К делу № 2а-2152/2021 (2а-130/22) 23RS0013-01-2022-003973-91
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 26 января 2022 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Надоличного В.В.,
при секретаре судебного заседания Тишкевич Е.Я.,
с участием административного истца - Филипповой С.Б.,
представителя административного ответчика – Войленко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Филипповой С.Б. об оспаривании действий Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, связанному с отказом во внесении исправления в реестровую запись,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику и просит признать незаконными действия (бездействия) Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выразившиеся в отказе исключения (погашения) сведений об осуществлении государственной регистрации сделки; обязать Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исключить (погасить) в Едином государственном реестре недвижимости сведения об осуществлении государственной регистрации прав.
В обосновании требований административный истец указал, что 06 ноября 2020 года между Ф.Л.И. (продавец) и Филипповой С.Б. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которого продавец передал, а покупатель принял в собственность квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью: 32,3 кв.м., назначение жилое. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произведена регистрация права собственности Филипповой С.Б. на квартиру с кадастровым номером №, о чем сделана запись регистрации от 18.11.2020г. за №. 06 ноября 2020 года между Ф.Л.И. (продавец) и Филипповой С.Б. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которого продавец передал, а покупатель принял в собственность жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью: 41,7 кв.м., количество этажей — 1, в том числе подземных 0, а также земельный участок с кадастровый номер №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 734 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произведена регистрация права собственности Филипповой С.Б. на жилой дом с кадастровым номером №, о чем сделана запись регистрации от 22.11.2020г. за №. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произведена регистрация права собственности Филипповой С.Б. на земельный участок с кадастровым номером № о чем сделана запись регистрации от 22.11.2020г. за №. В выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости п. 6 (сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа) содержится запись: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: Ф.Л.И., необходимое в силу части — пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЭ Семейного Кодекса РФ». Данные записи в выписках ЕГРН не соответствуют действительности. Ф.Л.И. состояла в браке с Ф.В.В. до 08 июня 2009 года. Ф.В.В. умер 08.06.2009 года (свидетельство о смерти от 19.06.2009 №, выдано отделом ЗАГС Гулькевичского района управления ЗАГС Краснодарского края). Ф.Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от 02.02.2021г. №, выдано отделом ЗАГС Гулькевичского района управления ЗАГС Краснодарского края). Таким образом, согласие супруга при продаже в ноябре 2020 года указанных выше объектов недвижимости не требовалось. 12 октября 2021 года Филиппова С.Б. подала в Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю заявление об исключении (погашении) сведения об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: Ф.Л.И., необходимое в силу части — пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-Ф3 Семейного Кодекса РФ» в отношении указанного недвижимого имущества. 27 октября 2021 года за № Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказал Филипповой С.Б. в исключении (погашении) указанной записи в ЕГРН, сославшись на пункт 4 части 3 статьи 9, части 5 статьи 38 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также указал об оспоримости указанных договоров купли-продажи недвижимости. Административный истец считает данный отказ от 27 октября 2021 года за № Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю незаконным по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. В силу пункта 4 части 3 статьи 9, части 5 статьи 38 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» запись о том, что сделка совершена без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, вносится в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если именно на государственную регистрацию не представлено такое согласие. Такая сделка имеет порок, так как в соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ является оспоримой. Согласно ч. 2, 3 ст. 35 Семейного кодекса при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки. При совершении указанных сделок купли-продажи, стороны в сделке действовали добросовестно, так как на момент совершения сделок 06.11.2020 супруг Ф.Л.И. умер 08.06.2009, и соответственно согласие супруга на совершение сделок купли-продажи не требовалось, и соответственно отсутствуют признаки оспоримости договоров купли-продажи недвижимого имущества от 06.11.2020. В соответствии с п. 3 ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. В нарушении п. 3 ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, административный ответчик отказался исключить (погасить) отметку в ЕГРН об оспоримости сделок. Данная отметка в ЕГРН - нежелательное явление для административного истца, так как впоследствии будет осложнена продажа недвижимости, если возникнет такая необходимость. На основании изложенного просит удовлетворить заявленные требования.
Административный истец Филиппова С.Б., в судебном заседании поддержала заявленные требования административного иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Войленко В.Н., в судебном заседании возражал против требований административного истца. В представленных возражениях указал, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации регламентирован порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц. Заявителем по данной категории дел может выступать заинтересованное лицо, права, свободы и законные интересы которого затрагиваются неправомерными действиями органа государственной власти, должностных лиц, либо то лицо, на которое была незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4 КАС РФ). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия). Как следует из административного искового заявления административный истец просит признать незаконными действия (бездействия) Отдела выразившиеся в отказе исключения (погашения) сведений об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: супруга Ф.Л.И., необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЭ «Семейный кодекс РФ». При этом к перечню прилагаемых к административному исковому заявлению документов приложен ответ Отдела от 27.10.2021 № на обращение Филипповой С.Б. разъясняющий, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено "исключение" из Единого государственного реестра недвижимости информации о том, что государственная регистрация прав была осуществлена без необходимого в силу закона согласия третьего лица. В связи с тем, что указанные сведения были внесены в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 9, части 5 статьи 38 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», данная отметка в ЕГРН не является реестровой ошибкой. Действующим законодательством для совершения органом регистрации прав каких-либо учетно-регистрационных действий предусмотрен исключительно заявительный порядок. Вносить в ЕГРН регистрационные записи без соответствующего заявления, а также вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН орган регистрации вправе только в случаях, установленных Законом. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке. Согласно сведений Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) заявление и документы, подтверждающие наличие реестровой ошибки от Филипповой С.Б. в порядке установленным Законом в орган регистрации прав не поступали. Таким образом, решение об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий по исключения (погашения) сведений об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: супруга Ф.Л.И., необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-Ф3 «Семейный кодекс РФ» в отношении Филипповой С.Б. Отделом не принималось, а ей был подготовлен ответ на ее обращение в соответствии с Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок рассмотрения административных исков об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями определен положениями главы 22 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
Как установлено в судебном заседании в Едином государственном реестре недвижимости состоят на учете жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью: 41,7 кв.м., количество этажей — 1, в том числе подземных 0, а также земельный участок с кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 734 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, что подтверждается представленными в суд выписками из ЕГРН.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в п. 6 (сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа) имеется запись: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: Ф.Л.И., необходимое в силу части — пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЭ Семейного Кодекса РФ».
Как видно из вышеуказанных выписок собственником указанных объектов недвижимости является истец – Филиппова С.Б.
Согласно п. 3.1 основанием для внесения записи в ЕГРН явился договор купли-продажи недвижимого имущества от 06.11.2020.
Как видно из представленной копии договора купли-продажи недвижимого имущества от 06.11.2020 Ф.Л.И. в лице представителя по доверенности Ф.В.В. и Филиппова С.Б. заключили договор о продаже жилого дома и земельного участка расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, запись регистрации от 22.11.2020 № и №, что следует из отметке на копии вышеуказанного договора, а также сведений из ЕГРН.
Как усматривается из копии свидетельства о смерти № от 19.06.2009 Ф.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Факт того что Ф.В.В. являлся супругом Ф.Л.И. сторонами не оспаривается. Доказательств обратного, суду представлено не было.
Также суду не представлено доказательств того, что Ф.Л.И. была замужем за иным человеком на момент заключение сделки.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно копии заявления от 12.10.2021 Филиппова С.Б. обратилась в Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Россреестра по Краснодарскому краю с заявлением об исключении записи из ЕГРН указанной п. 6, а именно: «На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: супруга Ф.Л.И., необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Семейный кодекс РФ».
Согласно копии ответа Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Россреестра по Краснодарскому краю от 27.10.2021 № ей было отказано в исключении записи в связи с тем, что такого порядка не существует, кроме того по мнению государственного органа это не нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем такой ответ нельзя признать законным, поскольку в силу положения ст. 16 СК РФ брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что поскольку на день заключения договора купли-продажи супруг Ф.Л.И. умер, то никакого основания для внесения записи о непредоставления им своего согласия на сделку не было и соответственно внесение данной записи, вопреки доводам административного ответчика, является реестровой ошибкой.
Однако как установлено в судебном заседании вышеуказанное заявление было подано в Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Россреестра по Краснодарскому краю в форме обращения.
Вместе с тем в силу ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен специальный порядок и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях и несоблюдение вышеуказанного порядка само по себе является основанием для отказа в исправлении технической ошибки.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика по отказу в исправлении реестровой ошибки по основаниям указанным в ответе от 27.10.2021 следует признать незаконным, однако в силу того, что порядок принятия решения установлен законом и административным истцом не соблюден, то требования об обязывании исключить реестровую запись удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Филипповой С.Б. об оспаривании действий Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, связанному с отказом во внесении исправления в реестровую запись, удовлетворить частично.
Признать незаконным действия Межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, связанные с отказом в исправлении кадастровой ошибки.
Обязать Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю повторно рассмотреть заявление Филипповой С.Б. в установленном законом порядке.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда, т.е. с 28.01.2022 года.
Судья
Гулькевичского районного суда
Краснодарского края В.В. Надоличный