ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1311/2016 от 05.12.2016 Ужурского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-1311/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2016 года город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Залесской А.А.,

с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Скорняковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приреченского сельского совета Ужурского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части непроведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя его следующим. В собственности муниципального образования Приреченский сельсовет находятся объекты водоснабжения: водозаборные скважины по <адрес> водонапорные башни по адресам<адрес> водопроводные сети по <адрес>, насосная станция по <адрес> сооружение канализация по <адрес>. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения, находящиеся в собственности МО Приреченский сельсовет, были закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ Приреченского сельсовета «Волна». Впоследствии право хозяйственного ведения предприятия на данные объекты прекращено. Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ МУП ЖКХ Приреченского сельсовета «Волна» указанные объекты были переданы в пользование. Договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения со сроком службы свыше 5 лет, с даты ввода их в эксплуатацию, могут быть переданы обслуживающей организации только по концессионному соглашению. В данном случае заключение договоров аренды, в том числе краткосрочных, противоречит действующему законодательству, в том числе, в сфере защиты конкуренции. Администрацией Приреченского сельсовета в связи с заключением краткосрочных договоров аренды без конкурсных процедур с последующей их пролонгацией фактически предоставляются преимущества одной организации, осуществляющей деятельность в сфере коммунальных услуг по водоснабжению, тем самым ограничивается доступ на указанный рынок иных субъектов. В связи с заключением договоров аренды названных объектов ЖКХ с нарушениями действующего законодательства, администрацией Приреченского сельсовета не реализуются надлежащим образом полномочия, предусмотренные пунктом «а» части 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», что может повлечь существенные нарушения прав граждан в сфере предоставления услуг по водоснабжению при оспаривании указанных договоров аренды. Конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на момент проверки не объявлен, конкурсная документация администрацией сельсовета не подготовлена. Ссылаясь на статьи 39, 218, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор района просит признать незаконным бездействие администрации Приреченского сельсовета в части непроведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет и обязать администрацию Приреченского сельсовета устранить выявленные нарушения действующего законодательства путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Скорнякова Ю.В. административные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва на исковое заявление главы сельсовета ФИО1 следует, что передача муниципального имущества в хозяйственное ведение, в аренду муниципальному унитарному предприятию «МУП ЖКХ Волна» была мерой вынужденной, так как в соответствии с пунктом «а» части 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года №9-3724 « О закреплении вопросов местного значения за сельским поселениями Красноярского края»за сельскими поселениями <адрес>, в том числе, закреплена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, договор аренды муниципального имущества с предыдущей организацией - ООО «УжурТСК», 27.07.2016 года расторгнут по соглашению сторон, и администрация была вынуждена принять экстренные меры, чтобы не создать чрезвычайную ситуацию по водоснабжению на территории поселений Приреченского сельсовета в разгар летнего периода. Провести в кратчайшие сроки открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет не представилось возможным в связи с тем, что для объявления конкурса необходимо подготовить конкурсную документацию, которая включает в себя критерии конкурса, долгосрочные параметры. Для разработки критерий конкурса на концессионное соглашение необходимо определится с объемом инвестиций концессионера для обеспечения эффективного использования муниципального имущества, для чего необходимо составить локальную смету с указанием стоимости работ. Кроме того, необходимо в региональной энергетической компании согласовать долгосрочные параметры концессионера на период действия концессионного соглашения. В настоящее время администрация составила локальную смету на объекты водоснабжения и подготовила конкурсную документацию на проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. Как только будут согласованы с РЭК долгосрочные параметры действия концессионера на период действия концессионного соглашения, будет проведен открытый конкурс.

Заслушав помощника прокурора Скорнякову Ю.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 указанного закона. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.

Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в интересах неопределенного круга лиц и направлен на защиту их интересов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.3. части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу пункта 1.1. указанного закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Положениями пункта «а» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 15.09.2015 года №9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного федерального закона.

В силу части 3 статьи 41.1 указанного закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

В соответствии с частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Судом установлено, что муниципальному образованию Приреченский сельский совет Ужурского района Красноярского края принадлежат: сооружение - башня водонапорная , общей площадью 76,5 кв.м, скважина глубиной 120 м, по <адрес>», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - башня водонапорная , глубиной 93 м, общей площадью 8,9 кв.м, по <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - водонапорная башня, общей застроенной площадью 7,8 кв.м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - «Водопроводная сеть», протяженностью 1275,6 м, по <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - водопровод, протяженностью 220,05 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - водозаборная скважина , общей площадью 22,1 кв.м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - скважина , общей площадью 15,9 кв.м, глубиной 80 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - водозаборная скважина , общей площадью 13,9 кв.м, глубиной 10 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - скважина , общей площадью 25,9 кв.м., глубиной 80 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - скважина , общей площадью 23,6 кв.м, глубиной 80 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение «Скважина», общей застроенной площадью 0,03 кв.м, глубиной 90 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; сооружение - канализация, протяженностью 592,0 м, по <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; нежилое здание, общей площадью 11,70 кв.м, по <адрес> «б», строение 2, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, вышеназванные объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет Ужурского района Красноярского края, введены в эксплуатацию свыше 5 лет.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

Из статьи 13 указанного закона следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что администрацией Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края без проведения конкурса были заключены договоры аренды. Договором от ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет, были закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ Приреченского сельсовета «Волна». Согласно договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости были переданы в пользование МУП ЖКХ Приреченского сельсовета «Волна». Договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Проанализировав изложенные нормы закона и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконном бездействии ответчика, которое выразилось в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет Ужурского района Красноярского края. Доказательств обратного суду представлено не было.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей, в числе которых охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Невыполнение исполнительным органом муниципального образования возложенных на него обязанностей по организации водоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами водоснабжения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку способно привести к нарушению бесперебойного и качественного водоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения.

При изложенных выше обстоятельствах суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, так как в судебном заседании установлено, что административным ответчиком допущены нарушения законодательства в сфере водоснабжения, которые касаются неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края, выраженное в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет Ужурского района Красноярского края, нарушающим права неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения.

Возложить на администрацию Приреченского сельсовета Ужурского района Красноярского края обязанность устранить нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения и водоотведения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Приреченский сельсовет Ужурского района Красноярского края, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 9 декабря 2016 года.