ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/2022 от 03.03.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№2а-130/2022

УИД 04RS0007-01-2020-006417-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Грудининой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Федеральному агентству водных ресурсов о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга путем укрепления береговой линии,

установил:

Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Иволгинского района Республики Бурятия сослался на то, что актом проверки от 12 августа 2020 г., проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, территориального отдела водных ресурсов по Республике Бурятия Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, представителями муниципальных образований «Иволгинский район», СП «Сотниковское», представителями ГО и ЧС МО «Иволгинский район», установлено, что в с. Сотниково между территориями ДНТ «Респект» и местностью «Пески» в результате размыва водами реки Селенги происходит интенсивное обрушение береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров. Дальнейшее обрушение береговой линии не зависит от уровня реки Селенги и с течением времени приведет к созданию чрезвычайной ситуации. При непосредственном нахождении на краю берега существует реальная угроза падения граждан в воду, так как край берега выступает над водой в среднем на полтора метра, а земля под ним размыта водами реки Селенги. По информации Министерства природных ресурсов Республики Бурятия для защиты с. Сотниково от затопления и обрушения берега требуется строительство сооружений инженерной защиты. При этом проверкой установлено, что в настоящее время строительство защитных сооружений на территории Иволгинского района РБ не планируется, в состав сооружений, проектируемых в рамках объекта «Защита г. Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда Республики Бурятия» вышеуказанные участки береговой линии в с. Сотниково не входят. Непринятие своевременных мер по укреплению береговой линии на реке Селенге в районе с. Сотниково создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Иволгинского района РБ, рост социальной напряженности, влечет значительного ущерба окружающей среде, и как следствие ведет к возникновению чрезвычайной ситуации на территории МО «Иволгинский район». Река Селенга в границах Российской Федерации расположена в пределах одного субъекта – Республики Бурятия, поэтому полномочия по предотвращению негативного воздействия вод передаются органам власти субъекта. В Республике Бурятия осуществление переданных государственных полномочий возложено на Министерство природных ресурсов Республике Бурятия, которое должно осуществить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга на территории с. Сотниково Иволгинского района РБ. Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в части неисполнения государственных полномочий по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга на территории с. Сотниково Иволгинского района Республики Бурятия, возложить на ответчика обязанность в срок до 01июня 2021 г. осуществить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга путем укрепления береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров.

Определением суда от 02 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов, определением от 21 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Территориальный отдел водных ресурсов (ТОВР) по Республике Бурятия Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, определением от 21 января 2021 г. Федеральное агентство водных ресурсов привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Решением суда от 25 февраля 2021 г. иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворен (с учетом принятого заявления об изменении предмета иска), признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Республики Бурятия и Федерального агентства водных ресурсов в части непринятия мер по включению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга путем укрепления береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субсидий из федерального бюджета, а также в части непринятия мер по укреплению береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров, на Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов возложена обязанность в срок до 01 декабря 2021 г. при разработке и согласовании целевых прогнозных показателей и мероприятий по осуществлению полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год включить мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга путем укрепления береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров, в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств субсидий из федерального бюджета, также на Федеральное агентство водных ресурсов возложена обязанность организовать финансовое обеспечение мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод реки Селенга путем укрепления береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 августа 2021 г. прекращено производство по исковым требованиям прокурора Иволгинского района РБ, заявленным к Территориальному отделу водных ресурсов по РБ Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 10 ноября 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 февраля 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела прокурор, изменив предмет иска, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия и Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации в части непринятия мер по предотвращению разрушения берега реки Селенга на береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 м, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия и Федеральное агентство водных ресурсов Российской Федерации принять меры по предотвращению разрушения берега реки Селенга на береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 м.

В судебном заседании помощник прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Макшанцев Д.А. исковые требования поддержал в объеме, изложенном в заявлении об изменении предмета иска. При этом суду пояснил, что само по себе разрушение берега р. Селенга в указанном месте свидетельствует о бездействии ответчиков и о невыполнении ими возложенных на них в силу закона полномочий. В данном случае прокурор не может конкретизировать меры, которые должны быть приняты ответчиками с целью предотвращения разрушения берега, эти меры ответчики должны выбрать самостоятельно из мероприятий, перечисленных в ч. 2 ст. 67 Водного кодекса РФ. Доводы ответчиков о неэффективном использовании бюджетных средств, об экономической нецелесообразности проведения текущих мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод безосновательны, так как в любом случае проведение таких мероприятий способно нивелировать существующую угрозу. Полагает, что решение суда должно быть исполнено в течение года с момента его вступления в законную силу.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия ФИО1 против удовлетворения иска прокурора возражала, сославшись на то, что река Селенга является федеральной собственностью, какие-либо полномочия в отношении данного трансграничного водного объекта Министерству не передавались, и на него не могут быть возложены обязанности, на которые указывает прокурор.

Представитель ответчика Федерального агентства водных ресурсов ФИО2 против удовлетворения иска прокурора возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях. Также суду пояснил, что выполнение текущих мероприятий некапитального характера не решит проблемы обрушения берега р. Селенги в районе с. Сотниково, поскольку в данном случае необходимо строительство сооружений инженерной защиты, в связи с чем возложение на ответчика обязанности выполнить мероприятия, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, повлечет лишь неэффективное расходование бюджетных средств. В настоящее время республиканским бюджетом на 2022 г. предусмотрено выделение средств на проектно-изыскательские работы по инженерной защите с. Сотниково от затопления, подтопления, разрушения берегов р. Селенга, по завершении которых на указанные мероприятия по инженерной защите может быть предоставлена субсидия (софинансирование) из федерального бюджета при условии наличия утвержденной государственной программы, соответствующей установленным законом требованиям.

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия ФИО3 просила удовлетворить исковые требования прокурора, заявленные к Федеральному агентству водных ресурсов. При этом суду пояснила, что в настоящее время республиканским бюджетом на 2022 г. предусмотрено выделение средств на проектно-изыскательские работы по инженерной защите с. Сотниково от затопления, подтопления, разрушения берегов р. Селенга.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Согласно п. 4, п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В соответствии с пунктом 17 статьи 26 ВК РФ, органы государственной власти Российской Федерации осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации их последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.

В силу п. 5.1.3 Положения о Росводресурсах Росводресурсы организуют осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:

1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;

2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;

3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;

4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов (ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ).

Как следует из акта проверки от 12 августа 2020 г., проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, территориального отдела водных ресурсов по Республике Бурятия Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, представителями муниципальных образований «Иволгинский район», СП «Сотниковское», представителями ГО и ЧС МО «Иволгинский район», в с. Сотниково между территориями ДНТ «Респект» и местностью «Пески» в результате размыва водами реки Селенги происходит интенсивное обрушение береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров. Дальнейшее обрушение береговой линии не зависит от уровня реки Селенги и с течением времени приведет к созданию чрезвычайной ситуации. При непосредственном нахождении на краю берега существует реальная угроза падения граждан в воду, так как край берега выступает над водой в среднем на полтора метра, а земля под ним размыта водами реки Селенги.

При этом в нарушение вышеуказанных требований законодательства при существующем разрушении береговой линии реки Селенги Федеральным агентством водных ресурсов не приняты меры по предотвращению разрушения берега реки Селенга на береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 метров, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, невыполнении им возложенных на него в силу приведенных норм закона полномочий и является основанием к удовлетворению исковых требований прокурора, заявленных к данному ответчику. Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что в настоящее время республиканским бюджетом на 2022 г. предусмотрено выделение средств на проектно-изыскательские работы по инженерной защите с. Сотниково от затопления, подтопления, разрушения берегов р. Селенга, по завершении которых на указанные мероприятия по инженерной защите может быть предоставлена субсидия (софинансирование) из федерального бюджета при условии наличия утвержденной государственной программы, соответствующей установленным законом требованиям, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных к Федеральному агентству водных ресурсов, поскольку обязанность по выполнению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, перечисленных в ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ, возложена на указанного ответчика в силу пункта 17 статьи 26 ВК РФ, п. 5.1.3 Положения о Росводресурсах, и указанные мероприятия должны осуществляться им вне зависимости от возможности выполнения мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты, осуществляемых в соответствии с ч. 3 ст. 67.1 ВК РФ в ином порядке.

Оснований же к удовлетворению исковых требований, заявленных прокурором к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, суд не находит, так как в соответствии с п.п. 2 п. 3.3.10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09 марта 2007 г. №65) на Министерство возложена обязанность по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в республиканской и федеральной собственности, полностью расположенных на территории Республики Бурятия, к числу которых река Селенга не относится.

В силу изложенного, судом принимается решение об удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных к Федеральному агентству водных ресурсов, и об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального агентства водных ресурсов в части непринятия мер по предотвращению разрушения берега реки Селенга на береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 м.

Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течение года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по предотвращению разрушения берега реки Селенга на береговой линии, проходящей от ул. Нарынская до ул. Нефритовая с. Сотниково протяженностью 1220 м.

Исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, заявленные к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 14 марта 2022 г.

Судья: З.В.Гурман