ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1303/2018 от 16.04.2018 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело №2а-1303/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мордвинова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Гапоненко О.В.,

с участием представителя административного истца – заместителя Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике–Чувашии» о возложении обязанности производить удержания по исполнительным листам,

УСТАНОВИЛ:

Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики (далее - прокурор) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии (далее - учреждение, колония) о возложении обязанности производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст.101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст.99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и ч.3 ст.107 УИК РФ, направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном Законом.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведённой прокуратурой проверки в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об исполнительном производстве, регламентирующих порядок производства удержаний с доходов осужденных по исполнительным листам. Так, в нарушение требований ч.2 ст.107 УИК РФ, и ч.2 ст.100 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при наличии в бухгалтерии учреждения соответствующих исполнительных листов и постановлений судебных приставов, администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии производятся удержания в пользу потерпевших, иных взыскателей не со всех доходов осужденных. Так, по сложившейся незаконной практике денежные средства, полученные осужденными от членов семьи, родственников, иных лиц
(зачисленные на лицевой счет осужденного после поступления денежного перевода или внесения в кассу колонии), в полном объеме расходуются осужденными в магазине колонии на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. При этом какие-либо удержания с указанных доходов осужденных по исполнительным листам администрацией учреждения не производятся, потерпевшим и иным взыскателям не направляются, хотя каких-либо ограничений на обращение ко взысканию с указанного дохода Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит. В течение 2018 г. на лицевой счет осужденного ФИО11 имеющего исполнительный лист на взыскание с последнего <данные изъяты> руб., поступили денежные средства в размере <данные изъяты>. При этом с указанных денежных средств администрацией колонии удержания не производились, мер по добровольному погашению задолженности осужденным не предпринималось. Аналогичные факты выявлены в отношении осужденных ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и др. Подобная практика, не основана на законодательстве Российской Федерации и грубо нарушает права потерпевших на справедливое, своевременное и полное возмещение причиненного в результате совершения преступлений вреда, права и законные интересы иных взыскателей, в том числе Российской Федерации. Установленный в учреждении незаконный запрет на использование денежных средств, поступивших осужденным от иных лиц, для погашения исковых требований создают условия для игнорирования ими своих обязанностей по возмещению ущерба и вреда, причиненного преступлениями. Потерпевшие в результате преступлений (зачастую родственники погибших), государство (в том числе, в случаях назначения штрафов за преступления коррупционной и иной направленности) годами незаконно не получают каких-либо выплат по направленным в бухгалтерию колонии исполнительным листам. Образовавшаяся задолженность по искам осужденных перед потерпевшими и бюджетами всех уровней остается значительной, что существенно ущемляет права и законные интересы потерпевших и Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об исполнительном производстве продолжают допускаться в настоящее время, не устраняются на протяжении длительного периода и свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности при возмещении осужденными ущерба и вреда от преступлений, исполнении уголовных наказаний в деятельности колонии, а также об отсутствии действенного ведомственного контроля со стороны УФСИН. Основываясь на изложенных в административном иске обстоятельствах, прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного истца – заместитель Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечило. На основании ч.4 ст.58 КАС РФ судом отказано в признании полномочий представителя учреждения - ФИО8 на участие в административном деле, поскольку последняя не представила суду документ о наличии высшего юридического образования.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 4 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом пунктом 1 ч.3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заявлены исковые требования к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии о возложении обязанности производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст.101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст.99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и ч.3 ст.107 УИК РФ, направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном Законом.

Разрешая заявленные прокурором требования и подлежащие рассмотрению вопросы, предусмотренные п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст.107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч.2 ст.107 УИК РФ).

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч.3 ст.107 УИК РФ).

В силу ч.2 ст.100 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон) взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

По смыслу ч.2 ст.100 Федерального закона взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 Федерального закона.

Данное законоположение, устанавливающее особенности обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание, направлено, прежде всего, на эффективное и своевременное исполнение вступившего в законную силу приговора по уголовному делу в части компенсации вреда, причиненного потерпевшему, либо в части взысканного штрафа.

В ст.101 Федерального закона перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Денежные средства, полученные в безналичной форме осужденными на свой лицевой счет от членов семьи, родственников, иных лиц путем денежных переводов или внесения в кассу колонии, в указанном перечне отсутствуют.

Исходя из положений ч.1 ст.88, ч.5 ст.91 УИК РФ, денежные средства, поступившие осужденному от членов семьи, родственников и иных лиц, независимо от формы их поступления (денежный перевод или внесение в кассу колонии), зачисляются на его лицевой счет на безвозмездной основе, после чего последний имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению, в связи с чем, на них может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 марта 2018 г. заместителем Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Чувашской Республики ФИО1 проведена проверка соблюдения действующего законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, в ходе которой установлено, что в течение 2018 г. на лицевой счет осужденного ФИО2, имеющего исполнительный лист на взыскание с последнего в пользу государства и потерпевшего денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., поступили денежные средства в размере <данные изъяты> руб. При этом с указанных денежных средств администрацией учреждения в нарушении требований ч.2 ст.107 УИК РФ, и ч.2 ст.100 Федерального закона удержания с указанных денежных средств не производились, мер по добровольному погашению задолженности осужденным не предпринималось.

Аналогичные факты выявлены в отношении осужденных ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашиия, с лицевых счетов (личных денег) указанных осужденных без их письменного согласия на погашение исполнительных листов удержаний не производилось.

Таким образом, бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии нарушает права потерпевших на справедливое, своевременное и полное возмещение причиненного в результате совершения преступлений вреда, права и законные интересы иных взыскателей, в том числе Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики подлежащим удовлетворению; бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, выраженное в нарушении требований ч.2 ст.107 УИК РФ, и ч.2 ст.100 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», подлежит признанию незаконным; на последнего следует возложить обязанность производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст.101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст.99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и ч.3 ст.107 УИК РФ, направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном Законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике–Чувашии», выраженное в нарушении требований ч.2 ст.107 УИК РФ, и ч.2 ст.100 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике–Чувашии» производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст.101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст.99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и ч.3 ст.107 УИК РФ, направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном Законом.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Мордвинов

Мотивированное решение составлено 17 апреля 2018 года.