Копия
Дело №а-1309/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ)
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО4, представителя административного ответчика – ИФНС России по <адрес> и заинтересованного лица – УФНС России по <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Налоговым органом в период с 11 мая по ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная налоговая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов при подаче налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ИФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам выездной налоговой проверки ФИО1 был привлечен к налоговой ответственности по ст.346.15, 249, 250 Налогового кодекса РФ в виде доначисления налога в сумме 300688 руб., по п. 3 ст. 75 НК РФ в виде начисления пени в размере 17728 руб. и п.1 ст.122 НК РФ в виде наложения штрафа в размере 60138 руб.
Решением заместителя начальника УФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба ФИО1 об отмене решения ИФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения, а обжалуемое решение – без изменения.
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности. В обоснование требований указал, что доходы от продажи недвижимого имущества за 2015 года не должны быть отражены в налоговой декларации по УСН, поскольку проданное имущество не было использовано им в предпринимательской деятельности, о чем указано п. 17.1 ст. 217 НК РФИО3 государственном реестре индивидуальных предпринимателей вид разрешенной деятельности был указан как грузовые перевозки, поэтому доходы от продажи недвижимого имущества не должны были указываться в декларации по УСН за 2015 год.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не прибыл, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждено его представителем в ходе рассмотрения дела, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО4 заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – ИФНС России по <адрес> и заинтересованного лица УФСН по <адрес>ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.п. 2 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 23, ст. 52 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате, исходя из налоговой базы, уплачивать налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Как усматривается из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО6 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения деятельности – ДД.ММ.ГГГГ, в период деятельности ИП ФИО1 применял упрощенную систему налогообложения с объектов налогообложения «доходы», облагаемые по ставке 6%.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, по результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№ и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к налоговой ответственности п.1 ст.122 НК РФ в виде наложения штрафа в размере 60138 руб. Кроме того, указанным решением административному истцу предложено уплатить налог по ст.346.15, 249, 250 Налогового кодекса РФ в сумме 300688 руб. и пени в размере 17728 руб.
Налоговый орган указывает, что административным истцом в отчетный периоде было реализовано 14 объектов недвижимого имущества (земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, земельный участок и жилой дома по адресу: <адрес>, мкр. Майский, <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, мкр. Майский, <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок по адресу: <адрес>, мкр. Майский, <адрес>й, <адрес>, квартира по адресу: <адрес> А), при этом доход от продажи указанных объектов недвижимости в сумме 5011478 руб. в налоговой декларации по УСН за 2015 год не отражен, а заявлен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3-НДФЛ за 2015 год. Согласно сведениям Управления Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по <адрес>, ФИО1 систематически с 2014 по 2015 год отчуждались объекты недвижимости (жилые дома, земельные участки, квартиры), находившиеся в собственности индивидуального предпринимателя непродолжительный период времени. Указанная деятельность по покупке и продаже жилых помещений и земельных участков носила системный характер. В связи с данными обстоятельствами предприниматель был обязан включить в налоговую базу по упрощенной системе налогообложения доход от продажи недвижимого имущества, как доход от предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации и налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В силу п.3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2,4 и 5 ст. 224 настоящего Кодекса).
На основании п.1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с п.1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения (п.2 ст.346.14 Налогового кодекса РФ).
В силу п.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщик при определении объекта налогообложения учитывает следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
Согласно п.1 ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товара (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Из приведенных норм следует, что если индивидуальный предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, то он обязан учитывать при определении налоговой базы по УСН все доходы, полученные в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности, в том числе доходы, полученные от реализации ранее приобретенных объектов недвижимого имущества либо прав требований по договору участия в долевом строительстве, в соответствии с положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО6 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период деятельности применял упрощенную систему налогообложения с объектов налогообложения «доходы», облагаемые по ставке 6%.
В проверяемом периоде ИП ФИО1, кроме деятельности по оказанию услуг по грузовым перевозкам и аренде автотранспортной техники, фактически осуществлялась предпринимательская деятельность по покупке и продаже собственного недвижимого имущества, что действующим законодательством не запрещено, в результате которой был получен доход от реализации недвижимого имущества, а именно:
- земельных участков по адресам: <адрес>, мкр. Майский, <адрес>, мкр. Майский, <адрес>, мкр. Майский, <адрес>й, <адрес>;
- жилых домов по адресам: <адрес>, мкр. Майский, <адрес>, мкр. Майский, <адрес>,
- квартиры по адресу: <адрес> А.
В налоговой декларации по УСН за 2015 год предпринимателем полученный доход от реализации вышеуказанных объектов недвижимости не отражен, заявлен в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 3-НДФЛ за 2015 год с суммой налога к уплате 4615 руб.
В соответствии с п.1 ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (26.2 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом7 статьи378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта10 статьи378.2 настоящего Кодекса).
Статьей 346.15 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения доходов. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются: 1) доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса; 2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса; 3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно норм действующего законодательства, исходя из вышеуказанных норм налогового законодательства индивидуальный предприниматель, в частности, применяющий упрощенную систему налогообложения, при получении дохода от реализации имущества, используемого в предпринимательской деятельности, должен исчислить и уплатить единый налог, а при получении дохода от реализации личного имущества (имущества, которое не использовалось в предпринимательской деятельности) должен исчислить и уплатить НДФЛ.
О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, изготовление и приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования и реализации, хозяйственный учет операций, связанный с осуществлением сделок, взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок (постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, при рассмотрении налоговых споров должны исследоваться все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы.
Судом на основании исследованных материалов дела установлено, что налоговым органом доказаны факты приобретения ФИО1 имущества для последующей реализации с целью извлечения прибыли, о чем объективно свидетельствуют:
- признаки системного характера сделок по приобретению недвижимости (анализ «движения» недвижимого имущества в решении налогового органа представлен);
- непродолжительный период нахождения объектов недвижимости в собственности предпринимателя перед их отчуждением, отсутствие регистрации ФИО1 и членов его семьи, иных родственников в приобретенных жилых помещениях;
- отсутствие в совершенных сделках целей улучшения жилищных условий ФИО1
Также, по мнению суда, является существенным факт того, что к основным признакам следует отнести приобретение квартиры, жилых домов и земельных участков в новостройках, на территории недавно сформированных земель города для застройки многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, что стороной административного истца не оспаривалось.
Кроме того, по мнению суда, из системного анализа положений ст.17, 18, 23 ГК РФ при регистрации индивидуального предпринимателя не создается новое лицо (субъект права), поэтому оформление документов, в том числе договоров купли-продажи, получение свидетельства о государственной регистрации права) на имя гражданина как физического лица без указания у него статуса ИП не свидетельствует о том, что соответствующее имущество не используется и в будущем не будет использоваться им в предпринимательской деятельности. При этом, суд отмечает, что регистрация недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством возможна только на граждан – физических лиц или юридических лиц. Возможность такой регистрации объектов недвижимости на индивидуальных предпринимателей законом не предусмотрена.
Доказательств того, что вырученные от реализации объектов недвижимости в проверяемый период времени денежные средства в общем размере более 5мил. руб. направлены на личные нужды административного истца суду не представлено.
На основании совокупности исследованных выше доказательств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ№ удовлетворению не подлежат.
Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева