ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/2021 от 17.02.2021 Лебяжьевского районного суда (Курганская область)

УИД 45RS0010-01-2020-000473-96

Дело № 2а-12/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р. п. Лебяжье 17 февраля 2021 года

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области о признании незаконным изменения категории транспортного средства и отмене перерасчета транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области о признании незаконным изменения категории транспортного средства и отмене перерасчета транспортного налога. В обоснование административного иска указывается, что административный истец является собственником автомобиля УАЗ-29891, государственный регистрационный знак . Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области ему произведен перерасчет за 2016, 2017 и 2018 годы. При перерасчете налога на автомобиль инспекцией применена налоговая ставка как на грузовой автомобиль (N1), что не соответствует действительности, так как автомобиль УАЗ-29891 по паспорту и своему функциональному предназначению грузовым автомобилем не является.

Согласно ответу ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для перерасчета явилось то, что «согласно классификации автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН грузовые, специализированные и специальные автомобили в т.ч. до 3,5 тонн, относятся к категории N1. К данной категории относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов». Административный истец считает, что в нарушение требований ст. 361 Налогового кодекса РФ, а так же в нарушение Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств ИФНС изменена категория транспортного средства с «В» (легковые автомобили) на категорию «С» (грузовые автомобили).

Автомобиль УАЗ-29891 по паспорту транспортного средства является легковым «В» категории специализированным пассажирским транспортным средством с кузовом 396295 (УАЗ-396295) и в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля УАЗ РЭ 05808600.106-2007, выпущенного ОАО «<данные изъяты>» – автомобиль УАЗ, является модификацией автомобиля УАЗ-396295 и его можно определить как транспортное средство категории Ml, то есть легковые автомобили. Просит освободить его от уплаты перерасчета транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы и отменить налоговые уведомления о перерасчёте транспортного налога. Обязать налоговый орган возместить ему уплаченный транспортный налог за предшествующие два года (2017, 2018) в сумме 5610 рублей.

Административный истец в судебном заседании поддержал свои требования, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Транспортный налог на основании ст. 14 Налогового кодекса РФ относится к региональным налогам и сборам.

На основании ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие с настоящим кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, налоговый орган не является органом, который в силу имеющихся у него полномочий вправе изменять тип транспортного средства. Указанными полномочиями налоговые органы не наделены. Сведения, поступающие в налоговый орган для исчисления налога, носят централизованный характер и поступают от уполномоченного лица, ответственного за учет транспортных средств, – органы ГИБДД.

Материалами дела установлено, что, административный истец является собственником автомобиля УАЗ-29891, государственный регистрационный знак .

Указанный автомобиль был приобретен истцом 30 декабря 2015 года и поставлен на учет в органы ГИБДД (Карточка учета транспортного средства).

Согласно паспорту ПТС на автомобиль тип транспортного средства указан как «специальное пассажирское ТС».

Административным истцом в установленном порядке и сроки уплачивался налог на транспортное средство.

Из материалов дела следует, что административным истцом было получено налоговое уведомление от 29 октября 2019 года, согласно которому транспортный налог на автомобиль исчислен по ставке налога «грузового» и сумма к уплате налога составила 4488 рублей, в отличие от ранее уплачиваемых им сумм налога в размере 1683 рубля за тип автомобиля «легковой» (л.д. 12).

Восемнадцатого февраля 2020 года административный истец обратился в Межрайонную ИФНС № 7 по Курганской области с заявлением на неправомерность исчисления транспортного налога, в чем ему было отказано письмом 04 марта 2020 года.

Двадцать второго ноября 2020 года Межрайонная ИФНС № 7 по Курганской области по жалобе истца также не усмотрела никаких нарушений. Административному истцу сообщено, что указанная в ПТС категория «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковому, так и грузовому автомобилям. В паспорте транспортного средства УАЗ 29891 в графе «тип транспортного средства» указано «Специализированное пассажирское ТС», в связи с чем, была применена ставка 40 рублей за 1 л.с. согласно Закону Курганской области № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области».

Административный истец указывает, что при постановке автомобиля на учет и первоначальном определении типа транспортного средства принадлежащего истцу автомобиля тип транспортного средства был определен как «легковой», и из указанного типа транспортного средства налоговый орган и исходил при исчисление налога за предыдущие периоды как за автомобиль типа «легковой».

Однако позже тип транспортного средства, как указывает административный истец, был неправомерно налоговым органом определен на «грузовой», что, в свою очередь, нарушило права истца, вынужденного уплачивать транспортный налог в большем размере.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 361 Налогового кодекса РФ и Законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» ставки предусмотрены по следующим категориям транспортных средств: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы); мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы); автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы); грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы); другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, транспортное средство УАЗ-29891 государственный регистрационный знак , относится к категории транспортных средств «В» – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Налоговый кодекс РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 Налогового кодекса РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Паспорт транспортного средства – это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие «одобрения типа транспортного средства».

Таким образом, паспорт транспортного средства – это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.

Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории – «грузовые автомобили» или «легковые автомобили». При этом глава 28 Налогового кодекса РФ (в частности, статья 358 Налогового кодекса РФ) при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 «Марка, модель ТС» паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль; «7» – фургоны; «9» – специальные.

В строке 3 ПТС «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Как следует из материалов дела, модель указанного транспортного средства УАЗ-29891, вторая цифра цифрового обозначения автомобиля – «9», то есть это специальное транспортное средство.

Код типа указанного автомобиля в его технических документах указан как «специализированный пассажирский».

Учитывая, что указанная категория транспортного средства не совпадает ни с одной из категорий, указанных в статье 361 Налогового кодекса РФ и статье 2 Закона Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области», однозначно отнести указанное транспортное средство к категории «грузовых» автомобилей и применить ставку налога для указанного автомобиля как грузового, невозможно.

В силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, учитывая, что выявленные в ходе рассмотрения настоящего дела неясности налогового законодательства не позволили однозначно отнести спорное транспортное средство к категории грузовых, применению при исчислении транспортного налога за указанное транспортное средство подлежит налоговая ставка, установленная для категории легковых автомобилей (транспортное средство, относящееся к категории «В», и не отнесенное к грузовым, может быть отнесено в таком случае только к легковым, так как предусматривает только два вида ТС – легковые и грузовые автомобили).

Необходимо учесть, что сотрудниками УГИБДД УМВД России по Курганской области, так же не был дан однозначный ответ о категории данного транспортного средства (в ответе от 09 декабря 2020 года – «В», в ответе от 16 декабря 2020 года – «М2G».

Следовательно, оснований для изменения категории транспортного средства УАЗ-29891, государственный регистрационный знак принадлежащего ФИО1 у Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области не было.

Суд считает, что требования административного истца об отмене налоговых уведомлений о перерасчёте транспортного налога подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Налоговое уведомление о перерасчете транспортного налога вынесено 29 октября 2019 года. Как указано в уведомлении транспортный налог в размере 5610 рублей ФИО1 необходимо уплатить до 30 декабря 2019 года. ФИО1 оплатил данную сумму транспортного налога 25 ноября 2019 года, что подтверждается чеком ордером от 25 ноября 2019 года.

Кроме того, административному истцу направлено требование от 29 января 2020 года, об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 2805 рублей по сроку уплаты до 24 марта 2020 года.

Трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате приведенных сумм уплаченного транспортного налога, до настоящего времени не истек, а значит, административным истцом не утрачена возможность оспаривания приведенных в административном исковом заявлении требований административного ответчика.

В случае излишнего взыскания налоговых платежей в связи с принятием налоговым органом незаконных решений, совершением незаконных действий (бездействием) права налогоплательщика нарушаются самим фактом взыскания, что является основанием для обращения в суд за восстановлением нарушенного права.

Следовательно, требование о взыскании в пользу административного истца уплаченного транспортного налога за предшествующие два года (2017, 2018) в сумме 5 610 рублей так же подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области по изменению категории транспортного средства УАЗ-29891, государственный регистрационный знак , принадлежащего ФИО1 Освободить ФИО1 от уплаты перерасчета транспортного налога за 2016, 2017 и 2018 годы. Отменить налоговое уведомление о перерасчете транспортного налога от 29 октября 2019 года и требование от 29 января 2020 года.

Взыскать с Межрайонной ИФНС № 7 по Курганской области в пользу ФИО1 излишне оплаченный транспортный налог в размере 5610 рублей.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 24 февраля 2021 года.

Судья А.В. Бесмельцев