ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/19 от 15.01.2018 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Решение в окончательной форме изготовлено 15.01.2018 года

Дело № 2а-12/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 10 января 2019 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Петровской Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ватолиной Е.В.,

с участием административного истца Хон О.Т.,

представителей административного истца Пшено А.И., Морозова В.Е., действующих на основании доверенности 27 АА 1298235,

представителя третьего лица администрации городского поселения Полкановой А.М.

третьего лица Власовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Хон Ок Тя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о приостановлении в постановки на государственный кадастровый учет земельного участка незаконным, признании незаконным бездействие при рассмотрении вопроса об исправлении реестровой ошибки и обязании выполнить определенные действия,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к ответчику. Мотивируя тем, что она обращалась в МФЦ по вопросу постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено в связи с тем, что в предоставленном межевом плане выявлено пересечение границ ее земельного участка с границами смежного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ею в апелляционную комиссию было подано заявление об оспаривании (жалоба) на решение о приостановлении кадастрового учета земельного участка. В своем решении от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказала в удовлетворении ее требований, указав на пересечение границ ее земельного участка со смежным, который находится в муниципальной собственности. Считает, указанное решение незаконным, необоснованным и безосновательным по следующим основаниям. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка с кадастровым номером 27:0801 02 48 0038. К заявлению о постановке на государственный кадастровый учет, ею был представлен межевой план, составленный кадастровым инженером ФИО6 Указанный межевой план соответствует плану земельного участка, утвержденным главой городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, а также техническому паспорту домовладения от ДД.ММ.ГГГГ. Так, кадастровым инженером составлен чертеж земельного участка, границы которого, фиксируются в плане земельного участка. В силу п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно частям 3,4,6 и 7 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. На основании определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ КГ 18-1 орган регистрации прав, при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующим за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в названном законе, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с пользованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно правового регулирования. Поэтому указанные уведомление и решение Комиссии обусловлены невыполнением органом регистрации прав своих обязанностей по исправлению реестровой ошибки, соблюдением права собственности на земельный участок в соответствии с ранее выданными правоустанавливающими документами. Согласно ч. 6 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. Просит приостановление постановки на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, район имени Лазо, рп. Переяславка, <адрес> отменить; признать незаконными бездействие административного ответчика при рассмотрении вопроса об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка; признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-1553399/1 и решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ противоречащими федеральному закону; обязать административного ответчика исправить реестровую ошибку, осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок в границах, указанных в межевом плане, а также исключить из кадастрового учета сведения о пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 27:08:0010248:498.

Определением суда района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика привлечены администрация городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени Лазо и ФИО4

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнила, что реестровая ошибка заключается в том, что ранее при составлении схемы земельного участка, бывшим собственником ФИО7 неправильно были указаны границы земельного участка с кадастровым номером , при покупке данного участка она этого не заметила. Данную ошибку она уже заметила, когда проводились кадастровые работы в 2018 году. Кадастровому инженеру ею были указаны границы земельного участка, с учетом замеченной ею ошибки в ранее утвержденных документах на земельный участок. В связи с чем, и произошло наложение границ земельного участка , принадлежащего на праве аренды ФИО4 на границы ее участка , что мешает постановке на учет данного земельного участка. Считает, что действия администрации в предоставлении земельного участка, который должен входить в часть земельного участка принадлежащего ей на праве собственности, в аренду ФИО4 незаконны. Межевание земельного участка проходило в присутствии ее и кадастрового инженера. При таких обстоятельствах, считает, регистрационный орган должен был исправить выявленную ошибку, установив новые координаты поворотных точек принадлежащего ей земельного участка, согласно представленного ею межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, а сведения о пересекающихся границах земельного участка с кадастровым номером из кадастрового учета исключить.

Представитель административного истца ФИО8 исковые требования административного истца поддержал, пояснил, что реестровая ошибка заключается в наложении границ земельного участка административного истца и смежного земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности администрации городского поселения «Рабочий <адрес>», затем переданный по договору аренды земельного участка в аренду ФИО4 Считает, для того чтобы, наложение границ земельного участка не происходило, необходимо правильно расставить точки, а это входит в обязанности административного ответчика, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель административного истца ФИО9 в судебном заседании исковые требования административного истца поддержал, дополнил, что согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» закреплено понятие о кадастровой ошибки, ч. 1 названной статьи закреплено понятие о технических ошибках, иных ошибок законодательством не предусмотрено. Исходя из этих двух определений, считают, что административный истец правильно обратился с требованием об исправлении реестровой ошибки, поскольку, как следует из материалов дела, а также представленного свидетельства о праве собственности от 1994 года границы земельного участка были измерены. Кроме того, в похозяйственной книги, отражены границы земельного участка, которые соответствуют со свидетельством о праве собственности от 1994 года. После перехода права собственности был сформирован земельный участок с указанием других границ. Считают, что кадастровая ошибка выражается в не соответствии земельных границ земельного участка сформированного в 1994 году и 2018 году, в связи с чем подлежит исправлению компетентным органом Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.

Административный ответчик Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр) в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном суду письменном отзыве на исковые требования и дополнениях к нему указал, что согласно п. 2 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении, формируемым Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее –Росреестр) при ее территориальном органе либо подведомственном ей федеральном государственном бюджетном учреждении. В случае наделения указанного учреждения соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6 Положения в состав апелляционной комиссии включаются три представителя органа регистрации прав и три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Состав апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного учета при Управлении службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> утвержден распоряжением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Р/0237. По требованию о признании противоречащим федеральному законодательству решения о приостановлении государственного кадастрового учета, изложенному в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ/1, сообщает, что согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом ч. 8 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Уведомление о приостановлении действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, следовательно о совершении Управлением оспариваемых действий административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление подано в суд района имени <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, считает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд с административным иском об оспаривании действий Управления. Документов, подтверждающих уважительность пропуска срока на обращение в суд, к административному исковому заявлению истцом не представлено.

Кроме того, в административном исковом заявлении не указано, по каким основаниям решение о приостановлении государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, должно быть отменено и признано противоречащим федеральному законодательству. Административный истец не оспаривает тот факт, что имеет место быть пересечение границ образуемого им земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район имени Лазо, рп. Переяславка, <адрес> границами земельного участка с кадастровым номером Указанное обстоятельство согласно п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для приостановления государственного кадастрового учета. При этом решение о приостановлении при указанных обстоятельствах не принимается только в случае, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также в случаях, предусмотренных п. 20.1 ст. 26 частями 1и 2 статьи 60.2 Закона. Документов, подтверждающих тот факт, что пересечение границ земельного участка административного истца с границами земельного участка с кадастровым номером связано с вышеуказанными исключениями, к административному иску не приложено. Требования о возложении обязанности на Управление осуществить государственную регистрацию права собственности заявлены административным истцом безосновательно, так как заявление о государственной регистрации прав Хон Ок Тя не подавалось. В Управлении отсутствуют документы, подтверждающие возникновение права собственности административного истца на указанный земельный участок. Считает, что административный истец в нарушение ч. 1 ст. 10 ГК РФ недобросовестно осуществляет свои гражданские права (злоупотребляет правом), так как пытается вопреки предусмотренному Законом порядку осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок без наличия для этого законных оснований. Требования о признании незаконными бездействия Управления, при рассмотрении вопроса об исправлении реестровой ошибки, в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером и возложении обязанности исправить реестровую ошибку, исключив из кадастрового учета сведения о пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером , также являются не основанными на нормах действующего законодательства. Порядок исправления реестровой ошибки установлен ст. 61 Закона. В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона такая ошибка подлежит исправлению на основании документов, свидетельствующих о наличии реестровой ошибки и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. По смыслу указанных норм, реестровая ошибка исправляется путем внесения изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости, то сеть неправильные сведения исправляются на правильные, указанные в представленных документах, либо в решении суда. Административным истцом не представлено документов подтверждающих наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером . Более того, административный истец просит исключить сведения о местоположении границ вышеуказанного земельного участка, в то время, как такой способ исправления реестровой ошибки Законом не предусмотрен. Исправление реестровой ошибки производится при ее обнаружении в описании местоположения границ земельных участков, в то время, как Управлением ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером не выявлялась, документами, подтверждающими наличие реестровой ошибки, Управление не располагает, а также не располагает новыми правильными сведениями. Кроме того, в ЕГРН содержаться сведения о том, что на земельный участок с кадастровым номером зарегистрирована аренда, сведений о том, что арендатор указанного земельного участка уведомлен о наличии ошибки и не возражает против ее исправления, Управление не располагает. Просят в удовлетворении административных исковых требований административного истца отказать, применив срок исковой давности, гражданское дело рассмотреть без участия своего представителя.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

Представитель третьего лица администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес>ФИО5 в судебном заседании пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: р.<адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 1820 кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал на праве собственности, на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГФИО7 Административным истцом Хон О.Т. данный земельный участок был приобретен в собственность в 2005 году. Земельный участок общей площадью 1027 кв. м, расположенный в квартале с кадастровым номером находится в муниципальной собственности района имени <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратилась в администрацию с заявление об утверждении схемы земельного участка, расположенного в <адрес> 15 м на юго-запад от ориентира от жилого дома, адрес ориентира Северо – Заводская, 11. В местную газету было дано объявление о приеме заявлений от граждан желающих участвовать в аукционе на право заключение договора аренды указанного земельного участка, общей площадью 1027 кв. м. Поскольку, кроме ФИО4 с заявлением никто больше не обратился, ДД.ММ.ГГГГ ей был передан в аренду земельный участок, общей площадью 1027 кв. м, расположенный в квартале с кадастровым номером 27:08:0010248. ДД.ММ.ГГГГ проведено межевание данного земельного участка, а затем указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет. При регистрации земельному участку присвоен кадастровый . Считает, что при проведении регистрационных действий никакой реестровой ошибки нет. Административный истец почему-то претендует на часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности администрации и на законных основаниях переданного в аренду ФИО4, при этом увеличивая общую площадь своего земельного участка. Так в свидетельство о праве собственности на земельный участок Хон О.Т., на праве собственности ей принадлежит земельный участок с общей площадью 1820 кв. м., а при проведении межевания данного участка, введя в заблуждение кадастрового инженера, указывает на границы, увеличив свой земельный участок до 1854 кв.м. В связи с чем, и произошло наложение границ двух участков.

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании пояснила, что она почти всю жизнь пользовалась земельным участком, выращивала на нем хозяйственные культуры. В январе 2018 года она обратилась к администрации с заявление о предоставлении ей земельного участка в аренду, с последующим приобретением его в собственность. В апреле 2018 года с администрацией она заключила аренду на данный земельный участок, затем пригласила кадастрового инженера, провела межевание. Хон О.Т. никогда не пользовалась спорным земельным участком. Никогда не вела речи о том, что данный кусок земли принадлежит ей. Почему она сейчас стала претендовать на него ей не известно.

Допрошенный в качестве специалиста, по ходатайству административного истца ФИО6 в судебном заседании пояснил, что он является директором ООО «Дальтопосъемка» и по совместительству работает кадастровым инженером. ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных административным истцом документов, с полным изучением и дачей соответствующего анализа документам 90 годов, было проведено межевание земельного участка, с установлением границ, указанными административным истцом. Межевой план был составлен на основании всех действующих требований и действующего законодательства. Считает, ошибочным мнение истца о присутствии в межевом плане кадастровой ошибки.

Выслушав административного истца, его представителей, третьих лиц, специалиста, ознакомившись с отзывами административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Хон О.Т. является собственником земельного участка, площадью 1820 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи заключенного с ФИО7ДД.ММ.ГГГГ.

План границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО7, согласован главой Городского поселения <адрес>, границы земельного участка истца от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий истцу земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ году с кадастровым номером граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Хон О.Т. обратилась с Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Реестра по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей на праве собственности земельного участка.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с тем, что при нанесении на кадастровую карту координат узловых и поворотных точек образуемого земельного участка выявлено, пересечение границ с границами земельного участка с кадастровым номером (далее по тексту ).

Административным истцом заявлено о нарушении ее прав, связанных с принятием данного решения, поскольку, по утверждению Хон О.Т., в межевом плане, приложенном к документам, поданным ею для постановки на кадастровый учет земельного участка, имеется кадастровая ошибка, которую орган регистрации прав (административный ответчик) должен был исправить самостоятельно, на основании Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Поскольку, он этого не сделал, были вынесены два незаконных решения: приостановление постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, реестровая ошибка заключается в том, что ранее при составлении схемы земельного участка, бывшим собственником ФИО7 неправильно были указаны границы земельного участка с кадастровым номером . При покупке данного участка она этого не заметила. Данную ошибку она уже заметила, когда проводились кадастровые работы в 2018 году. Кадастровому инженеру ею были указаны границы земельного участка, с учетом замеченной ею ошибки в ранее утвержденных документах на земельный участок. В связи с чем, и произошло наложение границ земельного участка , принадлежащего на праве аренды ФИО4 на границы ее участка , что мешает постановке на учет данного земельного участка. При таких обстоятельствах, считает что, регистрационный орган должен был исправить выявленную ошибку, установив новые координаты поворотных точек принадлежащего ей земельного участка, согласно представленного ею межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, а сведения о пересекающихся границах земельного участка с кадастровым номером из кадастрового учета исключить.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Согласно статье 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона) (пункт 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ)

Как усматривается из материалов дела, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, было приостановлено в связи с тем, что при нанесении на кадастровую карту координат узловых и поворотных точек образуемого земельного участка, выявлено пересечение границ с границами земельного участка с кадастровым номером .

О принятом решении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, которым приостановлено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка Хон О.Т. было направлено уведомление №

В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, при котором обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Не согласившись с принятым решением ДД.ММ.ГГГГ Хон О.Т. обратилась с жалобой в апелляционную комиссию Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Решением апелляционной комиссии Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета признано правомерным, заявление Хон О.Т. об обжаловании решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ/1 отклонено.

При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 настоящего Федерального закона) (часть 5 статьи 26.1 Закона о кадастре).

По результатам рассмотрения жалобы, установив, что причиной приостановления являлось нарушение статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" – границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, апелляционная комиссия пришла к выводу о правомерности принятого решения.

Как следует из содержания части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации любому гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вместе с тем, в силу части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом Хон О.Т. не доказано нарушение своих прав, связанных с принятием административным ответчиком оспариваемого решения в отношении земельного участка при отказе в государственной регистрации.

Анализ содержания отказа административного ответчика применительно к доводам заявления свидетельствует о соблюдении Управлением требований п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, регулирующих порядок постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права.

Порядок и сроки принятия и рассмотрения заявления Хон О.Т. установленные пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 218-ФЗ срока государственной регистрации, административным ответчиком нарушены не были.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требованиях административного истца в признании: решения о приостановлении в постановке на кадастровый учет земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ/1 и решения апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ противоречащими законодательству.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности, не принимаются судом.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Решение о приостановлении действий по постановке на государственный кадастровый объект недвижимости было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о принятом решении было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. Согласно описи, жалоба была направлена в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Хон О.Т. ДД.ММ.ГГГГ. Решение по жалобе апелляционной комиссией было принято ДД.ММ.ГГГГ и получена административным истцом в МФЦ в течении пяти рабочих дней, установленных законом – ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт не оспаривался административным ответчиком, доказательств опровергающих указанные административным истцом даты получения принятых решений, административным ответчиком суду не представлены.

С административным иском в суд района имени <адрес> административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, то есть в установленный трехмесячный срок.

Разрешая требования административного истца об обязании административного ответчика исправить реестровую ошибку, осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером в границах, указанных в межевом плане, а также исключить из кадастрового учета сведения о пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2). В кадастр недвижимости, в том числе, вносятся в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 3 ч. 4).

Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке, его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).

При рассмотрении дела, из представленных материалов установлено, что Хон О.Т. является собственником земельного участка, площадью 1820 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. границы земельного участка установлены и согласованы главой Городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, принадлежащий истцу, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ году, ему присвоен кадастровый .

При постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка, было выявлено пересечение границ земельного участка истца с границами земельного участка с кадастровым номером (далее по тексту ).

Земельный участок , по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за плату, для ведения личного подсобного хозяйства передан на основании постановления главы администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО4 Срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно схеме расположения земельного участка , он расположен в квартале , общей площадью 1027 кв.м, имеющий местонахождение: <адрес>, район имени Лазо, 15м на юго-запад от ориентира жилого дома: рп. Переяславка, <адрес>, из категории земель, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.

Схема земельного участка была утверждена Постановлением администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» муниципального района имени <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка по заявлению ФИО4 проведены кадастровые работы, составлен межевой план. Земельный участок поставлен на кадастровый учет. Сведения о нем содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Главой 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

В соответствии с частью 3 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Согласно части 3.1. данной статьи, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета, вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном выше законом порядке.

Как следует из пояснений кадастрового инженера, допрошенного в суде в качестве специалиста ФИО6, при проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером , согласование местоположения границ образуемого земельного участка с органами местного самоуправления в порядке установленном Законом о кадастре не проводилось, поскольку указанный земельный участок имеет границы с землями, находящимися в государственной собственности.

Как следует из содержания административного искового заявления, уточненного в ходе судебного разбирательства, истец обратилась в суд с требованием об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки, а по существу административный истец считает, что наложение границ земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и переданного в аренду третьему лицу, на участок истца, произошло в связи с неправомерными действиями администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» в передаче земельного участка в аренду ФИО4

Таким образом, фактически имеет место спор о границах между собственниками смежных земельных участков.

При этом требование истца об исправление кадастровой ошибки, являющееся предметом настоящего спора, по существу представляет собой изменение границ смежных земельных участков истца и третьего лица, что также противоречит вышеизложенным нормам закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 46, 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Хон Ок Тя к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании решения о приостановлении в постановки на государственный кадастровый учет земельного участка незаконным, признании незаконным бездействие при рассмотрении вопроса об исправлении реестровой ошибки и обязании выполнить определенные действия.

Настоящее решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через суд района имени <адрес>, в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Петровская