ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/2018 от 19.02.2018 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а – 130/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018года гор. Цивильск

Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ишмуратовой Л.Ф., при секретаре Герасимовой А.В., с участием представителя административного ответчика старшего помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Максимова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики к прокуратуре Цивильского района Чувашской Республике о признании незаконным и необоснованным представления прокурора Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Цивильского района Чувашской Республике о признании незаконным и необоснованным представления прокурора Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверкой исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении работ по благоустройству дворовой территории по <адрес> в деятельности ООО «СК «<данные изъяты>» выявлены нарушения, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению на месте проведения работ мероприятий по технике безопасности, а именно отсутствие периметрального ограждения в виде забора либо ленты – ограждения, что привело к инциденту с малолетним ребенком, застрявшим ДД.ММ.ГГГГ в грязевых массах. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Цивильского района Чувашской Республики в адрес и.о. главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ за об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому административный истец в нарушение п.3.2.1. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по <адрес> в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды» не требовал от ООО «СК «<данные изъяты>» надлежащего исполнения обязательств по контракту. Согласно выводам, содержащимся в мотивировочной части представления прокурора, выявленные нарушения стали возможны ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны администрации Цивильского городского поселения за исполнением ООО «СК «<данные изъяты>» условий контракта, в связи с чем прокурор Цивильского района в резолютивной части представления требует рассмотреть представление с участием представителей прокуратуры Цивильского района, принять меры для устранения нарушений законодательства, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а также сообщить в прокуратуру о месте и времени рассмотрения представления. Считает, что представление прокурора является незаконным, необоснованным и немотивированным по следующим основаниям. Административный истец в соответствии с условиями контракта вправе требовать от подрядчика надлежащего выполнения работ по благоустройству дворовой территории по <адрес>, а не соблюдения подрядчиком техники безопасности при выполнении работ, поскольку в силу п.4.1.1. контракта обязанность по обеспечению соблюдения на месте выполнения работ всех необходимых мер по технике безопасности была возложена на подрядчика. Ссылка прокурора на положения п.4.1.1. контракта является необосованной, поскольку на момент происшествия с малолетним ребенком работы по благоустройству дворовой территории были не окончены и их результаты, согласно п.6.8. контракта, приемной комиссией администрациии Цивильского городского поселения не приняты. Кроме того, в представлении прокурора не указано, какие нормы закона были нарушены административным истцом, а содержаться лишь указания на нарушения положений контракта. Незаконной и необоснованной является ссылка в мотивировочной части представления прокурора и на положения ч.1 ст.101 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающие, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ, поскольку данные требования закона предусматривают осуществление контроля со стороны заказчика за исполнением подрядчиком обязательств. Действующим законодательством, а также заключенным администрацией Цивильского городского поселения с подрядчиком договора строительного подряда на заказчика не возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением подрядчиком при осуществлении строительства и связанных с ним работ требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Признание административным истцом внесенного прокурором представления законным, обоснованным и мотивированным обязывает принять меры для устранения нарушений законодательства, что невозможно без вмешательства в оперативно – хозяйственную деятельность подрядчика, что недопустимо действующим гражданским законодательством. Кроме того, удовлетворение административным истцом представление прокурора является основанием для возможности предъявления к административному истцу требований со стороны родителей малолетнего ребенка о возмещении причиненного бездействием органов местного самоуправления ущерба и компенсации морального вреда. В пункте 2 резолютивной части представления прокурора содержится требование к административному истцу о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Между тем, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора императивное требование о решении вопроса по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, противоречит п.4 ст.10 и п.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и ч.1 ст.192 Трудового кодекса РФ. Следовательно, требование, содержащееся в п.2 представления прокурора является незаконным, необоснованным и немотивированным.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, о причинах неявки представителя суд не известил.

Представитель административного ответчика старший помощник прокурора Цивильского района Чувашской Республики Максимов Е.Ю. в удовлетворении административного искового заявления просил отказать по мотивам законности и обоснованности оспариваемого представления прокурора.

Неявка надлежащим образом извещенного административного истца, не сообщившего о причинах неявки своего представителя, не является препятствием для рассмотрения административного дела по существу.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Максимова Е.Ю., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (абзац 2 части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.

Закон о прокуратуре представляет прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, право вносить представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22).

Анализ исследуемых норм права свидетельствует о том, что основанием для проверки исполнения законов может быть информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

Из рапорта помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Максимова Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ адресованного на имя прокурора Цивильского района Чувашской Республики следует, что в ходе мониторинга средств массовой информации на сайте интернет – газеты «<данные изъяты>» обнаружен сюжет под названием «<данные изъяты>», размещенный ДД.ММ.ГГГГ. Просмотром сюжета установлено, что при проведении работ по благоустройству придомовых территорий в рамках программы «Формирование современной городской среды» в гор.Цивильск Чувашской Республики имел место факт спасения мальчика, застрявшего на детской игровой площадке оборудованной в рамках упомянутой программы. В этой связи помощником прокурора Максимовым Е.Ю. выработано предложение провести проверку исполнения требований федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Цивильского района Чувашской Республики принято решение о проведении проверки соблюдения законодательства ООО «СК «<данные изъяты>» при выполнении работ по благоустройству дворовой территории по <адрес>, бульвар Парковый, <адрес> Республики в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды».

Прокурорской проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики (заказчик) и ООО «СК «<данные изъяты>» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по <адрес> в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды». По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы в течение 30 календарных дней с момента его заключения, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предусмотренные контрактом работы подрядчиком в полном объеме не выполнены, а именно не завершены работы по озеленению и газонному покрытию вышеназванной дворовой территории.

Несмотря на то, что работы по контракту на момент проверки не завершены, подрядчиком меры по обеспечению на месте проведения работ мероприятий по технике безопасности не приняты – отсутствует периметральное ограждение в виде забора либо ленты - ограждения. В результате бездействия подрядчика на месте выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ произошел инцидент с малолетним ребенком, застрявшим в грязевых массах.

В связи с отсутствием надлежащего контроля со стороны заказчика за исполнением подрядчиком условий контракта, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в адрес и.о. главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики (заказчик) и ООО «СК «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт , по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по <адрес> в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды» в соответствии с Техническим заданием.

Цена контракта составляет <данные изъяты> (п.2.1. контракта).

Срок выполнения работ – в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта (пункт 5.1. контракта).

В соответствии с п.п.4.1.1. – 4.1.4. контракта, подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы и предоставить заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта; обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования (при наличии), установленным действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивать возможность осуществления заказчиком контроля и надзора за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования; обеспечивать соблюдения на месте выполнения работ всех необходимых мер пожарной безопасности, техники безопасности, охраны окружающей среды.

Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения обязательств по контракту (п.п.3.2.1. контракта).

Техническим заданием предусмотрено выполнение работ по озеленению и газонному покрытию дворовой территории.

Из акта прокурорской проверки составленной с участием и.о. главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Скворцова Д.О. следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работы по озеленению и газонному покрытию упомянутой дворовой территории подрядчиком не завершены. Земельный грунт, расположенный на указанной территории, представляет из себя грязевые массы неустойчивой формы, склонные к деформации в случае механического воздействия. При этом территория по периметру забором не огорожена, ленты - ограждения также отсутствуют. На обследуемой территории обнаружена пара мужских сапог 37 размера.

Изложенное свидетельствует о том, что работы по контракту подрядчиком к установленном сроку не исполнены, территория двора не благоустроена, а напротив, представляет угрозу для безопасности детей, гуляющих во дворе.

Так, при просмотре в судебном заседании видеоролика, размещенного ДД.ММ.ГГГГ в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте интернет – газеты «Cheb.media», видно, что на детской площадке дворовой территории по <адрес> в грязи застрял ребенок, который смог выбраться из детской площадки только с помощью взрослых.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ), законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Закона № 44-ФЗ).

В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Вместе с тем, несмотря на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работы по муниципальному контракту подрядчиком не были завершены, администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики не были реализованы права заказчика, предусмотренные статьей 715 ГК РФ.

Изложенное свидетельствует об отсутствии контроля со стороны заказчика за исполнением подрядчиком условий муниципального контракта.

В соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения относится к вопросам местного значения.

Полномочия в сфере благоустройства – это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в данной сфере. Реализация указанных полномочий направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной.

Застревание малолетнего ребенка в грязи на территории детской площадки, в отсутствие соответствующих ограждений, свидетельствует о недостаточном обеспечении органом местного самоуправления благоустройства дворовой территории по <адрес> и непринятии мер по обеспечению безопасности в зоне проводимых работ по благоустройству.

Таким образом, представление прокурора не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку внесено по результатам проведенной проверки, в рамках предоставленных прокурору полномочий и основано на положениях действующего законодательства.

Доводы административного истца об отсутствии в действиях администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики нарушений, указанных в представлении, что влечет незаконность представления основаны на ошибочном толковании норм права.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 84-О от 24 февраля 2005 года, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель указать определенным органам, организациям и должностным лицам на необходимость устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

В ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Поэтому определение лиц, допустивших нарушение требований трудового законодательства Российской Федерации, относится к компетенции и.о. главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики. При этом в представлении не содержится императивного требования о необходимости привлечения конкретных лиц к дисциплинарной ответственности, а указывается лишь на возможность реализации представителем работодателя – и.о. главы администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики дискреционного права на привлечение виновных в нарушение закона работников к соответствующему виду юридической ответственности.

С учетом изложенного, необоснованного вмешательства прокурора в право работодателя на применение к работнику мер дисциплинарной ответственности не было допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики к прокуратуре Цивильского района Чувашской Республике о признании незаконным и необоснованным представления прокурора Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона, полностью отказать.

Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова

Решение изготовлено в окончательной форме 22 февраля 2018 года.

Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова