ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/20 от 03.06.2020 Старицкого районного суда (Тверская область)

УИД 69RS0031-01-2020-000325-88

Дело № 2а-130/2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старица Тверская область 3 июня 2020 г.

Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, и постановке его на кадастровый учет, возложении обязанности организовать проведение работ по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), обратился в суд с административным иском к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в котором указал, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения сохранности земельных участков, занятых воинскими захоронениями. В ходе проверки установлено, что в д. Иванищи Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области находится братское воинское захоронение, которое состоит на балансе Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области. Земельный участок, на котором расположено воинское захоронение, не поставлен на кадастровый учет, межевание данного земельного участка не проведено.

Отсутствие границ земельного участка, используемого под воинским захоронением, препятствует его надлежащему содержанию, сохранению и благоустройству, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – потомков воинов, погибших при защите Отечества, память о которых увековечена воинским захоронением.

Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого воинским захоронением, также может привести к нарушению санитарных правил, права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

С учетом последующих уточнений прокурор, ссылаясь на положения п. 22 ч. 1, ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 16, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 3, 5, 6, 10, 11 Закона Российской Федерации N 4292-1 от 14.01.1993 г. "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ст. 25, 39.1, 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет; обязать административного ответчика в срок до 01 марта 2021 г. организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет в целях дальнейшего оформления на него прав муниципального образования.

Определением суда от 12 мая 2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Старицкого района Тверской области (л.д.1-3).

Прокурор Старицкого района Тверской области при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик - администрация Архангельское сельского поселения Старицкого района Тверской области, заинтересованное лицо – Администрация Старицкого района Тверской области о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений по сути административного иска не представили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку явка сторон в судебное заседание по данному административному делу не является обязательной в силу закона и не признана обязательной судом, оснований для отложения разбирательства дела не имеется, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 названого Кодекса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 указанного Федерального закона № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлено, что воинские захоронения подлежат учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 вышеназванного Закона органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинскихзахоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года N 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Судом установлено, что на территории МО Архангельское сельское поселение Старицкого района Тверской области в д. Иванищи расположено воинское захоронение – братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941г., в которой захоронено 36 воинов.

Распоряжением Калининского облисполкома от 20.08.1973 № 310 указанная братская могила отнесена к выявленным объектам культурного наследия местного (областного) значения. Она включена в Список объектов историко-культурного наследия Тверской области (номер паспорта 755), является памятником истории, внесена в реестр воинских захоронений Тверской области, номер захоронения в ВМЦ 69-551/2014.

Таким образом, названная братская могила в д. Иванищи Старицкого района Тверской области относится к объектам культурного наследия регионального значения.

В соответствии с Законом Тверской области от 19 июня 2007г. №64-ЗО «О разграничении муниципального имущества между Старицким районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» названная братская могила передана в муниципальную собственность Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области (реестровый №854).

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности, она находится в муниципальной собственности Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, реестровый номер 854 (л.д. 14).

В ходе проведенной 30 марта 2020 г. прокурорской проверки установлено, что земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия - воинское захоронение, до настоящего времени на кадастровый учет не поставлен, его границы в установленном законом порядке не определены.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждается актом проверки от 30.03.2020, составленным помощником прокурора Старицкого района Озеровой О.О. с участием главы Архангельского сельского поселения ФИО1 (л.д 13).

Согласно уведомлению на запрос суда федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 мая 2020г., сведения об объекте недвижимости - воинское захоронение (братская могила), расположенная в д. Иванищи Архангельского сельского поселения Старицкого района и его правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Вместе с тем, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, относится к основным принципам земельного законодательства (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений признается земельный участок, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из положений статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13июля2015года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Частью 5 статьи 15 этого же Федерального закона установлено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Из вышеизложенного следует, что отсутствие закрепленных в установленном законом порядке границ земельного участка, занятого объектом культурного наследия - воинским захоронением, создает угрозу для сохранности объекта, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потомков, погибших в Великой Отечественнойвойне, память о которых увековечена братской могилой.

При этом, поскольку Архангельское сельское поселение Старицкого района Тверской области, является собственником данного объекта культурного наследия, именно на административного ответчика возложена обязанность организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Кроме того, для надлежащего сохранения и использования объекта культурного наследия – братской могилы, необходимо оформление прав муниципального образования на земельный участок, на котором она расположена, что не представляется возможным без постановки его на государственный кадастровой учет путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предложенный прокурором срок для исполнения обязанности - до 1 марта 2021 г., суд считает разумным и достаточным.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанные сроки устранить выявленные нарушения законодательства, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Старицкого района Тверской области к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Обязать администрацию Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 01 марта 2021 г. организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней, со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято «03» июня 2020 года.

Председательствующий:

УИД 69RS0031-01-2020-000325-88

Дело № 2а-130/2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старица Тверская область 3 июня 2020 г.

Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, и постановке его на кадастровый учет, возложении обязанности организовать проведение работ по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), обратился в суд с административным иском к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в котором указал, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в части обеспечения сохранности земельных участков, занятых воинскими захоронениями. В ходе проверки установлено, что в д. Иванищи Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области находится братское воинское захоронение, которое состоит на балансе Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области. Земельный участок, на котором расположено воинское захоронение, не поставлен на кадастровый учет, межевание данного земельного участка не проведено.

Отсутствие границ земельного участка, используемого под воинским захоронением, препятствует его надлежащему содержанию, сохранению и благоустройству, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – потомков воинов, погибших при защите Отечества, память о которых увековечена воинским захоронением.

Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого воинским захоронением, также может привести к нарушению санитарных правил, права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

С учетом последующих уточнений прокурор, ссылаясь на положения п. 22 ч. 1, ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 16, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст. 3, 5, 6, 10, 11 Закона Российской Федерации N 4292-1 от 14.01.1993 г. "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", ст. 25, 39.1, 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет; обязать административного ответчика в срок до 01 марта 2021 г. организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет в целях дальнейшего оформления на него прав муниципального образования.

Определением суда от 12 мая 2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Старицкого района Тверской области (л.д.1-3).

Прокурор Старицкого района Тверской области при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик - администрация Архангельское сельского поселения Старицкого района Тверской области, заинтересованное лицо – Администрация Старицкого района Тверской области о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений по сути административного иска не представили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку явка сторон в судебное заседание по данному административному делу не является обязательной в силу закона и не признана обязательной судом, оснований для отложения разбирательства дела не имеется, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 названого Кодекса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 указанного Федерального закона № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлено, что воинские захоронения подлежат учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 вышеназванного Закона органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинскихзахоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года N 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Судом установлено, что на территории МО Архангельское сельское поселение Старицкого района Тверской области в д. Иванищи расположено воинское захоронение – братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами, 1941г., в которой захоронено 36 воинов.

Распоряжением Калининского облисполкома от 20.08.1973 № 310 указанная братская могила отнесена к выявленным объектам культурного наследия местного (областного) значения. Она включена в Список объектов историко-культурного наследия Тверской области (номер паспорта 755), является памятником истории, внесена в реестр воинских захоронений Тверской области, номер захоронения в ВМЦ 69-551/2014.

Таким образом, названная братская могила в д. Иванищи Старицкого района Тверской области относится к объектам культурного наследия регионального значения.

В соответствии с Законом Тверской области от 19 июня 2007г. №64-ЗО «О разграничении муниципального имущества между Старицким районом Тверской области и входящими в его состав поселениями» названная братская могила передана в муниципальную собственность Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области (реестровый №854).

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности, она находится в муниципальной собственности Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, реестровый номер 854 (л.д. 14).

В ходе проведенной 30 марта 2020 г. прокурорской проверки установлено, что земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия - воинское захоронение, до настоящего времени на кадастровый учет не поставлен, его границы в установленном законом порядке не определены.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждается актом проверки от 30.03.2020, составленным помощником прокурора Старицкого района Озеровой О.О. с участием главы Архангельского сельского поселения ФИО1 (л.д 13).

Согласно уведомлению на запрос суда федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 мая 2020г., сведения об объекте недвижимости - воинское захоронение (братская могила), расположенная в д. Иванищи Архангельского сельского поселения Старицкого района и его правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Вместе с тем, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, относится к основным принципам земельного законодательства (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений признается земельный участок, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из положений статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13июля2015года N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Частью 5 статьи 15 этого же Федерального закона установлено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Из вышеизложенного следует, что отсутствие закрепленных в установленном законом порядке границ земельного участка, занятого объектом культурного наследия - воинским захоронением, создает угрозу для сохранности объекта, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потомков, погибших в Великой Отечественнойвойне, память о которых увековечена братской могилой.

При этом, поскольку Архангельское сельское поселение Старицкого района Тверской области, является собственником данного объекта культурного наследия, именно на административного ответчика возложена обязанность организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Кроме того, для надлежащего сохранения и использования объекта культурного наследия – братской могилы, необходимо оформление прав муниципального образования на земельный участок, на котором она расположена, что не представляется возможным без постановки его на государственный кадастровой учет путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предложенный прокурором срок для исполнения обязанности - до 1 марта 2021 г., суд считает разумным и достаточным.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанные сроки устранить выявленные нарушения законодательства, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Старицкого района Тверской области к администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Обязать администрацию Архангельского сельского поселения Старицкого района Тверской области в срок до 01 марта 2021 г. организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, расположенным по адресу: Тверская область, Старицкий район, Архангельское сельское поселение, д. Иванищи, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней, со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято «03» июня 2020 года.

Председательствующий:

1версия для печатиДело № 2а-130/2020 ~ М-115/2020 (Решение)