ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1308/2023 от 02.08.2023 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-1308/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2023 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Хромовой В.К.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Цалко Р.Ф. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Цалко Р.Ф. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что 08 апреля 2022 года он обратился с заявлением к административному ответчику об утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу: Х с кадастровым номером У, общей площадью 600 кв.м.. Согласно ответа о рассмотрении обращения № Ц-6175 от 11.05.2022 года ему было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером У, а также большая часть земельного участка с кадастровым номером У находится в овраге, с западной стороны данного земельного участка расположена трансформаторная подстанция. Кроме того, по данным ЕМГИС установлено, что на испрашиваемом земельном участке, расположены инженерные сети линий электропередачи. Административный ответчик указал, что сформировать земельный участок в указанных границах согласно представленной им схемы в соответствии с требованиями к образуемым земельным участкам, с учетом обеспечения доступа к смежному земельному участку с кадастровым номером У, наличия прав третьих лиц и объектов недвижимого имущества, не предоставляется возможным. Однако, согласно схемы расположения земельного участка на КПТ общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале У, характерные точки границ вновь образуемого земельного участка позволяют обеспечить доступ (проезд и проход) к смежному земельному участку с кадастровым номером У, шириной не менее 6 метров, что соответствует п. 5.4.6 ст. 5.4 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов». Кроме того, согласно фото фиксации прилегающей (смежной территории), каких либо фактических ограничений (ограждающих конструкций) в месте проезда находящихся за чертой границы образуемого земельного участка согласно представленной им на утверждение установленном законом порядке, отсутствует. Считает, что земельный участок и прилегающая к нему территория, позволяет сформировать самостоятельный земельный участок, в соответствии с характерными точками границ, наложение на земельные участки третьих лиц отсутствует. Просит признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в отказе от 11.05.2022 года № Ц-6175 в утверждении схемы расположения земельного участка с местом расположения: Х с кадастровым номером У, общей площадью 600 кв.м. на кадастровом плане территории путем издания соответствующего распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанного земельного участка с местом расположения: Х с кадастровым номером У, общей площадью 600 кв.м..

Административный истец Цалко Р.Ф. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказанной корреспонденцией, которая возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска Аксаментов Д.М., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указали, что 08 апреля 2022 года представитель Цалко Р.Ф. - Полулях В.А. обратился в департамент с заявлением, в котором просил предоставить земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Департаментом было направлено письмо об отказе в предоставлении земельного участка от 11.05.2022 года № Ц-6175-дмиизо, в котором указывались причины соответствующего решения. Муниципальная услуга по предоставлению многодетным семьям земельных участков осуществляется: администрацией города в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Административным регламентом, утвержденным распоряжением администрации города от 19.07.2013 № 156-р. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен главой 3.1 Закона края. По данным ЕМГИС испрашиваемый участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером У. Решением Октябрьского районного суда от 02.09.2020 по делу № 2а-365/2020 установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером У расположен фактический проезд, обеспечивающий доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером У. Доступ осуществляется через проем в кирпичном заборе, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером У. Большая часть земельного участка с кадастровым номером У находится в овраге. С западной стороны данного земельного участка расположена трансформаторная подстанция. Кроме того, по данным ЕМГИС установлено, что на испрашиваемом участке расположены инженерные сети линии электропередачи. Сведения об охранной зоне данных инженерных сетей внесены в единый государственный реестр недвижимости. Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в ст. 105 Земельного кодекса РФ. К одному из видов зон с особыми условиями использования территорий отнесена охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии). Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в пределах охранных зон электрических сетей без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Ограничения по использованию объекта недвижимости в границах охранной зоны инженерных сетей также установлены в отношении земельного участка с кадастровым номером У. Таким образом, сформировать земельный участок в указанных границах согласно предоставленной схемы в соответствии с требованиями к образуемым земельным участкам, с учетом обеспечения доступа к смежному земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100212:367, наличия прав третьих лиц и объектов недвижимого имущества, не представляется возможным. Кроме того, в производстве Октябрьского районного суда находилось дело № 2а-1291/2022. Представитель административного истца Популях В.Л. 28.02.2022 года подал заявление об уточнении исковых требований, в которых просил признать незаконным действия административного ответчика, выраженные в отказе от 09.07.2021 года № Ц-11338, а также возложить на административного ответчика обязанность обратиться с заявлением в Росреестр по Красноярскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером У, однако в решении Октябрьского районного суда г.Красноярска от 20.06.2022 года по делу № 2а-1291/2022, административные исковые требования Цалко Р.Ф. к департаменту удовлетворены, отказ департамента от 09.07.2021 № Ц-11338 признан незаконным. Таким образом, отказ департамента признан незаконным, однако не указано последствий соответствующего решения, а именно не наложена та или другая обязанность на департамент. Департамент посчитал решение суда незаконным и необоснованным в части признания незаконным отказа департамента № Ц-11338 от 09.07.2021 года с целью предоставления в собственность многодетному гражданину Цалко Р.Ф. земельного участка, в связи с чем, департамент подал апелляционную жалобу в Красноярский краевой суд. Кроме того, апелляционную жалобу на решение суда подало также и заинтересованное лицо – Рассоленко Н.И.. Также в решении суда установлено, что вопрос об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером У решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 02.09.2020 разрешен не был, земельный участок стоит на кадастровом учете, на департамент соответствующая обязанность возложена не была. Так же данный вопрос не был рассмотрен в апелляционном определении Красноярского краевого суда от 31.03.2021 года по делу № 33а-4167/2021. Таким образом, департамент не может сформировать участок в новых границах до тех пор, пока земельный участок с кадастровым номером У не будет снят с кадастрового учета. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером У на настоящее время имеет вид разрешенного использования: отдых (рекреация) (код 5.0) в части создания скверов и ухода за ним, что означает отсутствие возможности предоставления в рамках муниципальной услуги по предоставлению многодетным семьям земельных участков. Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ). Такая совокупность условий в рассматриваемом деле отсутствует. При указанных обстоятельствах отказ департамента, выраженный в письме от 11.05.2022 года № Ц-6175-дмиизо, соответствует положениям действующего законодательства, основания для его отмены отсутствуют.

Заинтересованное лицо Рассоленко Н.И. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал.

Заинтересованное лицо Рассоленко И.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказанной корреспонденцией, которая возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Учитывая п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливашпо, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст.14 ч.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" действующей на момент обращения истца с заявлением, многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.

Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.

В соответствии с со ст.29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.В силу Распоряжения администрации г. Красноярска от 19.07.2013 N 156-р (ред. от 06.04.2023) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для ведения садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска", несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам, требованиям документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки.

Судом установлено, что Цалко Р.Ф. является многодетным отцом и включен в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка.

08 апреля 2022 года Цалко Р.Ф. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 600 кв.м., местоположение: Красноярский край, Октябрьский район, западней земельного участка с кадастровым номером У, для индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска принято решение от 11.05.2022 года № Ц-6175, об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что по данным ЕМГИС, испрашиваемый участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером У. Решением Октябрьского районного суда от 02.09.2020 по делу № 2а-365/2020 установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером У расположен фактический проезд, обеспечивающий доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером У. Доступ осуществляется через проем в кирпичном заборе, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером У. Большая часть земельного участка с кадастровым номером У находится в овраге. С западной стороны данного земельного участка расположена трансформаторная подстанция. Кроме того, по данным ЕМГИС установлено, что на испрашиваемом Участке расположены инженерные сети линии электропередачи. Сведения об охранной зоне данных инженерных сетей внесены в единый государственный реестр недвижимости. Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в ст. 105 Земельного кодекса РФ. К одному из видов зон с особыми условиями использования территорий отнесена охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии). Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в пределах охранных зон электрических сетей без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Ограничения по использованию объекта недвижимости в границах охранной зоны инженерных сетей также установлены в отношении земельного участка с кадастровым номером У. Таким образом, сформировать земельный участок в указанных границах, согласно предоставленной схемы в соответствии с требованиями к образуемым земельным участкам, с учетом обеспечения доступа к смежному земельному участку с кадастровым номером У, наличия прав третьих лиц и объектов недвижимого имущества, не представляется возможным.

Разрешая административные исковые требования Цалко Р.Ф., исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, ввиду следующего.

Решением Октябрьского районного суда от 02.09.2020 по делу № 2а-365/2020, вступившим в законную силу, установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером У расположен фактический проезд, обеспечивающий доступ к смежному земельному участку с кадастровым номером У. Доступ осуществляется через проем в кирпичном заборе, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером У. Большая часть земельного участка с кадастровым номером У находится в овраге. С западной стороны данного земельного участка расположена трансформаторная подстанция.

При рассмотрении указанного дела устанавливалась невозможность предоставления Цалко Р.Ф. земельного участка с кадастровым номером У, площадью 650 кв.м., в части наличия препятствий для его владения и пользования без существенного нарушения прав и интересов собственников земельного участка с кадастровым номером У, при обстоятельствах установленных и указанных, в том числе, в заключении кадастрового инженера от 24.04.209 года, которое не было опровергнуто.

При этом, уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером У до 600 кв.м. с учетом его расположения относительно других земельных участков со всех сторон, точно описанного в заключении кадастрового инженера, не влечет отсутствие перекрытия единственного доступа к земельному участку с кадастровым номером У, осуществляемого через проем в кирпичном заборе, который входит в границы земельного участка с кадастровым номером У.

Указанные обстоятельства установлены также апелляционным определением Красноярского краевого суда от 20 сентября 2022 года.

Более того, поскольку ранее вопрос о невозможности предоставления Цалко Р.Ф. земельного участка с кадастровым номером У был разрешен, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда от 02.09.2020 года, а доказательств того, что после этого информация об указанном земельном участке размещалась органом местного самоуправления и на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет для предоставления льготной категории граждан не имеется, то у административного ответчика отсутствовала обязанность предоставлять его Цалко Р.Ф. как многодетному гражданину.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 11 мая 2022 года № Ц-6175 соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Цалко Р.Ф. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Цалко Р.Ф. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы на кадастровом плане территории, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2023г.