельного законодательства в отношении ФИО1 Срок проведения проверки установлен с ... по ....

При ходе проведения проверки было установлено, что принадлежащие ей земельные участки, являющиеся объектом проверки, используются как единое землепользование, границы участков не определены. Земельные участки (территория) по периметру огорожена. В ходе проверки проводились необходимые измерения с применением GNSS приемников TOPCON Hiper SR (серийный (заводской номер) 1226-10213, свидетельство о поверке №... от ..., действительны до ...).

При проведении геодезических изысканий установлено, что собственником земельных участков №..., №... (ФИО1) самовольно занят и используется часть смежного земельного участка с кадастровым номером №... (собственник ФИО7), сведения о границах которого содержатся в ЕГРН, площадью около 6 кв.м.

В ходе исследования сведений ЕГРН при проведении проверки данных о надлежащем оформлении соответствии со статьями 25 и 26 Земельного кодекса РФ ФИО1 правоустанавливающих документов на используемую часть земельного участка с кадастровым номером №... и письменные сведения, подтверждающие выраженную в установленном порядке волю собственника или лица, им уполномоченного на решение о предоставлении ФИО1 определенного действующим законодательством вещного или обязательственного права на использование территории площадью около 6 кв. м, не установлено.

... государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель ФИО2 составлен акт проверки №... от .... Копия получена ФИО4 - представителем ФИО1 20.06.2017 (л.д. 87-88, 140-142).

По факту выявленного правонарушения, а также в соответствии пунктом 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 103 Административного регламента ФИО1 выдано предписание от ... об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ в срок до 14.08.2017. Копия получена ФИО4 - представителем ФИО1 20.06.2017 (л.д. 136-138).

14.06.2017 в адрес ФИО1 направлены акт проверки соблюдения земельного законодательства №... от ... и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №... от ... (л.д. 139).

11.08.2017 управлением Росреестра по Владимирской области получено заявление ФИО1, согласно которому она просит предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ б/н от ... отменить ввиду допущенных нарушений при проведении проверки соблюдения земельного законодательства; в случае отказа – продлить срок его исполнение на 2 месяца – до 14.10.2017; выдать на руки ее представителю ФИО9 либо направить по почте заверенные копии документов: приказа о назначении проверки соблюдения земельного законодательства на ..., акта проверки соблюдения земельного законодательства от ...; документы, подтверждающие уведомление о проведении внеплановой проверки земельного законодательства ... (л.д. 148-150).

Решением Камешковского районного суда Владимирской области от 01.09.2017 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, вынесенное ... заместителем главного государственного инспектора Владимирской области ФИО3 в отношении ФИО1 отменено, поскольку ФИО1 надлежащим образом не была уведомлена о месте и времени рассмотрения дела об об административном правонарушении. Уведомление ее представителя не освобождало должностное лицо от извещения лица, привлекаемого к административной ответственности. Производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (л.д. 50-51).

Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора.

В пункте 15 Административного регламента установлено, что результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридическими фактами завершения проведения проверки являются: составление акта проверки; выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки) (пункт 16).

Руководствуясь положениями пункта 113 Административного регламента исполняющий обязанности руководителя Управления Росреестра по Владимирской области ФИО6 29.12.2017 принял решение об отмене предписания ФИО2 от ...№... об устранении ФИО1 выявленного нарушения требований земельного законодательства, а также решения заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3 от ... по жалобе ФИО1 от 11.08.2017.

01.12.2017 с участием собственников земельных участков ФИО1 и ФИО7 проведено административное обследование объектов земельных отношений с кадастровыми номерами №..., №... и №... (л.д. 184-186).

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком отменены оспариваемые предписание ФИО2 от ...№... и решение заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель ФИО3 от ..., то есть права административного истца восстановлены; срок проведения проверки истек 11.07.2017, в связи с чем, непосредственно акты административного обследования №... от ... и проверки №... от ... прав и законных интересов ФИО1 не нарушают, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 суд не усматривает. Совокупность обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по делу не установлена.

Анализируя в совокупности приведенные выше доказательства во взаимосвязи их формы и содержания, суд признает административное исковое заявление ФИО1 необоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области об оспаривании акта административного обследования и акта проверки ФИО1 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья ...... Е.В. Тельцова

......

......

......

......