Дело № 2а-130/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Эссо Быстринского района Камчатского края 25 июня 2020 г.
Мильковский районный суд Камчатского края в составе
председательствующего Захаровой А.А.,
при секретаре Чернышевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к временно исполняющему обязанности главы администрации Быстринского муниципального района Камчатского края, администрации Быстринского муниципального района Камчатского края о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в лице представителя ФИО4 обратилась с указанным административным исковым заявлением к временно исполняющему обязанности главы администрации Быстринского муниципального района Камчатского края, администрации Быстринского муниципального района Камчатского края (далее администрация БМР), в обоснование административного иска указала, что 29 января 2020 г. обратилась к врио главы администрации БМР ФИО5 с заявлением об оказании материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией, зарегистрированным в администрации БМР 29 января 2020 г. за номером № 312. Ответ на обращение, подписанный врио главы администрации БМР, с приложением перечня мер муниципальной социальной поддержки, которыми заявитель вправе воспользоваться, получен 27 февраля 2020 г., однако заявление об оказании материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией по существу не рассмотрено, ответ до настоящего времени в этой части не предоставлен. Должностное лицо - врио главы администрации БМР ФИО5, являясь ответственным за надлежащее осуществление органом местного самоуправления своих полномочий, в нарушение требований Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не обеспечил объективное, полное и всестороннее рассмотрение доводов поданного ФИО3 письменного обращения, не осуществил должный контроль за исполнением ответственными должностными лицами администрации БМР административного регламента, определяющего порядок предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района». Проверкой, проведенной прокуратурой Быстринского района на основании заявления ФИО3 от 12 марта 2020 г., установлено, что решение об отказе ФИО3 в предоставлении мер социальной поддержки административным ответчиком не принималось. Просит суд признать незаконным бездействие врио главы администрации Быстринского муниципального района ФИО5, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения обращения ФИО3 от 29 января 2020 г. об оказании материальной помощи, в неосуществлении должного контроля за исполнением ответственными должностными лицами администрации БМР предписаний административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района», обязать администрацию Быстринского муниципального района рассмотреть заявление ФИО3 в установленном законом порядке, о принятом решении письменно проинформировать ФИО3
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, дополнительно суду пояснил, что согласно административному регламенту заявление ФИО3 должно было быть рассмотрено по существу в короткий срок отделом образования и социальной защиты населения, как отделом администрации БМР, и принято решение об удовлетворении или отказе в предоставлении мер социальной поддержки, однако администрацией БМР был только разъяснен порядок обращения в отдел образования и социальной защиты населения администрации БМР.
Административный ответчик - временно исполняющий обязанности главы администрации Быстринского муниципального района ФИО5, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что с административными исковыми требованиями не согласен, поскольку обращение ФИО3 рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на обращение направлен своевременно, по вопросам, изложенным в обращении, заявителю дан исчерпывающий ответ с приложением документов, в которых разъяснен порядок обращения за материальной помощью и указан перечень документов, необходимых для обращения за получением материальной помощи. Об отсутствии нарушения порядка рассмотрения обращения ФИО3 свидетельствует ответ прокуратуры Быстринского района от 13 апреля 2020 г. № 2/25ж-2020. После получения указанных разъяснений, административный истец в отдел образования и социальной защиты населения администрации Быстринского муниципального района с документами, предоставление которых предусмотрено для получения меры социальной поддержки административным регламентом, утвержденным постановлением администрации БМР № 373 от 08 ноября 2010 г., не обратилась. Поскольку сотрудники указанного отдела выполнили свои должностные обязанности добросовестно, отсутствие контроля за исполнением предписаний административного регламента о порядке предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района» не усматривается. В какой части указанный регламент не исполнен, и в какой части отсутствует контроль в административном исковом заявлении, не указано. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку доказательств незаконного бездействия административного ответчика не представлено.
Представитель административного ответчика - администрации Быстринского муниципального района ФИО6 в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, в обоснование своих возражений привела доводы, изложенные административным ответчиком – врио главы администрации Быстринского муниципального района, дополнительно суду пояснила, поскольку заявление ФИО3 о предоставлении мер социальной поддержки было предоставлено не по форме и не приложен пакет документов, административному истцу дан ответ на обращение, рекомендовано выбрать меру социальной поддержки и обратиться в отдел образования и социальной защиты населения администрации БМР, чего административным истцом ФИО3 сделано не было. В случае предоставления надлежащих заявления и пакета документов заявление было бы рассмотрено по существу.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие административного истца, административного ответчика - временно исполняющего обязанности главы администрации Быстринского муниципального района ФИО5, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика – администрации БМР ФИО6, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ), которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьей 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Под обращениями граждан понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 9 и п. п. 1, 3 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
При этом на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо возложена обязанность обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 29 января 2020 г. в администрацию Быстринского муниципального района поступило письменное заявление ФИО3 об оказании материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией, адресованное врио главы администрации БМР ФИО5 В этот же день обращение зарегистрировано за № 312, что подтверждается проставленным на нем штампом входящей корреспонденции.
27 февраля 2020 г. (в срок, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ) администрацией Быстринского муниципального района по результатам рассмотрения обращения дан ответ за № 735/06 на обращение ФИО3, в котором заявителю разъяснено, что для предоставления мер социальной поддержки заявитель вправе обратиться в отдел образования и социальной защиты населения администрации Быстринского муниципального района по адресу: <...>, каб. № 11, контактный телефон <***>. К ответу приложена информация о мерах муниципальной социальной поддержки гражданам Быстринского муниципального района, которыми заявитель вправе воспользоваться. Данная информация содержит сведения о категориях граждан, имеющих право воспользоваться мерами социальной поддержки, в том числе, материальной помощью, размер выплачиваемой материальной помощи, перечень документов, необходимых для получения меры социальной поддержки. Дополнительно указано, что заявитель ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2
Таким образом, судом установлено, что обращение ФИО3 рассмотрено в установленный законом срок, по результатам рассмотрения 27 февраля 2020 г. дан ответ за № 735/06, получение которого административный истец не оспаривает, к административному исковому заявлению приобщена его копия.
Прокуратурой Быстринского района Камчатского края проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и об отказе в предоставлении материальной помощи, по результатам которой установлено, что письменный ответ заявителю по существу поставленного в обращении вопроса в установленный законом срок должностным лицом дан, решение об отказе в предоставлении заявителю мер социальной поддержки администрацией БМР не принималось, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Ссылаясь на нарушение порядка рассмотрения обращения от 29 января 2020 г. об оказании материальной помощи, выразившееся в том, что врио главы администрации БМР ФИО5 не обеспечил объективное, полное и всестороннее рассмотрение доводов обращения, не осуществил должный контроль за исполнением ответственными должностными лицами администрации БМР административного регламента по оказанию мер социальной поддержки, административный истец высказывает несогласие с содержанием ответа администрации БМР от 27 февраля 2020 г., полагая, что вопрос об оказании материальной помощи в связи со сложной жизненной ситуацией не рассмотрен, ответ в этой части не предоставлен до настоящего времени.
Оценивая представленный в материалы дела ответ, данный административным ответчиком, суд приходит к выводу о его обоснованности.
Как усматривается из ответа администрации Быстринского муниципального района от 27 февраля 2020 г. за № 735/06, заявителю разъяснено, что для предоставления мер социальной поддержки заявитель вправе обратиться в отдел образования и социальной защиты населения администрации БМР, указан адрес отдела, контактный телефон, к ответу приложена информация о мерах муниципальной социальной поддержки гражданам Быстринского муниципального района, которыми заявитель вправе воспользоваться, содержащая сведения о категориях граждан, имеющих право воспользоваться мерами социальной поддержки, в том числе, материальной помощью, размер выплачиваемой материальной помощи, перечень документов, необходимых для получения меры социальной поддержки.
Как следует из п. п. 2.1, 3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района», утвержденного постановлением администрации БМР от 08 ноября 2010 г. № 373, процедура предоставления муниципальной услуги по оказанию социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района осуществляется отделом образования и социальной защиты населения администрации Быстринского муниципального района.
Согласно Порядку реализации мер муниципальной социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Быстринского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Быстринского муниципального района от 14 ноября 2016 г. № 420 (далее – Порядок), заявления и документы на предоставление меры муниципальной социальной поддержки подаются на имя начальника отдела образования и социальной защиты населения администрации БМР, заявление о предоставлении денежной компенсационной выплаты отдельным категориям граждан регистрируется специалистом отдела в день его поступления (п. 1.4 Порядка); документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригинала (п. 1.5 Порядка); непредставление какого-либо из документов, указанных в настоящем Порядке, и необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении меры муниципальной социальной поддержки отдельным категориям граждан, является основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 1.7 Порядка).
Согласно п. 12 Порядка к заявлению на оказание материальной помощи малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность; копия поквартирной карточки (справка о составе семьи, домовая книга, решение суда об установлении места жительства, договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения); свидетельства о рождении детей; справки о доходах каждого члена семьи; трудовая книжка; справка МСЭ (для инвалидов); справки о неполучении социальных денежных выплат.
Аналогичный перечень документов указан в п. 10 информация о мерах муниципальной социальной поддержки гражданам Быстринского муниципального района, приложенной к ответу на обращение ФИО3
В соответствии с п. п. 2.13, 2.14 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района», утвержденным постановлением администрации БМР от 08 ноября 2010 г. № 373, для получения единовременной материальной помощи заявителями предоставляются: заявление на оказание единовременной материальной помощи; копия паспорта; справка о составе семьи; документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи. Если документы, указанные в Регламенте, не представлены, предоставлении муниципальной услуги отказывается.
Как усматривается из информации отдела образования и социальной защиты населения администрации БМР от 15 июня 2020 г. № 2154, начальником отдела ФИО7 разъяснялось ФИО3, что последняя вправе получить адресную социальную поддержку, предоставив в отдел заявление и необходимый пакет документов.
Судом установлено, что после получения указанных разъяснений, административный истец в отдел образования и социальной защиты населения администрации Быстринского муниципального района с документами, предоставление которых предусмотрено для получения меры социальной поддержки административным регламентом, утвержденным постановлением администрации БМР № 373 от 08 ноября 2010 г., не обратилась.
Таким образом, вопреки доводам административного истца нарушений прав ФИО3 административным ответчиком не допущено. Суд исходит из того, что ответ на обращение направлен ФИО3 временно исполняющим обязанности главы администрации БМР ФИО5 в пределах предоставленных ему полномочий и возложенных на него обязанностей, в установленный срок, заявление ФИО3 рассмотрено по существу, дана оценка указанным в нем обстоятельствам. Оснований считать, что заявителю не даны ответы на поставленные в обращении вопросы, не имеется.
В связи с этим, доводы административного истца о не рассмотрении обращения по существу поставленных вопросов, судом во внимание не принимаются.
При этом несогласие административного истца с содержанием ответа администрации Быстринского муниципального района и порядком рассмотрения заявления не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
Доводы административного истца о бездействии временно исполняющего обязанности главы администрации БМР ФИО5 по рассмотрению ее обращения не могут быть признаны обоснованными, поскольку, как установлено судом, права административного истца временно исполняющим обязанности главы администрации БМР ФИО5 и администрацией БМР нарушены не были, препятствия к осуществлению ее прав и свобод тем самым созданы не были, какая-либо обязанность на ФИО3 возложена не была. Право ФИО3 на обращение было реализовано, заявление было рассмотрено, дан мотивированный ответ в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный истец вправе обратиться в отдел образования и социальной защиты населения администрации БМР за предоставлением материальной помощи, предоставив документы, предусмотренные для получения меры социальной поддержки Порядком реализации мер муниципальной социальной поддержки и административным регламентом предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 8 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких оснований для признания бездействий должностного лица незаконными по настоящему делу не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к временно исполняющему обязанности главы администрации Быстринского муниципального района Камчатского края, администрации Быстринского муниципального района Камчатского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении порядка рассмотрения обращения от 29 января 2020 г. об оказании материальной помощи, в неосуществлении должного контроля за исполнением ответственными должностными лицами администрации Быстринского муниципального района Камчатского края предписаний административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оказание социальной поддержки единовременной материальной помощи малообеспеченным категориям граждан Быстринского района», обязании администрации Быстринского муниципального района Камчатского края рассмотреть обращение ФИО3 в установленном законом порядке и проинформировать ФИО3 о принятом решении - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Захарова
Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 02 июля 2020 г.
Судья: А.А. Захарова
Дело № 2а-130/2020 г.