ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12/2021 от 25.02.2021 Заводской районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года <адрес>, ЧР

Заводской районный суд <адрес>ФИО21 Республики в составе: председательствующего судьи Шаипова А.М., при секретарях ФИО11, ФИО12,

с участием представителя административного истца ФИО7 по доверенности ФИО20, представителя административного ответчика МВД Российской Федерации по ФИО4 по доверенности ФИО17,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО7 к Министерству внутренних дел по ФИО4 об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти,

установил:

ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел Российской Федерации по ФИО4 (далее - МВД по ФИО4): о восстановлении срока подачи наградного листа на лейтенанта милиции ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей; признании действий (бездействий) должностных лиц МВД по ФИО4 незаконным; возложении на МВД по ФИО4 обязанности МВД по ФИО4 провести повторную служебную проверку по факту гибели лейтенанта милиции ФИО1 - участкового уполномоченного милиции отделения по организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел <адрес>ФИО21 Республики; возложении на МВД по ФИО4 обязанности повторного представления лейтенанта милиции ФИО1 - участкового уполномоченного милиции отделения по организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел <адрес>ФИО21 Республики к награждению государственной наградой Российской Федерации - ФИО8 Мужества (посмертно).

В обоснование своих исковых требований ФИО7 указала, что её сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с июля 2002 года заключил контракт с МВД Российской Федерации о прохождении службы на территории ФИО21 Республики.

Согласно боевого распоряжения начальника Шалинского РОВД за от ДД.ММ.ГГГГ «О создании групп ночного и дневного патрулирования в период усиленного варианта несения службы» и заключения служебной проверки по факту гибели лейтенанта милиции ФИО1 участкового уполномоченного милиции по организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел <адрес> (далее - УУМ по ОД УУМ ОВД <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что группа оперативного наряда в количестве 16 сотрудников совместно с военной комендатурой <адрес> выехала для проведения специальных мероприятий в населенном пункте Чири - <адрес>.

В ночь с 02.09.002г. на 03.09.2002г. в 1 час 30 минут, возле Дома культуры <адрес>, была подорвана автомашина «Камаз» регистрационный кк-21 регион, принадлежащая военной комендатуре <адрес>ФИО21 Республики, на которой возвращались с ночного патрулирования сотрудники Шалинского РОВД и военной комендатуры <адрес>ФИО21 Республики. В результате подрыва 6 (шесть) сотрудников отдела от полученных ранений скончались на месте, 10 (десять) сотрудников получили ранения различной степени тяжести. Среди погибших был и её сын-лейтенант милиции ФИО2. Факт гибели ФИО1 подтверждается рапортами сотрудников Шалинского РОВД - оперуполномоченного ОУР ФИО13, дежурного ДЧ ФИО14-А. УУМ МОБ ФИО15

ДД.ММ.ГГГГ её вызвали в РОВД <адрес>, для опознания погибшего, где начальник милиции Шалинского РОВД сказал ей, что погибшие будут представлены к награждению ФИО8 Мужества (посмертно).

При подготовке документов выяснилось, что бланки наградного листа в Шалинском РОВД закончились, и на второй день они привезли данные бланки из Республики Дагестан и передали в Шалинское РОВД.

Наградной лист был заверен подписью и печатью Начальником отдела внутренних дел <адрес> майором милиции ФИО16 и заключением старших начальников в лице Заместителя начальника УВД МВД России по ФИО4 подполковника милиции ФИО5 Ю.В. и начальника УВД МВД России по ФИО4 полковника ФИО10 С-С.С.

ДД.ММ.ГГГГ, её сын ФИО1 был представлен к награждению ФИО8 Мужества (посмертно). Копия наградного листа была передана ей.

Из наградного листа следовало - За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, в условиях сопряженных с риском для жизни, самоотверженные действия в борьбе с преступностью лейтенант милиции ФИО1 представляется к награждению ФИО8 - Мужества (посмертно), (протокол от ДД.ММ.ГГГГг.)

С указанного времени она не однократно обращалась за разъяснениями в МВД России по ФИО21 Республики, МВД России по ФИО9 Дагестан, МВД Российской Федерации, а так же на имя Президента Российской Федерации.

Из ответа Аппарата полномочного представителя ФИО3 РФ в Севера - Кавказском федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-<адрес> материалы о награждении ФИО1 (погиб 03.09.2002г.) ФИО8 Мужества (посмертно) поступили ДД.ММ.ГГГГ. После гибели ФИО1 прошло много лет, представление МВД по ФИО4 документов к награждению государственной наградой в 2014 году противоречат требованиям ФИО3 Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N21099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», а также рекомендаций Управления ФИО3 Российской Федерации по государственным наградам, так как срок представления лиц к награждению не должен превышать один год с момента обозначенных заслуг. Это связано со сложностью подтверждения событий, описываемых в наградном листе, и невозможностью в полной мере оценить заслуги. Учитывая изложенное, наградные документы не согласованы полномочным представителем Президента Российской Федерации в Севера - Кавказском федеральном округе.

С данным ответом полномочного представителя ФИО3 РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, она не согласна полностью, так как представленные к награждению материалы были собраны сразу после трагических событий, а именно: Заключение служебной проверки от 27.10.2002г. по факту гибели лейтенанта милиции ФИО1; Наградной лист и Протокол N8 от ДД.ММ.ГГГГг. заверенный Начальником ОВД <адрес> майором милиции ФИО16, Заместителем начальника УВД МВД России по ЧР подполковником ФИО5 Ю.В, Начальником УВД МВД России по ЧР полковником ФИО10 С-С.С.

Следовательно, срок для представления к награждению её сына; в один год не был пропущен и обстоятельства гибели её сына и его товарищей подтверждаются выше изложенными фактами.

Ей неизвестно по каким причинам наградной лист, отправленный в сентябре 2002 года в аппарат полномочного представителя ФИО3 РФ в Северо - Кавказском федеральном округе поступил ДД.ММ.ГГГГ, спустя более 12 лет.

Считает, что МВД по ФИО4 несвоевременно представило наградной материал на погибших при исполнении служебного долга и ответственность за несвоевременное представление наградного материала должно нести Министерство внутренних дел по ФИО4.

Представитель административного ответчика МВД Российской Федерации по ФИО21 Республики - ФИО17, действующий по доверенности, оформленной в соответствии со ст.53 ГПК РФ, представил суду возражения на исковые требования, в которых указал следующее:

В соответствии со статьей 11 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ за проявленное мужество и героизм награждение ФИО8 или медалью может быть произведено посмертно.

В соответствии с действующим законодательством РФ правом возбуждать ходатайство о представлении подчиненных сотрудников к награждению государственными наградами обладают начальники органов внутренних дел за личное мужество и отвагу, проявленные при защите отечества и государственных интересов РФ, несении боевой службы, за смелость и самоотверженность, проявленные при исполнении служебных обязанностей в условиях, сопряженных с риском для собственной жизни, спасении людей во время стихийных бедствий и других обстоятельствах, согласно статутов ФИО8 и положения о медалях и почетных званиях. В соответствии с ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ» награждение государственными наградами РФ по личной просьбе не производится.

В соответствии с данным ФИО3 срок представления лиц к награждению не должен превышать один год с момента описываемых событий в наградном листе.

В соответствии с п. 16 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде.

Согласно информации отдела учета кадров, наград и присвоения званий управления по работе с личным составом от ДД.ММ.ГГГГ такого ходатайства на ФИО1 в МВД по ФИО4 в указанный период не поступало. ФИО1, участковый уполномоченный милиции Шалинского РОВД, руководством отдела не был представлен к государственной награде РФ, вследствие которого правовых оснований для представления его к награждению государственной наградой РФ в указанный период не имелось.

На основании ходатайства руководства отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 были подготовлены наградные материалы и ДД.ММ.ГГГГ управлением по работе с личным составом Министерства направлены в адрес Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Однако наградные материалы на ФИО1 к награждению ФИО8 Мужества (посмертно) полномочным представителем ФИО3 РФ в Северо-Кавказском федеральном округе не поддержаны и ДД.ММ.ГГГГ возвращены в МВД по ФИО4.

В соответствии с действующим законодательством РФ повторное возбуждение ходатайства о предоставлении подчиненных сотрудников к награждению государственной наградой не предусмотрено и в связи с этим МВД по ФИО4 не имеет правовых оснований для внесения повторного представления о награждении ФИО1 государственной наградой РФ.

Таким образом, нарушений требований в части непредставления МВД по ФИО4 лейтенанта милиции ФИО1 - участкового уполномоченного милиции ОВД <адрес> к награждению государственной наградой Российской Федерации - ФИО8 Мужества (посмертно), истцом не представлено и в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

ФИО7 оспаривается действия (бездействия) должностных лиц МВД по ФИО4.

Обратилась в суд истица с административным иском в январе 2019 года, то есть за пределами установленного трех месячного срока обжалования. Доказательств об уважительности причин пропуска срока обращения в суд истцом не представлено.

Таким образом, истицей пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд.

В связи указанным полагает, что правовых оснований для удовлетворения требований истицы к МВД по ФИО4 не имеется. Просит суд в удовлетворении требований Истца, отказать.

Административный истец ФИО7 извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представлять свои интересы поручила своему представителю по доверенности ФИО20

Участвующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО7ФИО20, действующий по доверенности, оформленной в соответствии со ст.57 КАС РФ и диплома о высшем образовании, уточнил исковые требования, заявил отказ от иска в части о возложении на МВД по ФИО4 обязанности МВД по ФИО4 провести повторную служебную проверку по факту гибели участкового уполномоченного милиции отделения по организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел <адрес> лейтенанта милиции ФИО1.

Отказ в части исковых требований принят судом и вынесено определение о принятии отказа и прекращении производства по административному делу в указанной части.

Представитель административного истца ФИО20 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям обстоятельств, изложенных в его административном иске, и просил их удовлетворить.

Участвующий в судебном заседании представитель административного ответчика МВД по ФИО4 Э.И., действующий по доверенности, оформленной в соответствии со ст.57 КАС РФ, ссылаясь на представленные в суд возражения на исковые требования, административный иск ФИО7 не признал, считал срок исковой давности пропущен; исковые требования необоснованными, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований ФИО7 в полном объеме.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного само­управления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной по­рядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Как следует из ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспа­ривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государ­ственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является адми­нистративным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в админи­стративном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) ор­гана, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В частности, исходя из ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государ­ственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, сво­боды и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) со­блюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, соверше­ния оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основа­ния для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспарива­нии решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственны­ми или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организа­ции, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В силу ч. 11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоя­тельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организа­цию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах по настоящему делу административный истец ФИО7 обязана доказать факт нарушения её прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение срока обращения в суд, а административные ответчики обязаны представить доказательства со­блюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих их полномочия на со­вершение оспариваемого действия (бездействия), порядок и основания его совершения, соот­ветствие содержание совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным пра­вовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом исследованы письменные доказательства представленные истцом в обоснование своих требований.

Из представленной суду Истцом светокопии наградного листа следует, что за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, в условия сопряженных с риском для жизни, самоотверженные действия в борьбе с преступностью лейтенант милиции ФИО1 представляется к награждение ФИО8 Мужества (посмертно). Данный наградной лист, подписан и заверен начальником Отдела внутренних дел <адрес>. При этом в наградном листе отсутствует дата вынесения (сентября 2002г.), а также заключение старших начальников - заместителя начальника УВД МВД России по ФИО5 Ю.В., начальника УВД МВД России по ФИО6 С-С.С. и др.

Из заключения служебной проверки по факту гибели лейтенанта милиции ФИО1 участкового уполномоченного милиции отделения по организации деятельности участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником УВД МВД России по ФИО6 С-С.С., следует, что смерть лейтенанта милиции ФИО1 наступила в период прохождения службы, при исполнении служебных обязанностей не в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также в не в следствии иных умышленных действий. Заключение служебной проверки по факту гибели лейтенанта милиции ФИО1 направить УМВД РФ по ЧР для решения вопроса о выплате пенсии, единовременного пособия и страховых сумм семье погибшего.

Из ответа на судебный запрос Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о первоначальных материалах по факту представления к награждению лейтенанта милиции ФИО1ФИО8 Мужества (посмертно) в 2002 году в архивах отдела МВД России по <адрес> отсутствуют.

Согласно информации отдела учета кадров, наград и присвоения званий управления по работе с личным составом МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что материалы о представлении к награждению ФИО1ФИО8 Мужества (посмертно) в МВД по ФИО4 в 2002 году, не поступало. ФИО1, участковый уполномоченный милиции Шалинского РОВД, руководством отдела не был представлен к государственной награде РФ, вследствие которого правовых оснований для представления его к награждению государственной наградой РФ в указанный период не имелось.

Из ответа на обращение ФИО18 в МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ/Х-63/10/31 следует, что заявление ФИО7 рассмотрено. Руководством МВД по ЧР принято решение о представлении лейтенанта милиции ФИО1 к награждению государственной наградой Российской Федерации - ФИО8 Мужества (посмертно). Наградной лист будет подготовлен согласно нормативным документам и направлен в соответствующие инстанции, для дальнейшего согласования.

Из ответа на обращение ФИО7 в МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ/Х-17 следует, что кандидатура ФИО1, ранее проходившего службу в отделе внутренних дел <адрес>ФИО21 Республики, ДД.ММ.ГГГГ рекомендована аттестационной комиссией отдела МВД России по <адрес>ФИО21 Республики к представлению к награждению государственной наградой Российской Федерации ФИО8 Мужества (посмертно).

На основании ходатайства руководства отдела МВД России по <адрес>ФИО21 Республики на ФИО1 были подготовлены наградные материалы и ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Главного Управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Из ответа на обращение ФИО7 в Аппарат полномочного представителя ФИО3 РФ в Северо-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А735404вп следует, что в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо- Кавказском федеральном округе материалы о награждении ФИО1ФИО8 Мужества (посмертно) поступили ДД.ММ.ГГГГ. После гибели ФИО1 прошло много лет, представление МВД по ФИО4 документов к награждению государственной наградой в 2014 году противоречит требованиям Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», а также рекомендаций Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам, так как срок представления лиц к награждению не должен превышать один год с момента обозначенных заслуг. Учитывая изложенное, наградные документы не согласованы полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.

Из ответа на обращение ФИО7 в МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу возбуждения ходатайства о возможности представления к награждению государственной награде ФИО1 следует, что ранее МВД по ЧР проинформировало ФИО7 о том, что наградные материалы о награждении старшего лейтенанта милиции ФИО1 государственной наградой Российской Федерации ФИО8 Мужества (посмертно) не прошли процедуру согласования с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе ввиду происшествия 12 лет с момента описываемых событий и невозможности объективной оценки фактов. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами Российской федерации при Президенте Российской Федерации по государственным наградам, срок действия наградных материалов, оформленных на кандидата к награждению, в том числе наградного листа, протокола собрания коллектива, не должен превышать один год с момента возбуждения ходатайства.

На основании изложенного, в связи давностью событий, а также ранее возвращенных наградных материалов (02.02.2015г.) из ГУ МВД России по СКФО с вышеуказанной формулировкой, повторное возбуждение ходатайства о представлении к награждению государственной наградой ФИО1 не представляется возможным.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил службу на должностях среднего начальствующего состава ОВД <адрес> Республики Дагестан.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 был откомандирован для дальнейшего прохождения, службы в распоряжение УВД МВД России по ФИО4, где приказом от ДД.ММ.ГГГГл/с назначен на должность участкового уполномоченного милиции Шалинского РОВД ФИО21 Республики, по контракту сроком на 1 год.

ДД.ММ.ГГГГ на 03.09.2002г.г. в 1 час 30 мин была подорвана автоколонна, на которой возвращались с ночного патрулирования сотрудники Шалинского РОВД и военной комендатуры <адрес>. В результате подрыва 6 сотрудников отдела от полученных ранений скончались на месте, 10 сотрудников получили ранения различной степени тяжести. Среди погибших находился и лейтенант милиции ФИО1.

Приказом УВД МВД России по ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава (за смертью).

Личное дело ФИО1 находится на архивном хранении в МВД Республики Дагестан. Каких либо документов, свидетельствующих о представлении ФИО1 к награждению ФИО8 Мужества (посмертно) в личном деле не имеется.

В соответствии со статьей 11 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ за проявленное мужество и героизм награждение ФИО8 или медалью может быть произведено посмертно.

В соответствии действующим законодательством РФ правом возбуждать ходатайство о представлении подчиненных сотрудников к награждению государственными наградами обладают начальники органов внутренних дел за личное мужество и отвагу, проявленные при защите отечества и государственных интересов РФ, несении боевой службы, за смелость и самоотверженность, проявленные при исполнении служебных обязанностей в условиях, сопряженных с риском для собственной жизни, спасении людей во время стихийных бедствий и других обстоятельствах, согласно статутов ФИО8 и положения о медалях и почетных званиях.

В соответствии с данным ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» срок представления лиц к награждению не должен превышать один год с момента описываемых событий в наградном листе.

В соответствии с данным ФИО3 награждение государственными наградами по личной просьбе не производится.

В соответствии с п. 16 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде.

Согласно информации отдела учета кадров, наград и присвоения званий управления по работе с личным составом от ДД.ММ.ГГГГ ходатайства на награждение лейтенанта милиции ФИО1ФИО8 Мужества (посмертно) в период 2002-2003 года в органы управления внутренних дел РФ по ФИО4 не поступало. ФИО1, участковый уполномоченный милиции Шалинского РОВД, руководством отдела не был представлен к государственной награде РФ, вследствие которого правовых оснований для представления его к награждению государственной наградой РФ в указанный период не имелось.На основании ходатайства руководства отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению ФИО7 на лейтенанта милиции ФИО1 были подготовлены наградные материалы и ДД.ММ.ГГГГ управлением по работе с личным составом Министерства направлены в адрес Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. Однако наградные материалы на ФИО1 к награждению ФИО8 Мужества (посмертно) полномочным представителем ФИО3 РФ в Северо-Кавказском федеральном округе не поддержаны и ДД.ММ.ГГГГ возвращены в МВД по ФИО4.

В соответствии с действующим законодательством РФ повторное возбуждение ходатайства о предоставлении подчиненных сотрудников к награждению государственной наградой не предусмотрено и в связи с этим МВД по ФИО4 не имеет правовых оснований для внесения повторного представления о награждении ФИО1 государственной наградой РФ.

Таким образом, из исследованных материалов дела, доказательств, незаконности действий (бездействий) МВД по ФИО4, в части непредставления МВД по ФИО4 лейтенанта милиции ФИО1 - участкового уполномоченного милиции ОВД <адрес> к награждению государственной наградой Российской Федерации - ФИО8 Мужества (посмертно), а также в нарушении сроков представления лейтенанта милиции ФИО1 к награждению государственной наградой Российской Федерации - ФИО8 Мужества (посмертно) в материалах дела не имеются и не представлены они суду истцом и его представителем.

Представителем ответчика заявлено суду ходатайство о признании пропуска истцом срока обращения в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой установление сроков исковой давности и сроков обращения в суд, то есть сроков для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения между участниками соответствующих правоотношений. Установленные федеральными законами сроки обращения в суд за разрешением споров направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав, а своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления лица, считающего свои права нарушенными. Истечение срока исковой давности или срока обращения в суд, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина невозможна, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав.

Согласно п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что административному истцу стало известно о нарушении её в 2015 году. Административный истец обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более трех месяцев, с момента, когда ей стало известно о нарушении её прав. Таким образом, истицей пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд.

Каких-либо доводов и доказательств с бесспорностью свидетельствующих о наличии уважительных причин и обстоятельств, препятствовавших административному истцу обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением в установленный законом срок, а также являющихся основанием для восстановления данного срока в порядке ст. 219 КАС РФ, не предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 -228 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО7 к Министерству внутренних дел по ФИО4 об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ФИО21 Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.М. Шаипов