Дело № 2а-130(1)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Ершов Саратовской области
Ершовский районный суд (1) Саратовской области, в составе председательствующего по делу судьи Лучиной А.А.,
при секретаре Цепцура С.С.,
с участием административного истца помощника прокурора Ершовского района Саратовской области Спиридонова Е.Ю.,
представителя административного ответчика администрации Ершовского муниципального района Саратовской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ершовского района Саратовской области к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об адресной программе муниципального образования г. Ершов «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания в программу переселения граждан включены 5 аварийных домов, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>.
Согласно заключениям межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, данные дома признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Согласно муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утв. постановлением администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанные жилые дома должны быть снесены в разумные сроки.
Окончательным сроком реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 г.г.» является 4-й квартал 2017 года.
Однако указанные жилые дома полностью не снесены, строительный мусор на площадках не убран, а именно:
- по адресу <...> строительная площадка не огорожена, строительный мусор не вывезен, работы по благоустройству данного участка не произведены;
- по адресу <...> строительная площадка не огорожена, здание частично не разрушено, строительный мусор не вывезен, работы по благоустройству данного участка не произведены;
- по адресу <...> не вывезен строительный мусор, работы по благоустройству данного участка не произведены;
- по адресу <...> строительная площадка не огорожена, здание частично не разрушено, строительный мусор не вывезен, работы по благоустройству данного участка не произведены;
- <...> строительная площадка не огорожена, строительный мусор не вывезен, работы по благоустройству данного участка не произведены.
Администрацией района не принимаются меры по завершению демонтажа указанных аварийных многоквартирных жилых домов, осуществлению мероприятий по воспрепятствованию проникновения в них граждан, в том числе несовершеннолетних, а также ограждению территорий данных домов.
Бездействие администрации Ершовского муниципального района по непринятию мер по своевременному сносу аварийных и ветхих домов, может повлечь наступление неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц, которые по стечению обстоятельств могут находиться внутри дома или около него, нарушает их право на благоприятную окружающую среду.
Для устранения нарушений закона прокурором Ершовского района главе администрации ФИО2, внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. Изучением ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что принято решение о проведении работ по сносу аварийных домов в рамках программы на 2018 – 2020 годы «Благоустройство на территории МО г. Ершов», что противоречит областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 г.г.».
Кроме этого, прокуратурой Ершовского района проведены проверки по обращениям ФИО4 (106ж-2017) и жителей по ул. Крупской г. Ершова (187ж-2017), по результатам которой установлено, что водоотведение по ул. Крупской и ул. ФИО10 г. Ершова, должным образом не организовано.
Для устранения нарушений закона и.о. прокурора Ершовского района главе администрации ФИО2 внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. Изучением ответа № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данные дома не относятся к ведению администрации ФИО2 и устройство водоотведения по данным улицам не произведено.
С учетом уточнений требований просит признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района выразившиеся в непринятии мер по сносу двух расселенных аварийных домов расположенных по адресам:
- <...>;
- <...>;
а также в непринятии мер по ограждению строительной площадки, вывозу строительного мусора, по адресу: <...>;
- ограждению строительной площадки, разрушения здания, вывоза строительного мусора, по адресу: <...>;
- вывозу строительного мусора по адресу: <...>;
- ограждению строительной площадки, разрушения здания, вывозу строительного мусора по адресу: <...>;
- ограждению строительной площадки, вывозу строительного мусора по адресу: <...>.
Обязать администрацию Ершовского муниципального района принять следующие меры:
- по адресу: <...> огородить строительную площадку, вывезти строительный мусор, произвести работы по благоустройству данного участка до 01.05.2018;
- по адресу: <...>, огородить строительную площадку, разрушить здание, вывезти строительный мусор, произвести работы по благоустройству данного участка до 01.05.2018;
- по адресу: <...>, вывезти строительный мусор, произвести работы по благоустройству данного участка до 01.05.2018;
- по адресу: <...>, огородить строительную площадку, разрушить здание, вывезти строительный мусор, произвести работы по благоустройству данного участка до 01.05.2018;
- по адресу: <...>, огородить строительную площадку, вывезти строительный мусор, произвести работы по благоустройству данного участка до 01.05.2018.
Признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района выразившиеся в непринятии мер по устройству дренажной системы водоотведения по ул. Крупской и ул. ФИО10 г. Ершова.
Обязать администрацию Ершовского муниципального района принять меры по организации водоотведения по ул. Крупской и ул. ФИО10 г. Ершова до 01.06.2018г.
В судебном заседании административный истец свои требования поддержал, пояснив вышеизложенные обстоятельства, дополнив, что под благоустройством следует понимать очистку участка от строительного мусора.
Представитель административного ответчика администрации Ершовского муниципального района ФИО1, действующая по доверенности административное исковое заявление прокурора в части бездействия в непринятии мер по устройству водоотведения и дренажной системы на ул. ФИО10 и Крупской г. Ершова, а так же в части сноса аварийного дома по ул. Интернациональной 141 г. Ершова признала, в остальной части административное исковое заявление не поддержала, пояснив, что администрацией ФИО2 Саратовской области с физическими лицами ФИО3, ФИО5 заключены договора на безвозмездное выполнение работ по сносу аварийных домов по ул. Ремонтная д.2, Дорожный проезд д.2, Дорожный проезд д.11, ФИО6 д. 19. Указанным физическим лицам направлена претензия с требованием исполнения взятых обязательств. В настоящее время территория по указанным адресам зачищена.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 27.03.2013 № 47 «Об адресной программе муниципального образования г. Ершов «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания в программу переселения граждан включены 5 аварийных домов, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>.
Согласно заключениям межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, данные дома признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу.
В приложении к постановлению администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 г.г.» указаны сроки реализации программы 2 этап 2014-2017 год.
Указанные выше аварийные дома расселены, однако строительный мусор с площадок не убран, частично не снесены дома на ул. Интернациональная <...>.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривала факта нахождения указанных выше расселенных аварийных домов в муниципальной собственности. Прокурором Ершовского района Саратовской области в адрес главы администрации Ершовского муниципального района ФИО7 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Распоряжением главы администрации Ершовского муниципального района Саратовской области №-к от ДД.ММ.ГГГГ начальнику отдела строительства, архитектуры и благоустройства администрации Ершовского муниципального района ФИО8 объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей – не обеспечение контроля за соблюдением архитектурного и градостроительного законодательства, выразившееся в несанкционированном складировании строительных отходов и мусора после сноса жилых домов, признанных непригодными для проживания ул. Ремонтная <...> города Ершова.
В судебном заседании предметом изучения были фотоматериалы, из которых следует, что в местах расселенных аварийных домов по адресам: <...> не убран строительный мусор, строительная площадка не огорожена, а по адресам: <...> кроме того, не до конца разрушены здания.
Для предотвращения доступа посторонних лиц данная зона в населенных пунктах и на территории предприятия, стройплощадки должна ограждаться инвентарными ограждениями, соответствующими ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков строительно-монтажных работ", что согласуется с пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", введенных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80, согласно которому производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Пункт 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", введенных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80, предусматривает, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Поскольку судом установлено, что работы по сносу аварийных домов выполнены не в полном объеме, по адресам: <...> <...> до настоящего времени находится не полностью разрушенное здание, требования прокурора в части ограждения территории правомерны.
Вместе с тем, судом установлено, что по адресам: <...> здания аварийных домов разрушены, на территории имеется строительный мусор, вследствие чего требования прокурора в части ограждения данных территорий заявлены неправомерно. Каких-либо доказательств, что указанная территория является строительной площадкой и представляет опасность для окружающих, материалы дела не содержат.
В судебном заседании представитель административного ответчика ссылалась на то обстоятельство, что администрацией ФИО2 Саратовской области с физическими лицами заключены договора на безвозмездное выполнение работ. В частности с ФИО3 на осуществление сноса домов по адресу: <...> ФИО6 д. 19. С ФИО5 заключен договор на безвозмездное выполнение работ по сносу дома по ул. Ремонтная д. 2. К данным лицам администрация направляла претензию с требованием выполнения обязательств по договору. Суду предоставлены фотоснимки, датированные мартом 2018 года по адресам: Дорожный проезд <...> Ремонтная д. 2, ФИО6 д. 19.
К представленным административным ответчиком фотоснимкам суд относится критически, поскольку они сделаны в период, когда вся территории покрыта снежным покровом, вследствие чего невозможно установить, в каком состоянии находятся указанные территории. Суд полагает, что заключение соответствующих договоров с физическими лицами на снос домов не освобождает администрацию ФИО2 Саратовской области от обязанности предусмотренной ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а так же на создание благоприятной окружающей среды. Кроме этого, материалы дела не содержат сведений о выполненных физическими лицами, с которыми заключены соответствующие договора, работах по сносу аварийных домов и уборке строительного мусора.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора в части признания незаконными бездействия администрации ФИО2 по непринятию мер по сносу расселенных домов по адресам: <...> вывозу строительного мусора, ограждения строительных площадок, а так же в части признания незаконными бездействия администрации ФИО2 по непринятию мер по уборке строительного мусора по адресам: <...>; <...>; <...> и возложения обязанности по устранению данных нарушений в определенный срок подлежат удовлетворению.
По требованиям административного истца о признании незаконным бездействия администрации ФИО2, выразившееся в неприятии мер по устройству дренажной системы водоотведения по ул. Крупской и ул.ФИО10 г. Ершова суд приходит следующему.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – ФЗ №) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ст. 2 ФЗ № под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 9 ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, под «канализацией» понимается отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение сточных вод.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации ФИО2 Саратовской области административное исковое заявление в части бездействия администрации Ершовского муниципального района выразившиеся в непринятии мер по устройству дренажной системы водоотведения по ул. Крупской и ул. ФИО10 г. Ершова и обязанности принять меры по организации водоотведения по ул. Крупской и ул. ФИО10 г. Ершова до 01.06.2018г. признал. Кроме признания административного иска в указанной части, суд полагает, что вина администрации в непринятии мер по организации водоотведения подтверждается материалами дела, а именно фотоматериалами, представленными административным истцом, заявлением ФИО4 на имя прокурора <адрес> по вопросу подтопления сточными водами жилого дома по <адрес> «10 д» <адрес>. Показаниями свидетеля ФИО9, которая в судебном заседании пояснила, что она проживает на ул. Толстого г. Ершова, а по адресу <...> проживает ее свекровь, дом которой каждую весну затапливает нечистотами. Ее супруг каждую весну занимается очисткой канавы, чтобы вода не попадала в дом. Со слов соседей она знает, что если производится откачка воды на ул. ФИО10, вода идет в канаву, поскольку колодец развален, а поэтому вода идет в частный сектор. Дренажная система на ул. Крупской находится в аварийном состоянии.
Учитывая представленные доказательства, признание административным ответчиком иска в указанной части, суд полагает, что требования прокурора законные и обоснованные, а поэтому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ершовского района Саратовской области к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о признании бездействия администрации Ершовского муниципального района незаконными - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района в части непринятии мер по ограждению строительных площадок, вывозу строительного мусора и сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресам: <...>; <...>;
Признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района в части непринятия мер по вывозу строительного мусора по адресам: <...>; <...>; <...>.
Обязать администрацию Ершовского муниципального района принять следующие меры:
- по адресу <...> вывезти строительный мусор в срок до 01.05.2018;
- по адресу <...> огородить строительную площадку, разрушить здание, вывезти строительный мусор в срок до 01.05.2018;
- по адресу <адрес> вывезти строительный мусор в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- по адресу <адрес> огородить строительную площадку, разрушить здание, вывезти строительный мусор, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- <адрес> вывезти строительный мусор в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным бездействие администрации Ершовского муниципального района выразившиеся в непринятии мер по устройству дренажной системы водоотведения по <адрес> и <адрес>.
Обязать администрацию Ершовского муниципального района принять меры по организации водоотведения по <адрес> и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административное исковое заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с ДД.ММ.ГГГГ через Ершовский районный суд (1) <адрес>.
Судья А.А. Лучина