ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1307/19 от 03.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1307/2019

55RS0003-01-2019-001309-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Яковлева К.А.,

при секретаре судебного заседания Василюк В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 19 апреля 2019 года административное дело № 2а-1307/2019 по административному исковому заявлению Гаевой Е.В. к администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Гаевая Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным и отмене предписания. В обоснование заявленных требований указала, что 18.03.2019 Административной комиссией Ленинского административного округа г. Омска в отношении неё составлен протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило предписание №1/19 от 24.08.2018. Гаевой Е.В. вменяется нарушение п. 9 ст. 176, ст. 258.2 «Правил благоустройства обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, а именно: не оформлен акт работ выполненных без ордера на производство работ, связанных с обустройством площадки с усовершенствованным покрытием (подъездные пути) к дому <адрес>. Кроме того, указанным предписанием Гаевой Е.В. предлагалось в срок до 24.09.2018 устранить указанное нарушение, либо произвести демонтаж подъездных путей. Гаевая Е.В. считает, что обжалуемое предписание нарушает её права, т.к. возлагает произвести действия, которые в силу фактических обстоятельств дела к ней не относятся. Данные работы Гаевая Е.В. не производила. Обустройство площадки с усовершенствованным покрытием (подъездные пути) к дому <адрес> осуществлялось администрацией Ленинского АО г. Омска в лице АУ «Управление благоустройства ЛАО». Данные работы выполнены на основании решения Ленинского районного суда г. Омска от 24.12.2009 по делу № 2-2614/2009, согласно которому суд решил: «Обязать администрацию Ленинского административного округа г. Омска восстановить ливневую канализацию напротив дома <адрес>, уложить водоотводящие трубы под проездом к дому <адрес>, заасфальтировать проезд к дому <адрес>, благоустроить и заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>». Данные работы выполнялись в 2010 году в рамках исполнительного производства, возбужденного ОСП по Ленинскому АО г. Омска. Об обжалуемом предписании от 24.08.2018 №1/19 Гаевая Е.В. узнала 18.03.2019. Гаевая Е.В. полагает, что в отношении обжалуемого предписания срок должен исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано. Получила его она только 18.03.2019.

Просит восстановить срок на обжалование предписания №1/19 от 24.08.2018, признать незаконным предписание №1/19 от 24.08.2018.

В судебном заседании административный истец Гаевая Е.В. уточнила требования, просила восстановить срок на обжалование предписания № 1/19 от 24.08.2018, признать незаконным и отменить предписание № 1/19 от 24.08.2018. Уточненные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного истца Гаевой Е.В. по устному ходатайству Гаевой И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Указал, что работы по обустройству территории перед домовладением по адресу: <адрес> твердым покрытием выполнялись силами АУ «Управление благоустройства ЛАО», подведомственного администрации Ленинского административного округа города Омска во исполнение заочного решения Ленинского районного суда г. Омска от 24.12.2009 по делу № 2-2614/2009. Административный истец отношения к данным работам не имеет, вследствие чего, оспариваемое предписание администрации округа является незаконным.

Представитель административного ответчика администрации Ленинского административного округа города Омска Терехова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что работы по укладке бетонных плит перед жилым домом <адрес>, выполнялись административным истцом. Также указала, что в ситуации, когда суд возложил обязанность на администрацию округа заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>, выполнение работ по обустройству прилегающей к указанному дому территории бетонными плитами, повлекло бы нецелевое расходование бюджетных средств, соответственно, на выполнение таких работ бюджетные средства учреждению не были бы выделены. Считает, что отсутствуют основания для восстановления срока обращения истца в суд с данным административным иском.

Представители заинтересованных лиц Администрации города Омска, административной комиссии ЛАО города Омска в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений против иска не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

По правилам ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не нарушен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку об оспариваемом предписании Гаевой Е.В. стало известно 18.03.2019, что подтверждается отметкой о вручении ей копии указанного предписания (л.д. 6).

Доказательств, свидетельствующих о том, что административному истцу о нарушении его прав и законных интересов стало известно в иные сроки, материалы дела не содержат.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд отмечает следующее.

Согласно материалам административного дела, Гаевая Е.В. является собственником жилого дома, площадью 248,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права собственности – 09.04.2009 (л.д. 25-26).

Из материалов дела усматривается, что 24.08.2018 главным специалистом отдела контроля администрации ЛАО города Омска вынесено предписание № 1/19, адресованное Гаевой Е.В., согласно которому административным истцом допущено нарушение ст. 176, п. 9, ст. 258.2 Правил благоустройства обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, а именно: не оформлен акт работ выполненных без ордера на производство работ, связанных с обустройством площадки с усовершенствованным покрытием (подъездные пути) к дому <адрес>. Гаевой Е.В. предписано в срок до 24.09.2018 устранить указанное выше нарушение, либо произвести демонтаж подъездных путей.

Не согласившись с указанным предписанием администрации Ленинского административного округа города Омска № 1/19 от 24.08.2018, Гаевая Е.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории городского округа.

Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, определяющие требования к состоянию благоустройства территории города Омска и содержат единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства на территории города Омска для всех юридических и физических лиц (далее – Правила благоустройства).

В соответствии с п. 9 ст. 176 Правил благоустройства на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска в соответствии с настоящим Решением, осуществляются земляные работы, связанные проведением благоустройства (устройство гостевых парковок, площадок автостоянок, детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки собак, хозяйственных площадок, контейнерных площадок, площадок для отдыха, площадок с усовершенствованным покрытием, пешеходных дорожек) и озеленения территорий, за исключением проведения работ, связанных с благоустройством: придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме; территорий гаражных кооперативов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности членам кооператива.

Согласно ст. 258.2 Правил благоустройства, в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 1, 3, 6, 7, 9, 11 статьи 176, пунктами 1, 4 статьи 211 настоящего Решения, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ.

В соответствии с подп. 7 п. 9 Постановления Администрации города Омска от 30.03.2012 № 495-П «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оформление акта работ, выполненных без ордера на производство работ, определенных Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» для оформления акта работ, выполненных без ордера на производство работ, связанных с проведением благоустройства (устройство гостевых парковок, площадок автостоянок, детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки собак, хозяйственных площадок, площадок для установки мусоросборных контейнеров, площадок для отдыха, площадок с усовершенствованным покрытием, пешеходных дорожек) и озеленения территорий, за исключением проведения работ, связанных с благоустройством: придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме; территорий гаражных кооперативов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, принадлежащих на праве общей долевой собственности членам кооператива требуется: заявление; проект благоустройства, согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска; правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок; разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданное уполномоченным органом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; исполнительная съемка.

В соответствии с подп. 9 п. 17 Положения об администрации Ленинского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.06.2011 № 420, одной из задач администрации является осуществление контроля за состоянием благоустройства на территории округа в соответствии с правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.

Согласно подп. 5 п. 17 Положения, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация осуществляет контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска.

В силу подп. 5.5 п. 17 Положения администрация в пределах своей компетенции проводит обследование объектов и территорий организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, выдает предписания об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства, содержания территории города Омска.

В обоснование заявленных исковых требований о признании незаконным и отмене предписания № 1/19 от 24.08.2018, выданного администрацией Ленинского административного округа города Омска, административный истец ссылается на то обстоятельство, что работы по обустройству площадки с усовершенствованным покрытием (подъездные пути) к дому № 31 по ул. Д. Бедного производились во исполнение заочного решения Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым на администрацию ЛАО <адрес> возложена обязанность благоустроить и заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>. Соответственно, требования, изложенные в данном предписании, об оформлении акта выполненных без ордера на производство работ, связанных с обустройством площадки с усовершенствованным покрытием (подъездные пути) к дому <адрес> либо демонтаже подъездных путей, адресованные истцу, не законны.

Судом установлено, что заочным решением Ленинского районного суда г. Омска от 24.12.2009 по делу № 2-2614/2009 по иску Гаевой Е.В. к Автономному учреждению города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа», Администрации города Омска, администрации ЛАО города Омска об устранении препятствий в пользовании имуществом, с учетом кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31.03.2010, на администрацию Ленинского административного округа г. Омска возложена обязанность восстановить ливневую канализацию напротив дома <адрес>, уложить водоотводящие трубы под проездом к дому <адрес>, заасфальтировать проезд к дому <адрес>, благоустроить и заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>. (л.д. 7-11).

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании указанного судебного акта истцу выдан исполнительный лист ВС в отношении должника администрации ЛАО г. Омска в пользу Гаевой Е.В., предмет исполнения: восстановить ливневую канализацию напротив <адрес> по <адрес>, уложить водоотводящие трубы под проездом к дому <адрес>, заасфальтировать проезд к дому <адрес>, благоустроить и заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>.

Из представленной в материалы дела фотографии территории, прилегающей к дому <адрес>, видно, что на указанной территории имеется твердое покрытие - уложены бетонные плиты.

Согласно сведениям, поступившим по запросу суда из ОСП по ЛАО города Омска, 15.10.2010 возбуждено исполнительное производство № 52/2/71725/125/2010 по исполнительному документу № 2-2614/2009, выданному в 2010 году Ленинским районным судом города Омска на основании решения от 24.12.2009 по иску Гаевой Е.В. к администрации ЛАО города Омска. 28.10.2010 исполнительное производство окончено на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Представить копию исполнительного производства в отношении администрации ЛАО г. Омска в пользу Гаевой Е.В. не представляется возможным в связи с уничтожением оконченных исполнительных производств по истечении трехлетнего срока хранения.

Из ответа БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» следует, что в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 05.12.2012 № 1593-п «О реорганизации бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства» 28.02.2013 путем слияния бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства образовано БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Учреждение является правопреемником бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства. Вместе с тем, материалы дела № 2-2614/2009 от 24.12.2009 в бюджетное учреждение не передавались.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, вступившее в законную силу заочное решение суда по гражданскому делу № 2-2614/2009, которым на администрацию Ленинского административного округа г. Омска возложена обязанность благоустроить и заасфальтировать территорию перед домовладением и земельным участком по адресу: <адрес>, принимая во внимание то обстоятельство, что исполнительное производство, возбужденное во исполнение данного судебного акта окончено по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд приходит к выводу, что работы по укладке бетонных плит перед домом административного истца по адресу: <адрес>, выполнение которых послужило поводом для вынесения оспариваемого административным истцом предписания, осуществлялись в целях исполнения требований в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании заочного решения суда по гражданскому делу № 2-2614/2009.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заочное решение суда от 24.12.2009 по гражданскому делу № 2-2614/2009 исполнено администрацией ЛАО города Омска иным способом, равно как и доказательств, подтверждающих обустройство Гаевой Е.В. твердого покрытия (в виде бетонных плит) на территории перед домовладением по адресу: <адрес>, после исполнения указанного судебного решения и окончания исполнительного производства, административным ответчиком не представлено. Административный истец отрицает факт выполнения ею указанных выше работ на прилегающей к дому территории.

В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования Гаевой Е.В. о признании незаконным и отмене предписания администрации Ленинского административного округа города Омска № 1/19 от 24.08.2018 обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данным предписанием на административного истца неправомерно возложена обязанность по устранению нарушений, связанных с работами по обустройству площадки с усовершенствованным покрытием (подъездных путей) к дому по <адрес>, которые, исходя из обстоятельств дела, выполнены в рамках исполнения вступившего в законную силу заочного решения суда от 24.12.2009 по гражданскому делу № 2-2614/2009.

Таким образом, указанное предписание администрации ЛАО города Омска является незаконным, нарушающим права Гаевой Е.В., в связи с чем подлежит отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписание администрации Ленинского административного округа города Омска № 1/19 от 24.08.2018.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

К.А. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено 24.04.2019