ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1304/22 от 13.01.2022 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело№2а-1304/22

45RS0026-01-2021-021385-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.В.

при секретаре Квасковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным.

В обоснование указал, что является собственником <адрес><адрес> в г. Кургане.

21.09.201 он обратился в Администрацию города Кургана с заявлением о том, чтобы административным ответчиком были приняты меры в отношении видеорекламной конструкции, расположенной в районе <адрес><адрес> в г. Кургане, в виду того, что указанная рекламная конструкция создает неблагоприятные условия, фактически влекущие угрозы жизни и здоровья ему и его семье.

На указанное заявление ответчик направил ответ, в котором по существу заданных вопросов не ответил, однако предложил ему обратиться в судебные органы.

С указанным ответом не согласен, считает, что по его обращению дана отписка, никакие меры по существу вопроса не приняты, полагает, что нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Указывает, что весной 2018г. в районе <адрес> была установлена рекламная конструкция в виде большого видеоэкрана, по которому в период с даты установки и по настоящее время постоянно демонстрируются рекламные ролики. В вечернее и ночное время яркий свет от экрана попадает в окна квартиры истца, создавая угрозу жизни и здоровья.

Указывает, что в период с июня 2019г. по настоящее время неоднократно обращался в различные инстанции, в том числе в Администрацию города Кургана, Управление Роспотребнадзора по Курганской области, Государственную жилищную инспекцию Курганской области.

24.09.2019 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области по поручению Управления Роспотребнадзора по Курганской области на основании обращения истца о необходимости замера яркости света, попадающего в окна квартиры истца от экрана рекламной конструкции, была проведена санитарно-гигиеническая оценка соответствия объекта санитарным правилам и нормативам.

Согласно экспертному заключению установлено, что размещение динамичной видеорекламной световой установки не соответствует требованиям п. 3.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Согласно ответа Управления Роспотребнадзора по Курганской области по результатам проведенной экспертизы направило предписание о проведении дополнительных санитарно - эпидемиологических мероприятий, а в адрес Администрации города Кургана направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.

Согласно сведениям, полученным от Администрации города Кургана, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, срок действия договора и выдачи разрешения на установку и эксплуатацию видеорекламной конструкции истек 27.07.2020.

Просит признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по демонтажу рекламной конструкции в районе <адрес><адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.

Представитель Администрации города Кургана по доверенности ФИО3 просил в удовлетворении исковых требований, отказать.

Представитель МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении исковых требований, отказать.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности ФИО5 рассмотрение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» по доверенности ФИО6 рассмотрение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представители Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений, Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана, заинтересованное лицо ФИО7, ФИО9 в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции производится на основании договора с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется эта конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником (ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ).

В силу ч. 9 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно ч. 10 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ не допускается установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка).

Порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, включая основания принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, регламентированы ч. ч. 11 - 17 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 17).

Согласно п. 1.37. Устава муниципального образования г. Кургана, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Кургана, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Кургана, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Согласно ч. 3, 5, 6 ст. 1 «Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане», утвержденных решение Курганской городской Думы от 18.04.2012 № 77, полномочия органов местного самоуправления, определенные статьей 19 Федерального закона "О рекламе", возлагаются на Администрацию города Кургана, за исключением полномочий, установленных частью 1 статьи 2 настоящих Правил.

Полномочия Администрации города Кургана, указанные в абзаце первом части 3 настоящей статьи, осуществляются Администрацией города Кургана в лице Департамента Администрации города Кургана, осуществляющего функции в сфере рекламы (далее по тексту - Департамент), за исключением полномочий, установленных частью 2 статьи 2 настоящих Правил.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Кургана допускается на основании разрешения, выдаваемого Департаментом, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона "О рекламе" и настоящими Правилами (далее - разрешение).

Согласно ч. 1 ст. 3 «Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане», установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Кургана допускается при наличии разрешения, выданного Департаментом по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам, по заявлению собственника недвижимого имущества или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции (далее - заявитель).

24.07.2015 ФИО7 обратился с заявлением на установку рекламной конструкции по пр. Голикова (у гипермаркета «Магнит»).

27.07.2015 ФИО7 выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, тип: стационарная, вид рекламной конструкции: светодиодный экран; площадь: 18 кв.м.; место установки: земля общего пользования; адрес: пр. Голикова (у гипермаркета «Магнит»); срок действия разрешения: с 27.07.2015 до 27.07.2020.

27.07.2015 между Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана и ФИО7 заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: отдельно стоящая конструкция (светодиодный экран) количество сторон рекламной конструкции одна; общая площадь информационных полей 18 кв.м. на объекте, находящемся в муниципальной собственности, по адресу: <...> (у гипермаркета «Магнит») (п. 2.1 Договора).

Согласно п. 6 Договора, договор действует с 27.07.2015 по 27.07.2020.

20.12.2017 ФИО7 обратился в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлением по переуступке права по договору 27/15 (Э) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, расположенной по адресу: <...> (у гипермаркета «Магнит») в пользу ФИО9 на основании договора купли-продажи №КП2017 от 13.12.2017.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 с 2019г. неоднократно обращался в Администрацию города Кургана по вопросу размещения рекламной конструкции видеоэкран, расположенный в районе <адрес><адрес>.

На данные заявления директором Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений даны ответы, согласно которых указано, что рекламная конструкция видеоэкран в районе <адрес> установлена в соответствии с действующим законодательством о рекламе.

Из материалов дела также следует, что ФИО1 обращался в Управление Роспотребнадзора по Курганской области с просьбой вызвать специалистов для замера яркости света в квартире от экрана рекламной конструкции расположенной у <адрес><адрес>, в темное время суток.

Из ответа Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 13.12.2019 следует, что при обследовании <адрес> по адресу: <адрес><адрес>, установлено, что размещение динамичной видеорекламной световой установки не соответствует требованиям п.3.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

13.12.2019 Управлением Роспотребнадзора по Курганской области вынесено в адрес Администрации города Кургана предостережение №06-2/156 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому необходимо принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований п. 3.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освящению жилых и общественных зданий».

Данное предостережение было получено Администрацией города Кургана 18.12.2019.

Согласно ч. 3 ст. 2 «Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане», Департамент, в том числе, выдает предписания о демонтаже рекламных конструкций в случаях, перечисленных в Федеральном законе «О рекламе».

На обращение административного истца от 21.09.2021 директором Департамента дан ответ от 19.10.2021 №Ч-3743, согласно которому рекламная конструкция видеоэкран в районе <адрес><адрес> установлена в соответствии с действующим законодательством о рекламе. В настоящее время срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции истек. Владельцу рекламной конструкции выдано предписание о демонтаже рекламной конструкции №576 от 04.10.2021.

Данное предписание было направлено ФИО8 04.10.2021.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются (часть 10 статьи 19).

Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным (часть 17 статьи 19).

Исходя из смысла положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения уполномоченного органа и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. По истечении срока, установленного разрешением, эксплуатация рекламной конструкции лицом, которому оно выдано, не допускается.

Согласно акту №752 от 24.12.2021 рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес><адрес>», демонтирована владельцем.

Для признания действий (бездействия), решений незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Учитывая, что в настоящее время рекламная конструкция демонтирована, то есть добровольно устранено нарушение прав административного истца, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда Е.В. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2022.