ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/20 от 30.04.2020 Велижского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-130/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Велиж 30 апреля 2020 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего (судьи) Романова А.В.,

при секретаре: Козловской А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Пристанскому С.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пристанскому С.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 3000 рублей 00 копеек, по земельному налогу за 2016 год в размере 105 рублей 00 копеек, по налогу на имущество за 2016 год в размере 112 рублей 00 копеек, сославшись на то, что по данным органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, земельных участков и объектов недвижимости Пристанский С.Н. является собственником автомобилей, земельных участков и квартиры, являющихся объектами налогообложения. Налогоплательщику инспекцией были направлены налоговые уведомления: от 03.04.2015г. об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 3000 руб. 00 коп., земельного налога за 2014 год в размере 104 руб. 71 коп., налога на имущество за 2014 год в размере 84 руб. 35 коп., от 29.07.2016г. об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 3000 руб. 00 коп., земельного налога за 2015 год в размере 105 руб. 00 коп., налога на имущество за 2015 год в размере 97 руб. 00 коп., от 02.07.2017г. об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 3000 руб. 00 коп., земельного налога за 2016 год в размере 105 руб. 00 коп., налога на имущество за 2016 год в размере 112 руб. 00 коп.. Однако налогоплательщик уплату не произвел, в связи с чем ему были начислены пени по транспортному налогу за 2016 год - 10 руб. 72 коп., по земельному налогу за 2016 год – 0 руб. 38 коп., по налогу на имущество за 2016 год – 0 руб. 40 коп. и направлено требование от 15.12.2017г. об уплате налогов и пени за 2016 год.

Также административному ответчику были начислены пени за 2014 год по транспортному налогу в размере 621 руб. 81 коп., по земельному налогу – 26 руб. 83 коп., по налогу на имущество – 16 руб. 36 коп. за период с 14.06.2016г. по 14.07.2016г. за неуплату налогов и направлено требование от 15.07.2016г.; пени за 2015 год по транспортному налогу в размере 1027 руб. 69 коп., по земельному налогу – 53 руб. 99 коп., по налогу на имущество – 34 руб. 56 коп. за период с 30.10.2017г. по 15.11.2017г. Ответчик уплатил пени: по транспортному налогу за 2014 год в размере 327 руб. 87 коп., по налогу на имущество за 2014 год - 16 руб. 36 коп., по земельному налогу за 2014 год – 15 руб. 11 коп., по транспортному налогу за 2015 год – 465 руб. 16 коп., по налогу на имущество за 2015 год - 26 руб. 36 коп., по земельному налогу за 2015 год – 26 руб. 06 коп.. Оставшуюся сумму недоимки и пени в размере 4078 руб. 47 коп. не оплатил. Просит восстановить пропущенный срок для подачи административного иска и взыскать с Пристанского С.Н. недоимки по налогам за 2016 годы и пени за 2014-2016 года в размере 4078 руб. 47 коп..

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие, требования поддерживает в полном объеме, их явка в судебное заседание не является обязательной, что не препятствует рассмотрению дела (ч.2 ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ).

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, по месту его жительства, согласно сведении указанных в адресной справке о его месте жительства, судебное извещение направлено и вручено с соблюдением п.34-35 «Правил оказания услуг почтовой связи» (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. N 234), п.10 Приложения к Приказу ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2)".

В силу п.39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Злоупотребление правами лицами, участвующими в деле, не допускается. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, не представившего доказательств об уважительных причинах неявки, его участие в деле не является обязательным ( ст.98, ч.2 ст.150, ч.2 ст.289 КАС РФ).

Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется. При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол (п.65 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ).

Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1-3 ст.48 НК РФ – в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п.2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3).

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ).

Согласно п.3 ст.14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных.

В силу ст.15 НК РФ, земельный налог и налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст. 289 КАС РФ).

Транспортный налог

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

Согласно п.п.1 п.1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом) РФ.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ст.363 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363 НК РФ).

В соответствии со ст. 75 п. 3 НК РФ - пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).

Из письменных материалов дела усматривается, что в 2014-2016 годах административный ответчик являлся собственником:

- легкового автомобиля марки <данные изъяты>, регистрационный знак , мощность двигателя 70 л.с.,

- легкового автомобиля марки <данные изъяты> регистрационный знак , мощность двигателя 115 л.с..

В соответствии со ст. 6 Закона Смоленской области от 27.11.2002 г. № 87-з «О транспортном налоге», п. 1 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах на 2014-2016 годы:

- Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 10 руб..

- Автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. - 20 руб..

Как следует из материалов дела в соответствии со ст.ст.52, 363 НК РФ, истец направил Пристанскому С.Н. налоговые уведомления:

- от 03.04.2015г. об уплате транспортного налога за 2014 год в срок до 01.10.2015г. в размере 3000 руб. 00 коп.;

- от 29.07.2016г. об уплате транспортного налога за 2015 год в срок до 01.12.2016г. в размере 3000 руб. 00 коп.;

- от 02.07.2017г. об уплате транспортного налога за 2016 год в срок до 01.12.2017г. в размере 3000 руб. 00 коп..

Налоговые уведомления получены ответчиком, в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, однако Пристанский С.Н. налог не уплатил.

По истечении срока, установленного в уведомлениях об уплате налогов, в соответствии со ст.ст.45, 69-70 НК РФ истец направил в адрес Пристанского С.Н. требование № 7021 от 15.12.2017г. об уплате транспортного налога за 2016 год в срок до 23.01.2018г. в размере 3000 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу за 2016 год в срок до 23.01.2018г. в размере 10 руб. 72 коп.. Данное требование ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получено, однако платежи в бюджет к указанному сроку также не поступили.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ не придана обратная сила абз. 3 ч. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем порядок расчета налога, установленный данной правовой нормой, применяется только к правоотношениям, возникшим после вступление в действие указанного закона, после 01.01.2016г..

Указанный налоговым органом размер недоимки по транспортному налогу за 2016 год проверен судом и является достоверным, соответствующим установленным в 2016 году налоговым ставкам и налоговому периоду. Таким образом, задолженность по транспортному налогу за 2016 год составила 3000 рублей 00 копеек, которую ответчик обязан уплатить в доход бюджета Смоленской области.

В целях обеспечения исполнения обязанности ответчика по уплате транспортного налога в размере 3000 руб. за каждый день просрочки исполнения такой обязанности, с 02.12.2017г. по 14.12.2017г. налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня, размер которой составил 10 руб. 72 коп.. Судом был проверен расчет пени по имевшейся недоимке и указанная истцом пени не превышает ее размер, в связи с чем пени в размере 10 руб. 72 коп. по транспортному налогу подлежит взысканию с Пристанского С.Н..

Также налоговым органом в адрес Пристанского С.Н. были направлены требования:

- №6459 от 15.07.2016г. об уплате до 23.08.2016г. пени по транспортному налогу в размере 621 руб. 81 коп. (533,57+88.24), рассчитанной за период с 01.12.2015 по 14.07.2016г. в связи с неуплатой транспортного налога за 2012-2014 года, по состоянию на 05.11.2013, 05.11.2014, 01.10.2015г. (недоимки 1840, 1840 и 3000 руб. соответственно);

- №6244 от 16.11.2017г. об уплате до 26.12.2017г. пени по транспортному налогу в размере 1027 руб. 69 коп. (183,35+844,36), рассчитанной за период с 01.12.2015г. по 15.11.2017г. в связи с неуплатой транспортного налога за 2012-2015 года, по состоянию на 05.11.2013, 05.11.2014, 01.10.2015, 01.12.2016 (недоимки 1840, 1840, 3000, 3000 руб. соответственно). Недоимки 1840 руб. за 2012 год уплачена 04.08.2017, 1840 руб. за 2013 год уплачена 04.08.2017, 3000 руб. за 2014 год уплачена 04.08.2017.

Как указывает административный истец, Пристанский С.Н. уплатил добровольно только сумму пени по транспортному налогу – 793 руб. 03 коп. (327.87 + 465.16), остаток размера задолженности по пени за 2012-2015 года составляет 856 руб. 47 коп..

Данные требования ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получены, однако платежи в бюджет к указанному сроку в полном объеме не поступили.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П указано, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Как видно из расчета административного истца сумм пени включенных в требования от 15.07.2016г. в части размера пени на 146 руб. 97 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2013г., а также в части размера пени на 146 руб. 97 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2014г., от 16.11.2017г. в части размера пени на 146 руб. 97 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2013г., а также в части размера пени на 146 руб. 97 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2014г., что в силу положении указанного выше нормативного акта свидетельствует о том, что сумма пени за 2012-2013 года в размере 587 руб. 88 коп. является безнадежной к взысканию и не подлежит взысканию с Пристанского С.Н.

В силу п.5 ст.75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В части суммы пени на 268 руб. 59 коп. за 2014-2015 года (856,47-587,88), включённые в требования от 16.11.2017г, указано о её начислении по недоимке на 01.10.2015г., расчет проведен с 01.12.2015г. по 15.11.2017г., что с учетом с нарушения срока уплаты налога за 2014-2015 года, влечет взыскание указанной суммы пени с ответчика.

Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу и пени составила 3279 руб. 31 коп., которую административный ответчик обязан уплатить в доход бюджета Смоленской области.

Выше приведенные обстоятельства подтверждают обязанность ответчика нести налоговое бремя:

ответчик имеет в собственности транспортные средства в 2014-2016 годах, которые за ним зарегистрированы, а следовательно, в соответствии с налоговым законодательством он является налогоплательщиком транспортного налога;

данные о налогоплательщике, об объекте налогообложения, основаны на данных органов государственной регистрации;

транспортный налог рассчитан налоговым органом верно, исходя из налоговой базы, ставки налога;

ответчик не оспаривает надлежащее вручение ему налогового требования;

при этом соблюдены сроки о направлении требований об уплате налога.

Ответчиком же не представлено доказательств об уплате налога в срок либо наличия оснований для освобождения его от уплаты налога.

Земельный налог

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №54 от 23.07.2009г. «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок».

В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей предусмотренных настоящей статьей. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 394, ст. 397 НК РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).

Из письменных материалов дела видно, что Пристанский С.Н. является собственником земельных участков, расположенных по адресу:

- <адрес>, д. Чепли, кадастровый , общая площадь 3500 кв.м.,

- <адрес>, д. Чепли, кадастровый , общая площадь 3500 кв.м..

Данные земельные участки относятся к категориям земель указанных в п.п.1 п.1 и п.3 ст.394 НК РФ, что обусловило налоговую ставку 0.07%.

Ст.9 Решение Совета депутатов Погорельского сельского поселения Велижского района Смоленской области от 23.10.2006 N 23 "Положение о земельном налоге муниципального образования Погорельское сельское поселение":

- 0,07 процента от кадастровой стоимости участка- в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки; - 0,07 процента от кадастровой стоимости участка – в отношении земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства.

Как следует из материалов дела в соответствии со ст.ст.52, 397 НК РФ истец направил Пристанскому С.Н. налоговые уведомления:

- от 03.04.2015г. об уплате земельного налога за 2014 год, в отношении 2 земельных участков, в срок до 01.10.2015г. в размере 104 руб. 71 коп.,

- от 29.07.2016г. об уплате земельного налога за 2015 год, в отношении 2 земельных участков, в срок до 01.12.2016г. в размере 105 руб. 00 коп.,

- от 02.07.2017г. об уплате земельного налога за 2016 год, в отношении 2 земельных участков, в срок до 01.12.2017г. в размере 105 руб. 00 коп..

Налоговые уведомления вручены административному ответчику в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, однако Пристанский С.Н. налог не уплатил.

По истечении сроков, установленных в уведомлениях об уплате налога, в соответствии со ст.ст.45,69-70 НК РФ истец направил в адрес Пристанского С.Н. требование от 15.12.2017г. об уплате земельного налога за 2016 год в размере 105 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в размере 0 руб. 38 коп. в срок до 23.01.2018г.. Данное требование ответчик получил. Однако платежи в бюджет к указанному сроку также не поступили.

Указанный размер недоимки по земельному налогу за 2016 год проверен судом и является достоверным, соответствующим установленным в 2016 году налоговым ставкам и налоговому периоду. Таким образом, сумма задолженности по земельному налогу составила 105 руб. 00 коп..

В целях обеспечения исполнения обязанности ответчика по уплате земельного налога в размере 105 руб. 00 коп., за каждый день просрочки исполнения такой обязанности с 02.12.2017г. по 14.12.2017г., налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня, размер которой составил 0 руб. 38 коп.. Судом был проверен расчет пени по имевшейся недоимке и указанная истцом пеня не превышает ее размер, в связи с чем подлежит взысканию с Пристанского С.Н..

Также налоговым органом в адрес Пристанского С.Н. были направлены требования:

- от 15.07.2016г. об уплате до 23.08.2016г. пени по земельному налогу в размере 26 руб. 82 коп. (22,99+3,83), рассчитанной за период с 01.12.2015 по 14.07.2016г. в связи с неуплатой земельного налога за 2012-2014 года, по состоянию на 01.11.2013, 05.11.2014, 01.10.2015г. (недоимки 91,70 руб., 74,79 руб., 104 руб. 71 коп., 16 руб. 91 коп. соответственно);

- от 16.11.2017г. об уплате до 26.12.2017г. пени по земельному налогу в размере 53 руб. 96 коп., рассчитанной за период с 01.12.2015г. по 15.11.2017г. в связи с неуплатой земельного налога за 2012-2015 года, по состоянию на 01.11.2013, 05.11.2014, 01.10.2015, 01.12.2016 (недоимки 91,70 руб., 74,79 руб., 104 руб. 71 коп., 16 руб. 91 коп, 105 руб. соответственно). Как указывает административный истец, Пристанский С.Н. уплатил добровольно только сумму пени по земельному налогу – 41 руб. 17 коп. (15.11 + 26.06), остаток размера задолженности по пени за 2012-2015 года составляет 39 руб. 61 коп..

Данные требования ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получены, однако платежи в бюджет к указанному сроку в полном объеме не поступили.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П указано, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Как видно из расчета административного истца сумм пени включенных в требования от 15.07.2016г. в части размера пени на 7 руб. 32 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2013г., а также в части размера пени на 5 руб. 97 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2014г., от 16.11.2017г. в части размера пени на 14 руб. 35 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2013г., а также в части размера пени на 11 руб. 71 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2014г., что в силу положении указанного выше нормативного акта свидетельствует о том, что сумма пени за 2012-2014 года в размере 39 руб. 35 коп. является безнадежной к взысканию и не подлежит взысканию с Пристанского С.Н.

В силу п.5 ст.75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В части суммы пени на 0 руб. 26 коп. за 2014-2015 года (39.61-39.35), включённые в требования от 16.11.2017г, указано о её начислении по недоимке на 01.10.2015г., расчет проведен с 01.12.2015г. по 15.11.2017г., что с учетом с нарушения срока уплаты налога за 2014-2015 года, влечет взыскание указанной суммы пени с ответчика.

Таким образом, общая сумма задолженности по земельному налогу и пени составила 105 руб. 64 коп., которую административный ответчик обязан уплатить в доход бюджета.

Выше приведенные обстоятельства подтверждают обоснованность ответчика нести налоговое бремя:

ответчик имеет в собственности земельные участки, а следовательно, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ, главой 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2005 года, является налогоплательщиком земельного налога;

данные о налогоплательщике, об объекте налогообложения, основаны на данных органов государственной регистрации;

налог на землю рассчитан исходя из кадастровой стоимости земли, ставки налога (0,07%);

имеются данные о надлежащем вручении ответчику налогового уведомления;

при этом соблюдены сроки о направлении требований об уплате налога.

Ответчиком, не представлено доказательств об уплате налога в установленный законом срок, либо наличия оснований для освобождения его от уплаты налога.

Налог на имущество физических лиц

Согласно ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2 ст.402 НК РФ).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) (п.4 ст.406 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.409 НК РФ).

Из письменных материалов дела видно, что Пристанский С.Н. в 2014-2016 годах является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Как следует из материалов дела в соответствии со ст.ст.52 НК РФ истец направил Пристанскому С.Н. налоговые уведомления:

- от 03.04.2015г. об уплате налога на имущество за 2014 год в срок до 01.10.2015г. в размере 84 руб. 35 коп.,

- от 29.07.2016г. об уплате налога на имущество за 2015 год в срок до 01.12.2016г. в размере 97 руб. 00 коп.,

- от 02.07.2017г. об уплате налога на имущество за 2016 год в срок до 01.12.2017г. в размере 112 руб. 00 коп..

Налоговые уведомления получены ответчиком, в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ, однако ответчик налог не уплатил.

По истечении сроков, установленных в уведомлениях об уплате налога, в соответствии со ст.ст.45,69-70 НК РФ истец направил в адрес ответчика требование от 15.12.2017г. об уплате налога на имущество за 2016 год в размере 112 руб. 00 коп. в срок до 23.01.2018г., пени по налогу на имущество за 2016 год в размере 0 руб. 40 коп. в срок до 23.01.2018г. Данное требование ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получено. Однако платежи в бюджет к указанному сроку также не поступили.

Указанный размер недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год проверен судом и является достоверным, соответствующим установленным в 2016 году налоговым ставкам и налоговому периоду. Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 112 руб. 00 коп..

В целях обеспечения исполнения обязанности ответчика по уплате налога на имущество в размере 112 руб. за каждый день просрочки исполнения такой обязанности налоговым органом с 02.12.2017г. по 14.12.2017г. в соответствии со ст.75 НК РФ была начислена пеня, размер которой составил 0 руб. 40 коп.. Судом был проверен расчет пени по имевшейся недоимке и указанная истцом пени не превышает ее размер, в связи с чем пеня подлежит взысканию с ответчика.

Также налоговым органом в адрес Пристанского С.Н. были направлены требования:

- от 15.07.2016г. об уплате до 23.08.2016г. пени по налогу на имущество в размере 16 руб. 36 коп. (13.48+2.88), рассчитанной за период с 01.12.2015 по 14.07.2016г. в связи с неуплатой налога на имущество за 2013-2014 года, по состоянию на 05.11.2014, 01.10.2015г. (недоимки 84,35 руб., 84,35 соответственно);

- от 16.11.2017г. об уплате до 26.12.2017г. пени по налогу на имущество в размере 35 руб. 54 коп., рассчитанной за период с 01.12.2015г. по 15.11.2017г. в связи с неуплатой налога на имущество за 2013-2015 года, по состоянию на 05.11.2014, 01.10.2015, 01.12.2016 (недоимки 84,35 руб., 84,35 руб., 97 руб. соответственно). Как указывает административный истец, Пристанский С.Н. уплатил добровольно только сумму пени по налогу на имущество – 42 руб. 72 коп. (16,36 + 26.36), остаток размера задолженности по пени за 2013-2015 года составляет 9 руб. 18 коп..

Данные требования ответчиком в силу п.6 ст.69 НК РФ получены, однако платежи в бюджет к указанному сроку в полном объеме не поступили.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П указано, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Как видно из расчета административного истца сумм пени включенных в требовани3 от 16.11.2017г. в части размера пени на 13 руб. 19 коп. исходя из суммы недоимки по состоянию на 05.11.2014г., что в силу положении указанного выше нормативного акта свидетельствует о том, что сумма пени за 2014 год в размере 13 руб. 19 коп. является безнадежной к взысканию и не подлежит взысканию с Пристанского С.Н.

В силу п.5 ст.75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. В связи с признанием суммы пени за 2013 год в размере 13,19 руб. безнадежной, учитывая оплату ответчиком суммы пени в размере 42 руб. 72 коп., то основании для взыскания пени по имуществу за 2014-2015 года отсутствует.

Таким образом, общая сумма задолженности по налогу на имущество и пени составила 112 руб. 40 коп., которую административный ответчик обязан уплатить в доход бюджета.

Выше приведенные обстоятельства подтверждают обоснованность ответчика нести налоговое бремя:

ответчик имеет на праве собственности недвижимое имущество в виде квартиры, следовательно, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц;

данные о налогоплательщике, об объекте налогообложения основаны на данных органов государственной регистрации;

налог на имущество рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости, ставки налога (0,10%);

надлежащее вручение ответчику налогового уведомления не оспаривается;

при этом соблюдены сроки о направлении требований об уплате налога.

Ответчиком же не представлено доказательств об уплате налога в установленный законом срок, либо наличия оснований для освобождения его от уплаты налога. Доказательств того, что указанные в иске автомобили, земельные участки и квартира согласно п.2 ст.358 НК РФ не являются объектами налогообложения, в адрес суда ответчик не предоставил.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (п.60).

Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения о возврате заявления о вынесении судебного приказа, к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Как было установлено, срок исполнения требования об уплате недоимки по налогам и пени за 2016 год истек 23.01.2018г..

Шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам и пени истек 23.07.2018г..

Административный истец подал настоящий административный иск 04.02.2020г., в адрес административного ответчика исковое заявление было направлено 15.01.2020г.

Административным истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском, который истек в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ.

Таким образом, административный истец в период с 23.01.2018г. по 23.07.2018г., в 6-ти месячный срок со дня истечения срока исполнения требований об уплате недоимки превышающей 3000 рублей, в нарушение п.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ, не обратился в суд по вопросу о взыскании с ответчика задолженности, указанные административным истцом в ходатайстве причины по несвоевременному обращению в суд о взыскании с административного ответчика, суд не считает уважительными, доказательств принятия налоговым органом с 23.01.2018г. до 4 февраля 2020 года мер к принудительному взысканию налоговой задолженности не представлено, в связи с чем, в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, следует отказать.

В связи с отказом в восстановлении налоговому органа пропущенного без уважительных причин срока обращения в суд, то административный иск о взыскании с Пристанского С.Н. задолженности по транспортному, земельному и налогу на имущество за 2016 год, пени, не подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу ч.1-2 ст.114 КАС РФ, судебные расходы по государственной пошлине, от уплаты которых был освобожден административный истец, не подлежат взысканию и с административного ответчика в доход государства, в связи с отказом в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290, гл.32 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с административным иском Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Пристанскому С.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Пристанскому С.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени за 2016 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу в окончательной форме принято 15 мая 2020 года.

Председательствующий: подпись А.В. Романов