Дело № 2а-63/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2018 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
с участием представителя административного истца- прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО6, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика- администрации муниципального образования <адрес>ФИО7, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> с учетом последующего уточнения о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. ФИО3<адрес> Чувашской Республики, объектами инженерной инфраструктуры и возложении обязанности обеспечить вышеуказанные земельные участки объектами инженерной инфраструктуры, в частности сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО9 по вопросу необеспечения администрацией муниципального образования <адрес> инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных лицам, имеющим трех и более детей, в д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, установлено, что между администрацией <адрес> и администрацией <адрес> заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором оговорено обязательство администрации <адрес> обеспечить за счет собственных средств земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры.
Распоряжениями ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-р, ДД.ММ.ГГГГ№-р, ДД.ММ.ГГГГ№-р из государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность <адрес> переданы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, расположенные на территории ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики. Администрацией <адрес> сформировано в д. ФИО3ФИО3 сельского поселения 535 земельных участков, которые предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
По результатам открытого конкурса с ООО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на проектирование объектов инженерной инфраструктуры, по условиям которого срок выполнения работ установлен в течение 6 месяцев с момента заключения контракта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, администрацией <адрес> топографическая съемка участка предоставлена подрядной организации только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем работы по муниципальному контракту были выполнены ООО «<данные изъяты>» лишь ДД.ММ.ГГГГ, на проекты водоснабжения, водоотведения, сетей связи и электроснабжения получено отрицательное заключение государственной экспертизы. Одной из причин этого явились отсутствие гидрогеологического заключения по оценке запасов подземных вод и отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории земельных участков для размещения линейных объектов.
На протяжении трех лет администрацией <адрес> со времени заключения муниципального контракта на проектирование объектов инженерной инфраструктуры не приняты меры по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, чем существенно ущемляются права многодетных семей, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Федеральным законодательством ограничения на отчуждение земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, не установлены, в связи с чем определить круг правообладателей и землепользователей указанными земельными участками не представляется возможным.
В результате бездействия администрации <адрес> предоставленные земельные участки в отсутствие сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения не могут быть использованы по их целевому назначению, нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты их прав и интересов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 поддержал уточненные административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО7 требования истца не признал. Суду пояснил, что судом безосновательно принято к производству исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, поскольку из буквального толкования действующего федерального и регионального законодательства предоставление земельных участков многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство (далее- ИЖС) является адресной мерой социальной поддержки многодетных семей.
В соответствии с заключенным муниципальным контрактом с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ разработана проектно-сметная документация для строительства объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства, расположенных в д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес>, которая передана в АУ «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республике» Минстроя Чувашии для проведения экспертизы. На проектную документацию по строительству сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения заключение экспертизы не получено.
Ненадлежащее исполнение муниципального контракта ООО «<данные изъяты>», выразившееся в подготовке и передаче заказчику для направления на государственную экспертизу документации без гидрогеологического заключения и необходимость в связи с этим разработки проекта планировки и проекта межевания территории не являются бездействием административного ответчика. Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не относится к компетенции административного ответчика.
В соответствии с заключенными с ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ муниципальными контрактами №№ разработаны проекты планировок и проекты межевания территории для размещения внеплощадочных сетей линейных объектов д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес>.
По результатам публичных слушаний по рассмотрению ППТ и ПМТ линейных объектов - внеплощадочные сети для обеспечения коммуникациями земельных участков, предоставленных многодетным семьям Чебоксарского городского округа, от ДД.ММ.ГГГГ протокол и заключение с перечнем основных замечаний и предложений в марте 2017 года представлены в управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>.
После доработки проекты планировки и проекты межевания территории для размещения линейных объектов направлены для утверждения в ФИО3 сельское поселение <адрес> и утверждены постановлением администрации ФИО3 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №№.
ДД.ММ.ГГГГ№ проекты переданы ООО «<данные изъяты>» для завершения работ.
С учетом изложенного, доводы административного истца о том, что административный ответчик с момента заключения контракта на разработку проектно-сметной документации на протяжении трех лет не принимает меры по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры являются необоснованными.
Обстоятельства, препятствующие получению положительного заключения государственной экспертизы вызваны ненадлежащим исполнением ООО «<данные изъяты>» муниципального контракта и возникающими в ходе выполнения работ препятствиями, связанными с геологическими, территориальными особенностями земельного участка.
Принятие и расходование бюджета муниципального образования <адрес> является исключительной компетенцией Чебоксарского городского Собрания депутатов. За подготовку проекта бюджета и за исполнение утвержденного бюджета отвечает администрация <адрес>.
Невозможно возложение обязанности на представительный орган принять или дополнить какой-либо нормативный акт, в том числе о местном бюджете, или что-либо предусмотреть в нем, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Федеральным либо законодательством субъекта Российской Федерации не определены сроки по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа, что предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 15 января 2015 года между Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) был заключен муниципальный контракт №, согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства генерального проектировщика на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации для строительства объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства, расположенных в д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, согласно техническому заданию (приложение № к настоящему контракту), а заказчик в свою очередь обязался обеспечить оплату оказанных услуг в сроки и в порядке, предусмотренные контрактом.
Согласно п. 3.2 муниципального контракта срок исполнения исполнителем своих обязательств 6 месяцев с момента заключения контракта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с п. 4.1.1 контракта при заключении настоящего контракта заказчик обязался представить исполнителю всю необходимую документацию для надлежащего оказания услуг.
Техническим заданием (приложение №) предусмотрены следующие стадии работ: разработка проектной и рабочей документации, проведение государственной экспертизы в установленном порядке, получение положительного заключения экспертизы.
Согласно календарному плану оказания услуг (приложение №) сторонами предусмотрены следующие сроки работ: сбор исходных данных в необходимом объеме в соответствии с техническим заданием – с момента подписания контракта по ДД.ММ.ГГГГ; разработка проектной документации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; разработка рабочей документации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; прохождение и получение положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 20 технического задания срок оказания услуг установлен в течение 6 месяцев с момента заключения муниципального контракта (с учетом получения положительного заключения госэкспертизы).
Пунктом 22 технического задания установлено, что заказчиком после заключения муниципального контракта проектировщику будут переданы: а) проект планировки территорий, примыкающих к д. ФИО3 сельского поселения с восточной стороны и к д. ФИО3 сельского поселения с северной стороны, утвержденный постановлением администрацией ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№; б) топографическая съемка; в) копия технического задания; г) копия технических условий на присоединение к газораспределительным сетям от ДД.ММ.ГГГГ№, выданных филиалом в <адрес> ОАО «<данные изъяты>»; д) копия технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданных филиалом ОАО «<данные изъяты>».
Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики представило исполнителю не всю необходимую документацию, а именно не представило топографическую съемку участка во исполнение п. 22 технического задания.
Согласно п. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328).
В силу п. 1 ст. 47 ГрК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий, при этом топографическая съемка земельного участка обязательна при производстве работ капитального строительства.
Как следует из решения Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № по иску Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о взыскании 1808016,48 руб. пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий- топографическая съемка участка «Строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, представляемых многодетным семьям, расположенных в северной части от д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики» получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка о входящей корреспонденции. Без топографической съемки участка ответчик не мог выполнить работы по контракту в полном объеме. Поскольку необходимую документацию ООО «<данные изъяты>» получил от Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ5 года, то работы по контракту должны были быть исполнены не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 4.3.26 муниципального контракта предусматривает обязанность исполнителя получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. До передачи проектной документации на государственную экспертизу один экземпляр направить заказчику для рассмотрения. В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по проектной документации по вине исполнителя составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Исполнитель производит корректировку и повторно направляет проектную документацию на проведение государственной экспертизы за счет собственных средств.
В соответствии с п. 10.1 контракта для проверки представленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании заключенных контрактов (п. 10.2 контракта).
Согласно п.п. 1, 9, 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» обязанность по заключению договора на проведение государственной экспертизы проектной документации и, соответственно, оплата данной услуги лежит на заказчике.
Между Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики и АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (исполнитель) заключены следующие договоры на проведение государственной экспертизы проектной документации (включая смету) объекта: «Строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, представляемых многодетным семьям, расположенных в северной части от деревни ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики»: от ДД.ММ.ГГГГ№/Гс (водоотведение), от ДД.ММ.ГГГГ№/Гс (водоснабжение), от ДД.ММ.ГГГГ№/Гс, от ДД.ММ.ГГГГ№/Гс.
Из письма АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в связи с отсутствием оплаты по вышеназванным договорам заключения государственной экспертизы на строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства, расположенных в деревне ФИО3ФИО3 сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не выдавались.
Обязательства по направлению изготовленной ответчиком проектной документации на государственную экспертизу истцом до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Следовательно, этап по прохождению и получению положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации ООО «<данные изъяты>» выполнить не может до исполнения Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики своих обязательств.
Судом было установлено, что исполнитель своевременно предупреждал заказчика о наличии не зависящих от него обстоятельств, препятствующих выполнению им своих обязательств в установленный срок.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что просрочка выполнения работ произошла не по его вине. В удовлетворении иска Управлению архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Чувашской Республики было отказано.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 1 ст. 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Как следует из ответа на запрос прокуратуры Чувашской Республики Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 13 апреля 2017 года № 10/10-4944, стоимость строительства инфраструктуры в соответствии с разработанным проектом (до проведения государственной экспертизы), без учета дорог по указанной проектной документации составляет 429,3 млн.руб.
В связи с высокой стоимостью строительства объектов инфраструктуры возможно софинансирование строительства объектов муниципальной собственности за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах лимитов бюджетных ассигнований на указанные цели, доведенных Минстрою Чувашии.
Минстроем Чувашии неоднократно при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год в Минэкономразвития Чувашии и Минфин Чувашии направлялись предложения предусмотреть в республиканском бюджете Чувашской Республики средства на строительство инфраструктуры на земельных участках для многодетных семей. Средства на указанные цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015-2019 годы не предусмотрены. Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики администрации <адрес> и администрации Моргаушского района на указанные цели за период с 2014 года не предоставлялись.
В связи с высокой стоимостью реализации проекта Минстрой Чувашии рекомендует администрациям муниципальных образований рассматривать возможность привлечения эксплуатирующих организаций для строительства объектов инженерной инфраструктуры за счет внебюджетных источников- в рамках инвестиционных программ таких организаций. Строительство сетей газоснабжения возможно в рамках Программы газификации АО «Газпром газораспределение Чебоксары», строительство сетей электроснабжения- в рамках инвестиционной программы ОАО «МРСК-Волги» филиал «Чувашэнерго».
Как установлено судом, после обращения с настоящим административным иском в суд (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№) постановлением администрации ФИО3 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ были утверждены проекты планировки и проекты межевания территории для размещения внеплощадочных сетей линейных объектов в д. ФИО3ФИО3 сельского поселения <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «<данные изъяты>». Доказательств проведения иных работ суду не представлено.
Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения административного ответчика от обязанности по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. ФИО3<адрес> Чувашской Республики объектами инженерной инфраструктуры.
Обязанность обеспечения предоставляемых земельных участков сетями инженерно-технического обеспечения установлена ст.ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ, а также Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением правительства Российской ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№.
Администрация муниципального образования <адрес> была обязана в соответствии с действующим законодательством еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.
В результате ненадлежащего выполнения администрацией <адрес> своих полномочий, предоставленные многодетным семьям земельные участки в отсутствие сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения не могут быть использованы по их целевому назначению.
Бездействием административного ответчика нарушаются права и охраняемые законом интересы многодетных семей, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Доводы административного истца о том, что законодательством ограничения на отчуждение земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, не установлены, в связи с чем определить круг правообладателей и землепользователей указанными земельными участками не представляется возможным, являются обоснованными.
При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования и.о. прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая объем работ, необходимых для обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. ФИО3<адрес> Чувашской Республики, объектами инженерной инфраструктуры, срок, указанный административным истцом, в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд признает разумным и справедливым.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст. ст. 176, 178 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления- администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неисполнении требований законодательства, регулирующего обязанности органов местного самоуправления по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. ФИО3<адрес> Чувашской Республики, объектами инженерной инфраструктуры.
Возложить на орган местного самоуправления- администрацию муниципального образования <адрес> обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство в д. ФИО3<адрес> Чувашской Республики, объектами инженерной инфраструктуры, в частности сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 12 марта 2018 года.