ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1300/20 от 13.01.2021 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-71/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Амурск 13 января 2021 г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Бурдаковой О.И.,

при секретаре Орлова Н.В.,

с участием

административного истца - помощника

Амурского городского прокурора Кириченко Е.А.,

представителя административного ответчика Зарайкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Амурского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий (бездействия) к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки, о понуждении устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Амурский городской прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что городской прокуратурой при проведении анализа соблюдения законодательства в период пожароопасного сезона 2020 года установлено, что администрацией городского поселения «Город Амурск» (далее – администрация, в нарушение п. 17 (1), 19 Правил противопожарного режима, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима) в условиях особого противопожарного режима, не принято мер по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки на участке, расположенном в 200 метрах по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером . Пунктами 17(1), 19 Правил противопожарного режима определено, что на территориях общего пользования поселений запрещено складирование горючих отходов, при этом, правообладатели земельных участков обязаны регулярно принимать меры по уборке горючей нагрузки в виде мусора. В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Постановлением администрации городского поселения «Город Амурск» от ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения установлен особый противопожарный режим с 10.04.2020 до особого распоряжения. По информации ЕДДС на участке систематически происходили возгорания и неконтролируемое горение отходов деревообработки. Невыполнение правил противопожарного режима на земельном участке привело к возникновению пожара в условиях введения особого противопожарного режима: 13.04.2020, 07.05.2020,19.05.2020,21.05.2020, 22.05.2020, 24.05.2020, 26.05.2020, 27.05.2020, 28.05.2020, 29.05.2020, 05.06.2020, 10.06.2020. Согласно акту проведения профилактических мероприятий патрульной группы от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено складирование древесных отходов у лесного массива, выявлены следы горения опилок. В соответствии со служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела гражданской защиты администрации Амурского городского поселения, на участке местности в радиусе 1,5 км находятся опилки, в некоторых местах имеются следы горения, выявлены факты тления опилок у лесных насаждений. Опилки спрессованы, перегнившие, по внешнему виду, структуре и свойству возгорания похожи на торф. До настоящего времени административным ответчиком опилки с указанного участка не убраны. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как дальнейшее неисполнение обязанностей может привести к ухудшению экологической обстановки на территории городского поселения, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, стать угрозой для жизни и здоровью граждан так как доступ к данному участку не ограничен, в теплое время года регулярно происходят возгорания. Указанный круг лиц невозможно точно установить и персонифицировать. Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки на участке, расположенном в 200 м по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером ; обязать администрацию городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.11.2021 обязанность очистить названный земельный участок от отходов лесопиления (л.д. ).

В судебном заседании помощник прокурора Кириченко Е.А. на удовлетворении административного иска настаивала по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Зарайкина В.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. ), дополнительно пояснила, что земельный участок, на котором находятся отходы лесопиления (<адрес>), не является муниципальной собственность города Амурска. Администрация городского поселения отношение к складированию, размещению отходов производства на участке, расположенном в 200 метрах по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером не имеет. О земельном участке с отходами лесопиления стало известно только в мае 2020 г из сообщения Единой дежурной диспетчерской службы Амурского района о возгорании отходов лесопиления (опилок) по <адрес> в г. Амурске на территории ООО «Амурский деревообрабатывающий комбинат» (далее - ООО «Амурский ДОК). Администрацией проводились ряд мероприятий, направленных по установлению лиц и организаций, причастных к складированию опилок, путем обследования территории и обращения в ОВД России по Амурскому району. Проводились заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города (далее-КЧС и ОПБ). В целях безопасности граждан, предупреждения чрезвычайной ситуации из резервного фонда по ЧС администрации выделено 170 000 рублей на работы по ремонту подъездной грунтовой дороги к источнику наружного противопожарного водоснабжения (ИНППВ), расположенного на указанной территории с целью обеспечения пожаротушения. Таким образом, администрация города предпринимала меры для недопущения и предотвращения дальнейших возгораний отходов производства. Вместе с тем, ликвидация отходов производства не входит в перечень вопросов местного значения городского поселения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, расходы местного бюджета, понесенные за пределами полномочий города, являются нецелевыми и влекут ответственность по законодательству. С учетом изложенного просит в иске отказать.

Ведущий специалист отдела гражданской защиты администрации Дружина А.М., будучи допрошенной в качестве свидетеля, суду показала, что указанный участок является неразграниченной государственной собственностью, участок не образован, его границы не определены, участок никогда не стоял на кадастровом учете и не стоит. Данный земельный участок территориально находится рядом с земельным участком с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, расположенным по <адрес>, ранее предоставлен в аренду ООО «Амурский ДОК» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. О земельном участке с отходами лесопиления стало известно только в мае 2020 г. В ходе неоднократного обследования указанной территории специалистами отдела гражданской защиты, отдела ЖКХ администрации города (25.05.2020, 29.05.2020; 23.06.2020, 25.06.2020, 26.06.2020; 11.07.2020, 12.07.2020, 20.07.2020, 24.07.2020, 29.07.2020, 29,30.07.2020; 07.08.2020, 14.08.2020, 21.08.2020) установлено, что на участке местности на расстоянии более 1,5 км. находятся отходы лесопиления (опилки), разрозненно, в нескольких участках: возле водоема, в?том числе в районе зеленых насаждений, фрагментами со следами горения. Опилки спрессованные, перегнившие, напоминают торф. Установлено, что складирование опилок происходило на протяжении нескольких лет. Доступ на данную территорию возможен не только через проходную ООО «Амурский ДОК» (там установлен шлагбаум, на посту находится сотрудник охранного предприятия), но и со стороны дороги, ведущей на завод «Полиметалл». С целью установления лиц, причастных к загрязнению территории, администрация неоднократно обращалась в ОВД России по Амурскому району, однако до настоящего времени указанные лица не установлены. Для ликвидации свалки опилок требуется 638312,973 тыс. руб., а это огромные расходы для бюджета городского поселения и требуют значительных временных затрат.

Выслушав стороны и свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - (Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-с, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Исходя из п. 9 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 10, абз. 5 ст. 21 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности реализуются органами местного самоуправления самостоятельно, при этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством соответствующего муниципального образования.

Пунктами 17(1), 19 правил противопожарного режима определено, что на территориях общего пользования поселений запрещено складирование горючих отходов, при этом, правообладатели земельных участков обязаны регулярно принимать меры по уборке горючей нагрузки в виде мусора.

Согласно ст. ст. 209, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. ст. 3.1,3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-Ф3«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация городского поселения выступает в качестве правообладателя земель на которых выявлено наличие горючей нагрузки в виде отходов деревообработки и несет обязанность очистить его от горючей нагрузки во исполнение п. п. 17(1), 19 правил противопожарного режима, а также в интересах граждан.

Постановлением главы городского поселения «Город Амурск» от ДД.ММ.ГГГГ в границах городского поселения «Город Амурск» на землях, находящихся в муниципальной собственности и иных лесах, землях, выделенных под садовые огороднические, садовые некоммерческие и дачные некоммерческие товарищества, землях, используемых под индивидуальное применение физическими лицами, иных землях, на открытой территории городского поселения «Город Амурск» (дорогах, проездах, дворовых территориях, в т.ч. индивидуальной жилой застройки) с 10.04.2020 и до особого распоряжения установлен особый противопожарный режим (л.д. ).

Из служебной записки начальника отдела гражданской защиты от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной главе городского поселения «Город Амурск» следует, что обследован земельный участок, расположенный за территорией Амурского ДОКА. В ходе обследования установлено, что на участке в радиусе общей сложностью 1,5 км (длина примерно 1,5 км, ширина примерно 300 м) находятся опилки, разрозненно, в нескольких участках: возле озера, в том числе в районе зеленых насаждений. В некоторых местах со следами горения, на момент обследования опилки еще тлели. Опилки спресованные, толщиной более 2 м, перегнившие, по внешнему виду, структуре и свойству возгорания напоминают торф. Наличие перегнивших опилок в виде торфа на данной территории создает пожароопасную обстановку, существует реальная угроза возникновения нового возгорания. Торфяной пожар представляет собой постоянно тлеющий фитиль при наступлении сухой, жаркой и ветреной погоды (л.д ).

Из оперативной информации о преступлениях и иных происшествиях, связанных с пожарами следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории бывшего Амурского ДОКА в <адрес>, неоднократно происходило возгорание складированных опилок (л.д. ).

В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Закона N 131-ФЗ).

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией отходов на территории городского поселения.

Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории городского поселения «Город Амурск», собственник отходов в данном случае не установлен, доказательств обратного суду не представлено, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является администрация городского поселения «Город Амурск», то последняя в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 является собственником отходов.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств по делу и приведенных норм законов и подзаконных актов, надлежащим административным ответчиком по данному делу является администрация городского поселения «Город Амурск».

Непринятие администрацией городского поселения «Город Амурск» мер к ликвидации несанкционированной свалки в виде горючих деревообрабатывающих отходов нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение этих отходов на землях городского поселения «Город Амурск» приводит к ее загрязнению и возгоранию, что подтверждается материалами дела.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки на участке, расположенном в 200 м по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером , и о возложении на администрацию обязанности принять меры по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки на участке, расположенном в 200 м по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку доказательства того, что на момент рассмотрения дела горючие отходы ликвидированы, суду не представлены.

При этом вопрос об уровне бюджета, из которого должна финансироваться работа по очистке территории от горючих отходов, не имеет принципиального значения для выводов суда об удовлетворении требований прокурора в отношении администрации, поскольку этот вопрос в данном случае в предмет исследования не входит ввиду того, что спор по настоящему делу возник не из бюджетных, а из природоохранных правоотношений. В этой связи соответствующие доводы администрации не могут служить основанием к отказу в иске.

Принимая во внимание представленные административным ответчиком доказательства (акты проведения проверочных мероприятий, фотографии, локальные сметы и тп.), учитывая, что для устранения выявленных нарушений требуется значительные временные и материальные затраты, суд считает целесообразным установить срок для устранения административным ответчиком названных нарушений до01.11.2021.

При таких обстоятельствах, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 214 РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Амурского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по очистке территории поселения от горючих отходов деревообработки на участке, расположенном в 200 м по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером .

Обязать администрацию городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.11.2021 очистить земельный участок, расположенный в 200 м по направлению на юг от границ земельного участка с кадастровым номером .

Копию мотивированного решения направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья О.И. Бурдакова

Решение в мотивированном виде составлено 27.01.2021 (с учетом выходных дней 16.01.2021, 17.02.2021, 23.01.2021, 24.01.2021)

Судья О.И. Бурдакова