ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1306/2022 от 07.06.2022 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1306/2022

Решение

Именем Российской Федерации

7 июня 2022 года г. Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием: административного истца и представителя заинтересованного лица ООО «СЗ «Лидер»ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 7 июня 2022 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению ФИО1 к городскому округу Архангельской области «Котлас», главе городского округа Архангельской области «Котлас» о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указано, что административному ответчику было подано заявление о выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Котлас, ...., кадастровый № , который передан истцу в аренду по договору от __.__.__. Решением от __.__.__ ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство. Считает отказ незаконным, нарушающим права истца, так как к заявлению ею были приложены документы, согласно перечню документов, указанных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Поэтому просит признать решение незаконным и обязать ответчика устранить допущенные нарушения - выдать разрешение на строительство.

Административный истец ФИО1, представляющая также интересы заинтересованного лица ООО «СЗ «Лидер» в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика администрации ГО «Котлас» ФИО2 согласно пояснениям в судебном заседании и представленным письменным возражениям просила отказать в удовлетворении требований истца.

Административный ответчик глава ГО «Котлас» ФИО4 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо - начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации ГО «Котлас» ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, ввиду отсутствия оснований.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административное исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в п.п. 1-10 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из норм, содержащихся в п. 4 ст. 2 и ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса, следует, что при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии счастью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Судом установлено, что административный истец ФИО1 __.__.__ обратилась в администрацию ГО «Котлас» с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания на земельном участке, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., который передан в аренду по договору аренды земельного от __.__.__ по результатам проведения открытого аукциона __.__.__. Вид разрешенного использования земельного участка - деловое управление.

По результатам рассмотрения заявления администрацией принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство от __.__.__ на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Отказ мотивирован тем, что планируемый к строительству объект «административное здание» расположен в границах минимальных отступов от границ земельного участка, указанных на чертеже и в разделе 2.3.1 градостроительного плана земельного участка № от __.__.__, в пределах которых не допускается строительство объектов капитального строительства.

Судом также установлено, что ФИО1 __.__.__ был выдан градостроительный план земельного участка № , согласно чертежу и таблице 2 пункта 2.3 которого размещение объекта допускается с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, составляющих 6,0 метров от красной линии (со стороны ....).

Как следует из пояснений стороны административного ответчика и заинтересованного лица, выдача градостроительного плана от __.__.__ была обусловлена тем, что Отделом архитектуры и градостроительства администрации ГО «Котлас», было выявлено несоответствие графической и текстовой части градостроительного плана земельного участка № от __.__.__,

Так на чертеже градостроительного плана от __.__.__ указан отступ размером 4,0 метра от границы земельного участка, расположенной параллельно ...., в текстовой части градостроительного плана, где отражены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, отступ от красной линии улиц должен составлять 6,0 м.

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Правилам землепользования и застройки ГО «Котлас», утвержденными постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области 25 июня 2020 года № 57-п (в ред. от 02.11.2020 № 74-п)земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне «Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

Разделом III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки применительно к территориальной зоне «Зона делового, общественного и коммерческого назначения» установлены Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2 таблицы 29).

В силу п. 2 таблицы 29 раздела III «Градостроительные регламенты» правил землепользования и застройки минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений составляют: «2.1. от красной линии до зданий, строений, сооружений (до линии застройки): от красной линии улиц - 6 м; от красной линии проездов - 6 м.

Информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, согласно п. 42 Порядка заполнения формы Градостроительного плана земельного участка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 741/пр, подлежит заполнению в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки в подразделе 2.3 градостроительного плана. На чертеже градостроительного плана отображаются минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.

Согласно чертежу «Разбивочный план» раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации (лист 3) здание размещено на расстоянии менее 4,0 метров от красной линии улицы Невского, так как указано расстояние 4,0 м до границы земельного участка, в то время, как минимальный отступ от красной линии до зданий должен составлять 6,0 м.

Кроме этого, из чертежа «План твердых покрытий. Конструкции дорожных одежд» раздела «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации (лист 4) следует, что здание размещено на расстоянии 3,5 метров от красной линии улицы Невского.

Таким образом, предоставленная проектная документация предусматривает строительство объекта «административное здание» в границах, в пределах которых не допускается строительство объектов капитального строительства.

Суд также отмечает, что согласно извещению о проведении аукциона по продаже объекта незавершенного строительства, являющемуся приложением к постановлению администрации МО «Котлас» от __.__.__ «О проведении аукциона по продаже объекта незавершенного строительства», с которым истец была ознакомлена, что не оспаривалось ею в судебном заседании, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений: от красной линии улиц до линии застройки - 6 м; от иных границ земельных участков - не менее 3 м.

При этом сведений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ в материалы дела не представлено.

Кроме того, как установлено по обстоятельствам дела, и из сведений из Единого государственного реестра недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером расположены сооружения с кадастровыми номерами: - наружные сети водоснабжения, протяженностью 46 метров, - наружные сети канализации, протяженностью 21 метр, принадлежащие ООО «Строительная компания «Лидер».

При этом сооружение с кадастровым номером попадает в пятно застройки планируемого истцом к размещению здания, вместе с тем в текстовой и в графической частях «Сводный план инженерных сетей» (лист 6) раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации не отражены сведения, о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером сооружений с кадастровыми номерами , , а также не отражены решения по сохранению, выносу или демонтажу данных сооружений.

В связи с этим административному истцу предложено скорректировать проектную документацию и, в случае необходимости демонтажа указанных сооружений предоставить раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства».

Также заявителю было рекомендовано рассмотреть вариант размещения здания в двухэтажном исполнении, улучшить архитектурный облик здания, принять основное цветовое решение внешнего облика объекта в пределах от светло-серых тонов до оттенков светло-бежевого.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с учетом установленных по делу обстоятельств, у административного ответчика не имелось оснований для выдачи разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, в случае, если такое решение, действие (бездействие) соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство указанного истцом здания не имеется, поскольку решение вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина, уплаченная административным истцом при подаче иска, не подлежит взысканию с административного ответчика в силу ст. 111 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к городскому округу Архангельской области «Котлас», главе городского округа Архангельской области «Котлас» о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий Е.В. Ропотова

Мотивированное решение суда составлено 10 июня 2022 года.