Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-1311
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,
При секретаре Степановой И.Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
С участием прокурора Хнычевой М.А., представителей административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, главы Муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,
административное дело по административному иску Кингисеппского городского прокурора Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к Совету депутатов Муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным решение,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов МО «Нежновского сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области за № ФИО3 был назначен на должность главы администрации МО «Нежновского сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ решение опубликовано в газете «ФИО11» (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ7 года Кингисеппский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с административным иском к Совету депутатов Муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконными указанное решение № от ДД.ММ.ГГГГ и решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении протеста прокурора на решение о назначении главы администрации (л.д.2-6).
ДД.ММ.ГГГГ определением суда прекращено производство по делу в части исковых требований Кингисеппского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным решение об отказе в удовлетворении протеста прокурора (л.д.63).
Кингисеппский городской прокурор в обоснование исковых требований о признании незаконным решение о назначении на должность главы администрации указал, что при принятии оспариваемого решения главой сельского поселения не были предприняты меры по урегулированию конфликта интересов, так как к голосованию был допущен депутат МО «Нежновское сельское поселение» ФИО3, а также депутат ФИО5, супруга которого ФИО6 также претендовала на должность главы администрации. Это решение содержит в себе коррупционный фактор, предусмотренный подпунктами «а» и «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а именно: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Также в нарушение пункта 6.2 пункта 6 Положения о Порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Нежновское сельское поселение», утвержденного Советом депутатов МО «Нежновское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что контракт с главой администрации должен быть заключен непозднее десяти календарных дней со дня проведения конкурса. Таким образом, решение о назначении главы администрации принято с нарушением требований действующего законодательства о муниципальной службе и законодательства о противодействии коррупции.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика Совета депутатов МО «Нежновское сельское поселение» иск не признали, представили письменные возражения (л.д.40-47). Указали, что перед началом голосования по вопросу о назначении на должность главы администрации глава сельского поселения ФИО2 ставил на обсуждение вопрос о возможности участия в голосовании депутатов ФИО3 и ФИО8, и большинством голосов депутатов они оба были допущены к голосованию, тем самым были приняты меры по урегулированию конфликта интересов. Закон не запрещает участие депутата Совета депутатов муниципального образования в участии в голосовании по вопросу о назначении на должность главы администрации, если этот депутат также является кандидатом на эту должность. Оспариваемое решение не нарушает права неопределенного круга лиц. Полномочия депутата МО «Нежновское сельское поселение» ФИО3 были досрочно прекращены. В связи с назначением на должность главы администрации с ним был заключен контракт, который может быть расторгнут только в судебном порядке.
Привлеченный судом ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО3 также возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).
В соответствии с частями 1, 3-4 статьи 7, частями 2, 6 статьи 37, частью 1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
На основании части 4.1 статьи ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии МО «Нежновское сельское поселение» ФИО3 зарегистрирован как избранный депутат Совета депутатов МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу (л.д.28-29).
ДД.ММ.ГГГГ решением № Конкурсной комиссии по проведению повторного конкурса на замещение должности главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» утвержден список претендентов, допущенных ко второму этапу повторного конкурса на замещение должности главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области: ФИО3 и ФИО6 (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ решением № Конкурсной комиссии на рассмотрение Совета депутатов сельского поселения были представлены два кандидата на должность главы администрации: ФИО6 и ФИО3 (л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов МО «Нежновское сельское поселение» была рассмотрена повестка дня о назначении главы администрации сельского поселения по двум кандидатам. На заседании перед принятием решения председателем юридического комитета администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» ФИО9 депутатам были разъяснены положения пункта 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ. Депутаты приняли решение о допуске к участию в голосовании депутатов ФИО3 и ФИО8, супруга кандидата ФИО6 На заседании был кворум, из 8 депутатов сельского поселения присутствовало 8, из которых пять проголосовали 5 депутатов «за», 3 депутатов – «против» назначения ФИО3 на должность главы администрации (л.д.23-25).
В тот же день главой поселения ФИО2 издано решение № Совета депутатов о назначении на должность главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» ФИО3 (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ решение было опубликовано в местной газете «Время» (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ главой поселения ФИО2 и ФИО3 был заключен контракт с главой администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (л.д.50-60).
Анализируя обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что законом прямо не установлен запрет как на выдвижение в качестве кандидата на должность главы администрации муниципального образования депутата этого же муниципального образования, так и на участие этого депутата в голосовании по вопросу о назначении главы администрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
ФИО3, будучи депутатом сельского поселения в своем лице представлял жителей избирательного округа № МО «Нежновское сельское поселение» в решении вопросов местного значения, в том числе и при рассмотрении вопроса о назначении на должность главы администрации, отстранение его от голосования означало бы отстранение от участия его избирателей в рассмотрении данного вопроса.
Отсутствие в МО «Нежновское сельское поселение» порядка сообщения возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также о принятии мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта не влечет незаконность оспариваемого решения.
Заключение контракта с главой администрации поселения позднее 10-дневного срока со дня проведения голосования, который установлен в пункте 6.2 статьи 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО «Нежновское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ№, также не может быть достаточным основанием для удовлетворения исковых требований. Контракт с ФИО3 был заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта определен с ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия контракта определен сроком полномочий представительного органа МО «Нежновское сельское поселение», но не менее двух лет (пункт 1.3-1.4 контракта) (л.д.50-60). После решения о назначении ФИО3 на должность главы администрации, его полномочия депутата сельского поселения досрочно прекращены решением Совета депутатов.
Для решения вопроса о назначении на должность главы администрации необходимо соблюдать условия кворума при голосовании, 2/3 голосов с положительным решением от общего количества депутатов сельского поселения - 8 человек. Требования прокурора фактически сводятся к отстранению от голосования как самого ФИО3, а также второго депутата ФИО5, чья супруга также претендовала на должность главы администрации, голосование по вопросу о назначении на должность главы администрации кандидата ФИО3 не могло состояться при отсутствии кворума, то есть фактически по требованиям истца депутат этого поселения лишен возможности претендовать на должность главы администрации сельского поселения, что противоречит конституционному праву каждого гражданина РФ избирать и быть избранным.
Какие-либо иные обстоятельства, свидетельствующие о конфликте интересов при назначении на должность ФИО3 при рассмотрении настоящего дела не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В административном иске Кингисеппскому городскому прокурору Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к Совету депутатов Муниципального образования «Нежновское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным решение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья