копия
Дело № 2а-1305/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2022 года г.Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Галицковой В.А.,
с участием прокурора Елкина А.В.,
адвокатов Борисова К.М., Галиуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зиминой Л. А., Самойленко В. С. к Совету городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, председателю Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Булавко Е. В., администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным и недействующим решения Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... «Об установлении для собственников жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... находящемся в управлении Управляющей компании ООО «Жилище»,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Зимина Л.А., Самойленко В.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании недействующим решения Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... «Об установлении для собственников жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, ..., находящемся в управлении Управляющей компании ООО «Жилище», об обязании Совет ГП г. Белорецк устранить в полном объеме допущенное нарушение их прав и свобод.
Впоследствии административные истцы Зимина Л.А., Самойленко В.С.уточнили свои исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, в обоснование которых указали, что .... в СМИ газета «Белорецкий рабочий» опубликовано сообщение о принятии Советом городского поселения г. Белорецк решения №... от .... « о повышении тарифа для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений за содержание и ремонт…». На официальном сайте городского поселения г.Белорецк опубликовано само решение «Об установлении для собственников жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., находящемуся в управлении УК ООО «Жилище». Указанным решением Совет городского поселения г. Белорецк решил: установить для собственников жилых и нежилых помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... размере 20,00 руб. за 1 кв.м. в месяц, в том числе текущий ремонт в размере 7,29 руб. за 1 кв.м. в месяц.
С указанным решение они не согласны. Поскольку оно нарушает их права, предусмотренные п.2 ст. 1 ЖК РФ,
Оспариваемое решение не соответствует требованиям ч.3 ст. 156, ч.4 ст. 158 ЖК РФ и постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г.
Так, в случае выбора собственниками управляющей компании, установление размера платы на содержание и текущий ремонт это исключительное полномочие общего собрания собственников. Следовательно, ч.4 ст. 158 ЖК РФ не может быть применена при установлении размера платы для конкретной управляющей компании. Если управляющая компания уже какое-то время управляет МКД и нет причин для признания договора управления недействительным, вмешательство в договорные отношения муниципалитета, как третьего лица по отношению к сторонам договора, неправомерно.
Таким образом, Совет городского поселения г. Белорецк ни при каких условиях, не может никаким своим правовым актом изменить размер платы на содержание для собственников помещений в МКД, если договор управления действует и какая-либо из сторон договора желает (фактически в одностороннем порядке) изменить цену этого договора.
.... на внеочередном общем собрании собственников жилых помещений МКД №... по ... вновь выбран способ управления – УК ООО «Жилище», утвержден минимальный перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Установлен размер платы для собственников жилых помещений в размере 12 руб. 86 коп. за кв.м. в месяц, из них 6,25 руб. за 1 кв.м. в месяц за текущий ремонт и 0,10 руб. за 1 кв.м. в месяц на уменьшение квартирной платы председателю совета МКД №... по ....
Совет городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район РБ своим решением №... от .... установил размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества спорного МКД в размере 20 руб.. за 1 кв.м. в месяц, в том числе текущий ремонт в размере 7,29 руб. за 1 кв.м., тем самым увеличил размер платы на 56,74%, в то время плату за текущий ремонт увеличил на 16,54%.
Совет городского поселения г. Белорецк установил размер платы без учета предельных индексов изменения размера платы, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.10.2020г. №...-р, по которому установлен по Республике Башкортостан средний индекс на второе полугодие 2021г. – 3,8%.
Распоряжением главы Республики Башкортостан от 11.12.2020г. № РГ-329, согласно Приложения к распоряжению под п/п № 172 Белорецкий район муниципальное образование город Белорецк предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы с 01 июля по 31 декабря 2021г. составляет 5,8%.
Просят признать незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... «Об установлении для собственников жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, ..., находящемся в управлении Управляющей компании ООО «Жилище».
Административные истцы Зимина Л.А., Самойленко В.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, показания дали аналогично изложенным в иске. Дополнительно показали, что до проведения общего собрания собственников помещений в спорном МКД в форме очно-заочного голосования, инициировано УК ООО «Жилище» на .... они просили управляющую компанию ознакомить их со Сметой расходов и другими документами в обоснование размера платы за содержание и текущий ремонт, однако ООО «Жилище» им в этом отказали. С указанными документами они ознакомились только в суде при рассмотрении данного административного дела. Данное собрание не было проведено из-за отсутствия кворума, представитель управляющей компании Борисов К.М. объявил, что будет проведено повторное собрание, которое так и не состоялось.
.... по инициативе собственника жилого помещения Самойленко В.С. в их МКД было проведено общее собрание собственников помещений, где в числе прочего собственники помещений приняли решение об утверждении размера тарифа на содержание общего имущества МКД в размере 13,50 руб. за 1 кв.м. с 01.08.2021г. В устном предложении УК ООО «Жилище» в поднятии тарифа до 20,00 руб. и Совету городского поселения г. Белорецк МР в тарифе 20,00 руб. отказано в связи с необоснованностью и с не предоставлением экономически обоснованного расчета. Указанное решение они отправили в управляющую компанию и в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору по РБ.
Из материалов дела следует, что управляющая компания обратилась в Совет городского поселения г. Белорецк ...., т.е. еще до проведения общего собрания собственников, назначенного на ....
Они также обращались с заявлением в Совет городского поселения, в котором просили ознакомить их со Сметой расходов и другими документами в обоснование размера платы за содержание и текущий ремонт, представленными управляющей компанией, однако председатель Совета городского поселения Ягашншин, им в этом отказал, пояснив, что данные документы они могут запросить в УК.
По обращению Зиминой Л.А. в Белорецкую межрайонную прокуратуру о возможном нарушении в сфере жилищного законодательства Советом городского поселения г. Белорецк, заместителем Белорецкого межрайонного прокурора Елкиным А.В. принесен протест на оспариваемое решение Совета городского поселения г. Белорецк МР, в котором прокурор потребовал привести оспариваемое решение в соответствии с ч.4 ст. 158 ЖК РФ, путем внесения соответствующих изменений.
Представитель административных истцов – адвокат Галиуллина А. Р. в судебном заседании уточненные административные исковые требования Зиминой Л.А., Самойленко В.С. поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан – адвокат Борисов К.М. в судебном заседании показал, что из положений ч.4 ст. 158 ЖК РФ, письма Минстроя РФ № 7513-ОЛ/04 от 17.03.2016г. следует, что федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие – непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно Устава городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район РБ, к органам местного самоуправления относится в том числе Совет городского поселения г. Белорецк.
Кроме того, в период с ...г. по ...г. было проведено общее собрание собственников МКД по ..., по инициативе УК ООО «Жилище», что подтверждается протоколом №... от .... со всеми приложениями. Управляющая компания для реализации права собственников МКД, вынесла на обсуждение вопрос об утверждении экономически обоснованного тарифа на содержание жилого помещения с расчетом (сметой) и обоснованием размера платы за содержание жилого помещения с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, согласно Сметы расходов на содержание многоквартирного дома, расположенного по адресу ... экономически обоснованный тариф на содержание и текущий ремонт составляет 20,00 руб. за 1 кв.м.
Однако, при подсчете голосов выяснилось, что необходимый кворум, предусмотренный ч.3 ст. 45 ЖК РФ, отсутствует. Таким образом, собственники помещений МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Административные истцы приходили в управляющую компанию, просили сделать копии Сметы, и других документов в обоснование размера платы за содержание и текущий ремонт, им предлагалось ознакомиться с указанными документами, представители совета МКД знакомились с данными документами.
На общем собрании собственников помещений спорного МКД, очная часть которого состоялась ...., управляющей компанией была представлена Смета расходов и другие документы, административные истцы присутствовали на собрании, однако смотреть документы не стали и обсуждать вопросы, поставленные на повестке дня управляющей компанией, не захотели. Решение не было принято из-за отсутствия кворума, о чем был составлен протокол №... от ....
После чего управляющая компания направила все материалы на рассмотрение в Совет городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район.
Учитывая изложенное, а также требования действующего законодательства РФ, оспариваемое решение №... от ...., принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства в форме муниципального нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Просит отказать административным истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 28.12.2021г. к участию в деле в качестве надлежащего административного ответчика привлечен Председатель Совета городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан Булавко Е.В.
Административный ответчик - Председатель Совета городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан Булавко Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в своем ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия.
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 24.11.2021г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ.
Представитель административного соответчика администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия,
Определением Белорецкого межрайонного суда РБ от 24.11.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Управляющая компания ООО «Жилище», Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица УК ООО «Жилище» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица УК ООО «Жилище» - адвокат Борисов К.М. в судебном заседании показал, что до .... с спорном МКД действовал тариф на содержание и текущий ремонт в размере 12 руб. 76 коп., в том числе 6 руб. 25 коп. на текущий ремонт, утвержденный жителями МКД в соответствии с протоколом .... Данный тариф не позволял осуществлять надлежащее содержание общедомового имущества, согласно требований действующего законодательства РФ, а также «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства РФ №... от 03.04.2013г. (далее – минимальный перечень ПП РФ №...). В результате нехватки денежных средств, управляющей компанией ООО «Жилище» были нарушены требования действующего законодательства, что привело к вынесению Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору Предписания № №... от .... об устранении дефектов швов наружных стен, а так же вынесению Белорецким межрайонным судом РБ решения от .... по делу №... об обеспечении МКД обратным трубопроводом теплоснабжения, что привело к образованию задолженности на сумму 292613 руб., в том числе 263805 руб. за обратный трубопровод и 28808 руб. остаток за герметизацию швов.
В подтверждение выполненных работ, имеются акты формы КС-2 №... от .... и №... от .... на сумму 263805 руб. по обратному трубопроводу ГВС, а так же акт КС-2 №... от .... по выполнению предписания ГЖИ на сумму 450560 руб.
Однако, управляющая компания не может все поступающие денежные средства, направлять на погашение образовавшейся у собственников МКД вышеуказанной задолженности за текущий ремонт на сумму 292613 руб. В результате сложившихся обстоятельств, управляющая компания подготовила экономически обоснованный расчет тарифа, копия сметы расходов на содержание МКД прилагается. Согласно данной смете, экономически обоснованный тариф на содержание и текущий ремонт МКД составляет 20,00 руб. на 1 кв.м.
В период с ...г. по ...г. было проведено общее собрание собственников МКД по ..., по инициативе УК ООО «Жилище», о чем свидетельствует Протокол №... от .... Управляющая компания вынесла на обсуждение вопрос об утверждении экономически обоснованного тарифа. Однако, в силу отсутствия кворума, предусмотренного ч.3 ст. 45 ЖК РФ, собрание не состоялось и решение об изменении тарифа не было принято.
Управляющая компания ООО «Жилище» для расчета экономически обоснованного тарифа, а именно п.1 и п.2 представленной Сметы расходов на содержание МКД, расположенного по адресу ..., обоснованно использовала программу МКД-расчет. Данная программа широко используется участниками жилищно-коммунального хозяйства, в том числе для определения стоимости перечня работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания МКД. В ней используется ресурсный метод определения работ и услуг.
В настоящее время практически на все виды работ и услуг по содержанию и ремонту ОИ Центром муниципальной экономики и права (разработчик программы МКД расчет) определены нормативы трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому применение данного метода обеспечивает наибольшую точность полученного результата и, соответственно, базу для обоснованности предложений по плате за содержание жилых помещений.
В основе ресурсного метода – расчет стоимости работ, т.е. расценка на работы определяется как произведение норматива ресурса и стоимости единицы ресурса.
Результатом применения ООО «Жилище» программы МКД-расчет, является «Смета расходов. Список работ».
В соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие – непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно Устава городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, к органам местного самоуправления относится в том числе Совет городского поселения г. Белорецк.
Кроме того, в период с ...г. по ...г. было проведено общее собрание собственников МКД по ..., по инициативе УК ООО «Жилище», что подтверждается протоколом №... от .... со всеми приложениями. Управляющая компания для реализации права собственников МКД, вынесла на обсуждение вопрос об утверждении экономически обоснованного тарифа на содержание жилого помещения с расчетом (сметой) и обоснованием размера платы за содержание жилого помещения с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, согласно Сметы расходов на содержание многоквартирного дома, расположенного по адресу ... экономически обоснованный тариф на содержание и текущий ремонт составляет 20,00 руб. за 1 кв.м.
Однако, при подсчете голосов выяснилось, что необходимый кворум, предусмотренный ч.3 ст. 45 ЖК РФ, отсутствует. Таким образом, собственники помещений МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Необходимо отметить, что согласно Решений (бюллетеней) (приложения к протоколу), подавляющее большинство жителей МКД проголосовали против утверждения предложенного ООО «Жилище» экономически обоснованного тарифа.
Учитывая изложенное, управляющая компания обратилась в орган местного самоуаправления для рассмотрения вопроса об изменении тарифа на содержание и текущий ремонт спорного МКД. По результатам рассмотрения документации Советом городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан было принято решение №... от .... об утверждении экономически обоснованного тарифа в размере 20,00 руб. за 1 кв.м. в месяц.
...г. управлявшая компания направила в адрес главы администрации городского поселения г. Белорецк, председателю Совета Депутатов городского поселения г. Белорецк на рассмотрение документацию по расчетам тарифа на 2021 год на содержание и текущий ремонт спорного МКД, с учетом фактических затрат для утверждения данного тарифа на сессии депутатов городского поселения г. Белорецк. Впоследствии в Совет городского поселения был направлен протокол №... об отсутствии кворума общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... от ....
Оспариваемое решение было принято после всех согласований, в том числе и с Белорецкой межрайонной прокуратурой после проведения собрания, а именно ..., что не противоречит действующему законодательству. В совет городского поселения управляющей компаний была предоставлена Смета расходов на содержание спорного МКД в размере 20,00 руб., что подтверждается представленными в Совет городского поселения документами по расчетам тарифа на содержание и текущий ремонт МКД, а также показаниями представителя административного ответчика Совете городского поселения г. Белорецк, данными в суде.
Следовательно, оспариваемое решение №... от .... принято представительным органом местного самоуправления в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме муниципального нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Просит в удовлетворении административного искового заявления истцам отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По смыслу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся не только вопросы, перечисленные в указанной статье, но и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 1341-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован ... на официальном сайте Совета городского поселения город Белорецк муниципального районвБелорецкий район Республики Башкортостан.
Согласно Устава городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, к органам местного самоуправления относится, в том числе Совет городского поселения город Белорецк, что подтверждается копией Устава.
В судебном заседании установлено, что Советом городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ... принято решение №... «Об установлении размера оплаты для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., находящийся в управлении ООО «Жилище» (далее – решение).
Данным решением Совет городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан установил для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений размер оплаты за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... размере 20 руб. за 1 кв.м., в том числе текущий ремонт в размере 7,29 руб. за 1 кв.м. в месяц.
В соответствии с ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
- управление товариществом собственников жиль либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
В суде установлено, что в оспариваемое решение включен многоквартирный дом, собственники помещений в котором избрали способ управления управляющей организацией – ООО «Жилище», что следует из протокола №... от ... общего собрания собственников помещений по выбору способа управления в многоквартирном доме по адресу: ...; договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Жилище».
Согласно ч.3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управлении многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решении об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, согласно письма Минстроя РФ № 7513-ОЛ/04 от 17.03.2016г., и пункта 36 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила № 491), в случае если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с ч.4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из вышеуказанных норм права следует, что федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие - непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решени1 о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе определять размер платы за содержание жилого помещения, если собственники помещений не приняли решение об установлении платы за содержание жилого помещения.
На основании ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства (часть 1), определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7). Аналогичные требования закреплены в пунктах 29, 31 Правил № 491.
В судебном заседании установлено, что собственники спорного МКД воспользовались своим правом на принятие размера платы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
Из протокола №... общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ..., проведенного в форме очного голосования от ... следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утвержден тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в размере 12 руб. 86 коп. за квадратный метр.
Для реализации права жильцов на установление платы за содержание и текущий ремонт, управляющая компания ООО «Жилище» инициировала собрание с соответствующей повесткой, в том числе вынесла на обсуждение вопрос об утверждении экономически обоснованного тарифа на содержание жилого помещения с расчетом (сметой) и обоснованием размера платы за содержание жилого помещения с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Данный факт подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом №... от ...., со всеми приложениями к нему, фотографиями, сделанными на собрании.
Таким образом, управляющая компания инициировало собрание об установлении платы с учетом требований вышеназванного законодательства Российской Федерации о сроках действия, ранее принятых тарифах.
Согласно данного протокола очно-заочного собрания, собственники многоквартирного ... не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт, в связи с отсутствием необходимого кворума, предусмотренного ч.3 ст. 45 ЖК РФ. Согласно Решений (бюллетеней), являющимися приложением к протоколу, подавляющее большинство жителей МКД проголосовали против утверждения предложенного ООО «Жилище» экономически обоснованного тарифа.
... ООО «Жилище» обратилось к главе администрации городского поселения г. Белорецк, председателю Совета Депутатов городского поселения г. Белорецк с письмом, в котором просило принять на рассмотрение документацию по расчетам тарифа на 2021 год на содержание и текущий ремонт спорного МКД, с учетом фактических затрат для утверждения данного тарифа на сессии депутатов городского поселения г. Белорецк.
Впоследствии в Совет городского поселения управляющей компанией был направлен протокол №... об отсутствии кворума общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... от ...
Из письма главы администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ за исх. №... от ...., направленного директору ООО «Жилище» следует, что по вопросу вынесения на рассмотрение заседания Совета городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район Решения об утверждении сметы расходов на выполняемые работы (оказываемые услуги) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, иные услуги, связанные с достижением целей управления МКД, по адресу: ... сообщают следующее, проект данного решения будет вынесен на заседание Совета после согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с Белорецкой межрайонной прокуратурой. На указанном документе имеется надпись «согласовано Елкин А.В., ....».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что управляющая компания предоставила в Совет городского поселения г. Белорецк на рассмотрение документацию по расчетам тарифа на 2021г. – на содержание и текущий ремонт спорно МКД, с учетом фактических затрат, в том числе и Смету расходов на содержание многоквартирного дома в размере 20, 00 руб. за 1 кв.м. в месяц, в том числе текущий ремонт в размере 7,29 руб. за 1 кв.м. в месяц.
Из надзорного производства по жалобе Зиминой Л.А.№......г., представленного в суд Белорейцкой межрайонной прокуратурой следует, что по доводам Зиминой Л.А. о возможном нарушении Советом городского поселения г. Белорецке нарушении в сфере жилищного законодательства, изложенным в ее обращении от .... прокуратурой проведена проверка. По результатам которой заместителем Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В..... был принесен протест на решение Совета городского поселения город Белорецк МР Белорецкий район РБ №... от .... об установлении размера платы за содержание общего имущества МКД №... по ..., в котором заместитель прокурора требует привести оспариваемое решение в соответствие с ч.4 ст. 158 ЖК РФ, путем внесения соответствующих изменений.
Из ответа председателя Совета городского поселения г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ Яганшина Д.С. от .... за исх. №...-с в адрес заместителя Белорецкого межрайонного прокурора Елкина А.В. следует, что протест рассмотрен на оперативном совещании в администрации городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район РБ.
Советом депутатов городского поселения г. Белорецк МР Белорецкий район РБ был рассмотрен экономически обоснованный расчет стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД, находящегося по адресу: ... соответствии с требования жилищного законодательства РФ, находящемся в управлении управляющей компании ООО «Жилище». Данное решение Совета депутатов не противоречит действующему законодательству.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение №... от ... «Об установлении размера оплаты для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., находящийся в управлении ООО «Жилище», Советом городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принято в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как принятие органом местного самоуправления оспариваемого решения было обусловлено отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, которые в установленном порядке не приняли решение о размере платы за содержание и ремонт общего имущества.
Следовательно, оспариваемое решение не может рассматриваться как противоречащее федеральному законодательству.
В силу ч.4 ст. 158 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается органом местного самоуправления с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 06.04.2018г. № 213/пр. Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций, определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290 и предусматривает перечень работ, необходимых для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1); надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (часть 1.1); состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2).
Из пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 27.06.2017г. «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 ст. 156 ЖК РФ).
Исходя из положений ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1), размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7). Аналогичные положения закреплены в пунктах 29, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491.
В силу п. 35 вышеназванных Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018г. № 213/пр. Методические рекомендации содержат конкретные указания по расчету и определению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Управляющей организацией ООО «Жилище» на рассмотрение Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в качестве обоснования размера платы за содержание и текущий ремонт были представлены, в том числе Сметы расходов на содержание многоквартирного дома по адресу: ..., «Смета расходов. Список работ», Протокол согласования цены, дополнительные соглашения, акты выполненных работ КС-2 за ...., Локальный сметный расчет, расчет управленческих расходов, договор №... на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и организации поверки приборов и узлов учета в МКД от ...., договор №... на оказание услуг по сбору платы за коммунальные услуги, предоставляемые населению от ...., договора о выполнении работ по транспортированию отходов 1-3 классов опасности № СТ-№... от ...., договора подряда №... по локализации аварий, технологических нарушений в жилом доме от ...., договор №... на периодическую проверку дымовых и вентиляционных каналов МКД, договора №... от ... на техническое обслуживание и ремонт газовых сетей и оборудования.
С учетом изложенного, суд находит, что установленный размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является произвольным, имеет экономическое обоснование и подтвержден представленными документами, направлен на обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., соответствует требованиям пропорциональности, соразмерности и разумности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Доводы административных истцов о том, что установление размера платы на содержание и текущий ремонт, это исключительное полномочие общего собрания собственников. Совет городского поселения ..., ни при каких условиях не может изменить размер платы на содержание для собственников МКД, принятое решение не соответствует требованиям ч.3 ст. 156, ч.4 ст. 158 ЖК РФ, Правилам содержания общего имущество в многоквартирном доме…», утв. постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.200г. суд находит несостоятельными и опровергнутыми исследованными в суде материалами дела.
Также суд находит несостоятельными и доводы административных истцов о том, что управляющая компания на рассмотрение Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в качестве обоснования размера платы за содержание и текущий ремонт представила, в том числе Смету расходов на содержание многоквартирного дома в размере 21,88 руб. за 1 кв.м., а Совет городского поселения оспариваемым решением установил для собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений спорного МКД размер платы за содержание и ремонт общего имущества - 20, 00 руб. за 1 кв.м. в месяц, в том числе текущий ремонт в размере 7,29 руб. за 1 кв.м. в месяц, т.к. указанные обстоятельства не нашли в суде своего подтверждения и опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела.
Доводы административных истцов о том, что управляющая компания до проведения общего собрания собственников помещений их не ознакомила со Сметой расходов на содержание МКД и другими документами по расчету тарифа на 2021 год на содержание и текущий ремонт спорного МКД, в суде не нашли своего подтверждения, каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих данные обстоятельства, административными истцами в суд не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому для удовлетворения административного искового заявления оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КА РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Зиминой Л. А., Самойленко В. С. к Совету городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, председателю Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Булавко Е. В., администрации городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным и недействующим решения Совета городского поселения г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ... «Об установлении для собственников жилых и нежилых помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, ..., находящемся в управлении Управляющей компании ООО «Жилище», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года.
Председательствующий судья: подпись Л.В.Харькина