ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1306/2023 от 02.11.2023 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1306/2023

УИД 23RS0043-01-2023-001497-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приморско-Ахтарск 02 ноября 2023 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Петренко А.П.,

при секретаре Селезневе П.В.,

с участием: старшего помощника прокурора <адрес> Петровой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>ФИО4, действующего в Российской Федерации, в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере газоснабжения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес>ФИО4, действующий в интересах Российской Федерации, в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере газоснабжения.

В обоснование своих требований административный истец указывает на то, что прокуратурой района при проведении проверки о деятельности администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> (далее – Администрация) выявлены нарушения федерального законодательства в сфере газоснабжения.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Новопокровского сельского поселения до настоящего времени схемы газоснабжения <адрес>, <адрес>, не разработаны.

Кроме этого, не приняты меры по актуализации схем газоснабжения <адрес> и <адрес>, разработанных и утвержденных более 10 лет назад (в 2012 году).

Непринятие мер по разработке и актуализации схем газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление главе администрации Новопокровского сельского поселения <адрес>, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены.

Согласно информации филиала АО «Газпром газораспределение Краснодар» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с развитием газоснабжения населенных пунктов <адрес>, то есть увеличением численности газифицированных домов и квартир, газификацией коммунально-бытовых объектов и новых котельных, установкой новых пунктов редуцирования газа имеется необходимость актуализации схемы газоснабжения населенных пунктов <адрес>.

Указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ позволяют прокурору обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Прокурор <адрес>ФИО4 просит суд:

Признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере газоснабжения

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по актуализации схемы газоснабжения - <адрес> и <адрес>, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по разработке схем газоснабжения <адрес> и <адрес>, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> Петрова Л.И. уточнила административные исковые требования, просила суд: признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере газоснабжения.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по актуализации схемы газоснабжения - <адрес> и <адрес>, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по разработке схем газоснабжения <адрес> конь, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституция Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Из материалов дела следует, прокуратурой района при проведении проверки о деятельности администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> выявлены нарушения федерального законодательства в сфере газоснабжения.

Суд, считает бездействие администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> незаконным в силу следующих положений.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вследствие чего к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.

Схема газоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем газоснабжения, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Целями и задачами разработки схемы газоснабжения являются: обеспечение развития систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного комплекса, а также объектов социально-культурного и рекреационного назначения;увеличение объемов производства коммунальной продукции (оказание услуг) по газоснабжению при повышении качества и сохранении приемлемости действующей ценовой политики; улучшение работы систем газоснабжения; снижение вредного воздействия на окружающую среду. Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 780 регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

В судебном заседании установлено, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Новопокровского сельского поселения до настоящего времени схемы газоснабжения <адрес><адрес>, не разработаны. Кроме этого, не приняты меры по актуализации схем газоснабжения <адрес> и <адрес>, разработанных и утвержденных более 10 лет назад (в 2012 году).

Непринятие мер по разработке и актуализации схем газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление главе администрации Новопокровского сельского поселения <адрес>, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены.

Согласно информации филиала АО «Газпром газораспределение Краснодар» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с развитием газоснабжения населенных пунктов <адрес>, то есть увеличением численности газифицированных домов и квартир, газификацией коммунально-бытовых объектов и новых котельных, установкой новых пунктов редуцирования газа имеется необходимость актуализации схемы газоснабжения населенных пунктов <адрес>.

Между тем, как следует из материалов дела, административным ответчиком не представлены суду какие-либо доказательства надлежащего и полного исполнения им законодательства в сфере газоснабжения.

С учетом того, что схема газоснабжения гарантирует обеспечение необходимых параметров для газоснабжения теплоисточников населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бездействие администрации органа местного самоуправления по ее разработке и актуализации нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц, в том числе, существующих и будущих потребителей газа, число которых постоянно меняется.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что уточненный административный иск прокурора, подлежит удовлетворению в полном объеме.

По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учётом обстоятельств дела, позиции административного истца, процедуры устранения нарушений, разумности сроков, позволяющих устранить нарушения, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по настоящему иску - месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.

Руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>ФИО4, действующего в Российской Федерации, в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Новопокровского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере газоснабжения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере газоснабжения

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по актуализации схемы газоснабжения - <адрес> и <адрес>, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Новопокровского сельского поселения <адрес> провести работы по разработке схем газоснабжения <адрес>, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.П. Петренко