Дело №2а-1305/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Глазыриной С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным отказа в согласовании акта местоположения границ земельного участка, об устранении допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, которым просил признать незаконным отказ администрации в согласовании акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 880 кв.м и № площадью 810 кв.м, расположенных по адресу: <адрес > обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области устранить допущенные нарушения, обязав согласовать акт местоположения границ указанных выше земельных участков.
В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что ФИО1 является собственником индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес >. В январе 2019 года ФИО1 обратился к кадастровому инженеру для выполнения работ по уточнению границ двух земельных участков площадью 880 кв.м с кадастровым номером № для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома и площадью 810 кв.м с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. 23 мая 2019 года кадастровый инженер, проводивший работы, получил ответ из администрации Груьевского городского округа Калининградской области за исх. №17/6746, в котором было отказано в согласовании акта местоположения границ земельных участков в связи с пересечением границ красных линий. Вместе с тем административный истец полагает указанный выше отказ администрации незаконным, нарушающим его право собственника на приведение земельных участков в соответствие с требованиями действующего законодательства. При этом ссылается на то, что в законе отсутствует прямое указание на наличие в числе оснований для отказа в согласовании акта расположения границ земельного участка, красных линий. Кроме того, при установлении красных линий администрацией не были учтены фактические правила землепользования, в том числе, наличие на земельном участке строений, сооружений. Каких-либо иных оснований, по которым в силу действующего законодательства невозможно согласовать акт расположения границ земельного участка, администрацией не приведено. В связи с изложенным, административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежаще, ходатайствовал о проведении судебного заседания и рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала по доводам и основаниям, изложенным в нем. Дополнительно пояснила, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома был предоставлен отцу истца в 1974 году, в 2002 году было выдано разрешение на строительство хозяйственной постройки. С момента строительства дома был установлен забор, местоположение которого не менялось. С 1974 года земельный участок использовался в фактических границах. ФИО1 начал оформление права собственности на жилой дом и земельные участки после смерти отца и матери с 2016 года, имеются решения суда по гражданским делам №2-576/2017, №2-462/2018. В подтверждение границ расположения земельного участка в судебное заседание предоставлялась схема расположения границ земельного участка, копия которой направлялась в администрацию Гурьевского городского округа, которая являлась ответчиком. Каких-либо возражений от администрации по границам земельных участков не имелось. Кроме того, как следует из документации по планировке строительства дороги, а именно схемы, нанесение красных линий осуществлено как по земельному участку административного истца, так и по принадлежащим ему объектам недвижимости, что является нарушением закона.
Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на законность отказа в согласовании акта согласования земельных участков. Дополнительно пояснил, что приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 29 ноября 2018 года №320 утверждена документация по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта регионального значения. Исходя из схемы размещения линейного объекта, границы земельного участка, которые просит согласовать административный истец, частично располагаются в границах красных линий, в этой части будет проходить дорога, что не допустимо. В связи с чем у администрации нет законных оснований в согласовании акта расположения границ земельного участка в том виде, в котором представлен он на сегодняшний день. Кроме того, на момент подготовки проекта схемы размещения линейного объекта, границы земельных участков установлены в ЕГРН не были.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в порядке наследования смерти отца и матери на основании заочного решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 14 апреля 2017 года, решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 26 марта 2018 года, определения Гурьевского районного суда Калининградской области от 8 июня 2018 года является собственником индивидуального жилого дома 1976 года постройки площадью 226,2 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес > Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 20 сентября 2018 года.
Также ФИО1 на основании указанных выше судебных решений, в том числе, технического плана здания от 5 августа 2018 года, является собственником хозяйственной постройки с гаражом 2003 года завершения строительства площадью 137,9 кв.м, с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес >. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 24 сентября 2018 года.
Указанный выше индивидуальный жилой дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м, под строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес >. Сведения о земельном участке, как о ранее учтенном, были внесены в государственный кадастр недвижимости 28 июля 2016 года на основании решения от 27 марта 1974 года исполнительного комитета Гурьевского районного Совета депутатов трудящихся № 108 «Об отводе земельного участка под строительство жилого дома индивидуальному застройщику ФИО4 в пос. Васильково», договора от 27 июня 1974 года, заключенного между исполнительным комитетом Гурьевского районного Совета депутатов трудящихся и ФИО4 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, справки БТИ от 26 апреля 2016 года об инвентаризационной стоимости жилого дома, расположенного по адресу: <адрес > Границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства не установлены. Право собственности на указанный выше земельный участок в настоящее время за ФИО1 в ЕГРН не зарегистрировано.
Хозяйственная постройка с гаражом расположена в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес > Сведения о земельном участке, как о ранее учтенном, внесены в государственный кадастр недвижимости 22 ноября 2018 года, на основании выписки из похозяйственной книги №202, выданной 2 августа 2018 года территориальным управлением Большеисаковского района Гурьевского городского округа. Границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства не установлены. Право собственности ФИО1 зарегистрировано в ЕГРН 21 ноября 2018 года.
С целью приведения в соответствие с действующим земельным законодательством границ земельных участков с кадастровыми номерами №, в том числе оформления права на земельный участок под индивидуальным жилым домом, ФИО1 обратился к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ, по итогам которых 6 мая 2019 года был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с учетом топографической ситуации местности, границ фактического использования, а также с учетом кадастрового плана территории, требующий согласования администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221 «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 указанного выше Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. 2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Для согласования границ указанных выше земельных участков административный истец в лице исполнителя заказа 21 мая 2019 года обратился с заявлением вход. №1912-зем в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области.
23 мая 2019 года за исх. №17/6746 администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области отказано в согласовании акта местоположения границ земельных участков. В обоснование отказа администрация указала на то, что в соответствии с приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 29 ноября 2018 года №320 «Об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта регионального значения», границы земельных участков пересекают красные линии.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 указала на то, что в испрашиваемых границах его родители использовали, он сам пользуется земельными участками более 15 лет, фактическое землепользование сложилось длительное время, с 1974 года, земельные участки используются единым землепользованием, имеют ограждение, которое своего местоположения не меняло.
Так, согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования, они устанавливаются, изменяются или отменяются в документации по планировке территории.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся в том числе улицы, проезды, скверы, бульвары, то есть такие территории, которыми могут беспрепятственно пользоваться любые лица.
Красные линии устанавливаются в документации по планировке территории. К ней относятся в силу п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ: проект планировки территории. По общему правилу красные линии устанавливаются этим документом (ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ); проект межевания территории. Красные линии могут быть установлены этим проектом, если его подготовка проводится без проекта планировки территории (п. 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
При проектировании и установлении красных линий в городах и других поселениях применяется Инструкция, утвержденная Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года №18-30 (РДС 30-201-98).
При проектировании и установлении красных линий необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области градостроительства, иным законодательством Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 29 ноября 2018 года №320 утверждена документация по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта регионального значения. Исходя из схемы размещения линейного объекта, границы земельного участка, которые просит согласовать административный истец, частично располагаются в границах красных линий.
При этом, как установлено судом, на момент проведения работ по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта регионального значения, жилой дом, хозяйственная постройка с гаражом, принадлежащие административному истцу уже располагались на земельных участках, а также сведения о них содержались в ЕГРН, в том числе и сведения о земельных участках, земельные участки имели ограждение по фактическому землепользованию.
Вместе с тем, как усматривается из схемы, красные линии нанесены без учета имеющих объектов капитального строительства и фактического землепользования.
Принимая во внимание фактическое землепользование, наличие на земельных участках принадлежащих административному истцу на праве собственности индивидуального жилого дома, хозяйственной постройки с гаражом, установление границ красных линий без учета указанных выше обстоятельств, в том числе, отсутствие в законе прямого указания на невозможность согласования акта местоположения границ и площади земельного участка, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 23 мая 2019 года за исх. №17/6746 нарушает права истца, поскольку лишает его права собственности в фактических границах землепользования, в связи с чем суд полагает данный отказ незаконным.
Каких-либо иных оснований, по которым в силу действующего законодательства невозможно согласовать акт расположения границ земельного участка, администрацией не приведено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обосновании заявленного административного иска и исходит из того, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца и создает препятствия в реализации прав в образовании и оформлении участков, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства и для обслуживания и эксплуатации индивидуального жилого дома.
При этом администрация Гурьевского городского округа Калининградской области в последующем имеет возможность привести в соответствие с проектом по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта регионального значения, в порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса РФ, главой VII.1. Земельного кодекса РФ.
С целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление от 21 мая 2019 года вход. № 1912-зем по вопросу согласования акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес >
В связи с принятием судом указанной выше восстановительной меры по повторному рассмотрению заявления административного истца, в удовлетворении требований о согласовании акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес >, следует отказать. Указанная восстановительная мера является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий и соответствует предмету заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 23 мая 2019 года №17/6746 по вопросу согласования акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес >
Обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление от 21 мая 2019 года вход. № 1912-зем по вопросу согласования акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес >
В удовлетворении требования о согласовании акта местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес > – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2019 года.
Судья Т.А. Макарова