Дело № ххха-1312/18
РЕШЕНИЕ
<адрес> 02 ноября 2018 года
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего федерального судьи Мельничук Е.В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Сташевского М.А., представителя административного ответчика – по доверенности Федькиной Н.В., представителя административного ответчика Бондарева А.Г., представителей заинтересованных лиц – по доверенностям Демидовой Е.В., Федунина С.М., Бутова С.В., Шарамко С.П., Некрасовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес> Сафоновского городского поселения и д. Мишенино к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, Управлению жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> о признании незаконным действий УЖКХ при главе администрации <адрес>, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга граждан, проживающих на территории Сафоновского городского поселения и д. <адрес>, указывая, что прокуратурой проведена проверка деятельности УЖКХ при главе администрации <адрес> в части законности предъявления к оплате собственникам помещений многоквартирных жилых домов платы за ведение регистрационной работы. В <адрес> ведут деятельность управляющие организации: ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш Дом», ООО «Профессионал». Между УЖКХ и управляющими компаниями ежегодно заключаются договоры на предоставление услуг по ведению учета зарегистрированных граждан в жилых помещениях. Согласно договорам на ведение регистрационной работы обязанность по ведению регистрационного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах <адрес> по месту их жительства и месту пребывания передана управляющими компаниями в УЖКХ. <адрес> Советом депутатов решением от дд.мм.гггг№ ххх утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления. Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией. Однако, ни Перечнем, ни Реестром муниципальных услуг не определено предоставление такой муниципальной услуги как ведение регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан. Вместе с тем, в нарушение ст.3 Закона РФ от дд.мм.гггг№ ххх «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 8 Федерального закона №210-ФЗ УЖКХ ежемесячно выставляет к оплате собственникам нанимателей жилых помещений многоквартирных домов <адрес> плату, именуемую в квитанциях «содержание и ремонт МОП» за ведение регистрационного учета граждан. Просит суд признать незаконным действие Управления жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> в части выставления к оплате квитанций собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов <адрес> и д. Мишенино Беленинского сельского поселения <адрес> «содержание и ремонт МОП»; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> прекратить выставлять к оплате квитанции собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов <адрес> и д. Мишенино Беленинского сельского поселения <адрес> «содержание и ремонт МОП» со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда от дд.мм.гггг, от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз - Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш Дом», ООО «Профессионал», ООО УК «Жилсервис плюс», Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Сафоновский».
В ходе судебного заседания помощник прокурора Сташевский М.А. требования поддержал.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» - по доверенности Федькина Н.В. возражала против удовлетворения требований, поддержала представленные письменные возражения.
Представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес>Бондарев А.Г. возражал против удовлетворения требований.
Представители заинтересованных лиц управляющих компаний ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент» - по доверенностям Демидова Е.В., ООО «Наш дом» Федунин С.М., ООО УК «Жилсервис плюс» Бутов С.В., ООО УК «Интекс» Шарамко П.С. разрешение вопроса по заявленным требованиям оставили на усмотрение суда, поддержав позицию административных ответчиков.
Представитель отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сафоновский» Некрасова Е.А. разрешение вопроса по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц ООО «Профессионал», ООО УК «Жилсервис» в судебное заседание не явились, о времени, месте проведения извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав помощника прокурора, представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст.218 КАС РФ).
На основании ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности УЖКХ при главе администрации <адрес>, в ходе которой выявлено, что собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов в <адрес>, УЖКХ выставляются квитанции за «содержание и ремонт МОП».
Постановлением главы администрации <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес>, из которого следует, что Управление жилищно-коммунального хозяйства обладает правами юридического лица; принимает в оперативное управление объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности и не подлежащее передаче в полное хозяйственное ведение предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Помимо УЖКХ при главе администрации <адрес>, квитанции об оплате коммунальных услуг гражданам в <адрес> выставляют организации, оказывающие коммунальные услуги населению, в том числе ООО УК «Сервис-Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Интекс», ООО «Наш дом», ООО «Профессионал».
На основании ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.Между указанными выше управляющими компаниями и собственниками жилых помещений <адрес> заключены договора управления многоквартирными домами, которые в числе прочего также регулируют вопрос ведения регистрационного учета.
Согласно п.3 договора № ххх УК/СП управления многоквартирным домом от дд.мм.гггг, заключенного с ООО УК «Сервис-Плюс», регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес>. Плата за ведение регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания производится собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах Управлению жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> (л.д.9-14).
Из договора управления многоквартирным домом с ООО УК «Интекс» следует, что управляющая компания обязана вести регистрационный учет (п.дд.мм.гггг); обязанность и право взимания платы за оказание данных услуг могут быть переданы юридическому лицу на основе гражданско-правового договора, без дополнительного согласования с собственниками многоквартирного дома (п.2.2.6). (л.д.18-19).
Пунктом дд.мм.гггг договора управления многоквартирным домом от дд.мм.гггг, заключенного с ООО «Наш Дом» предусмотрено, что регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> (л.д.20-24).
Аналогичные пункты, касающиеся регистрационного учета граждан, содержатся в договорах управления, заключенных с ООО «Жилсервис», ООО «Жилсервис Плюс», ООО УК «Союз-Менеджмент» (л.д. 27-29, 32-34, 43-48).
Согласно п.2 ч.1, п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги как для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, так и для собственника помещения в многоквартирном доме входит помимо прочего плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
дд.мм.гггг с Управлением жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> с одной стороны и ООО УК «Жилсервис», ООО «Наш Дом», ООО УК «Союз-Менеджмент», ООО УК «Интекс», ООО УК «Сервис-Плюс» с другой стороны заключены договора на предоставление услуг по ведению учета зарегистрированных граждан в жилых помещениях (л.д.120-121, 122-123, 124, 119, 116-118); с ООО «Профессионал» указанный договор заключен дд.мм.гггг (л.д.125).
Пунктом 2.1 договоров предусмотрено, что управляющие компании обязуются согласовать с собственниками жилых помещений в МКД вопрос о передаче УЖКХ полномочий по ведению регистрационного учета граждан, условия платы за данный вид услуги. В пункте 3.1 указано, что оплата по договору составляет 0,34 руб. за 1 кв. м. общей жилой площади.
В судебном заседании помощник прокурора Сташевский М.А. сослался на то, что выставление к оплате квитанций за «содержание и ремонт МОП», а также взимание платы за оказанную услугу, рассчитанную из тарифа 0,34 руб., является незаконным, также как и решения общих собраний, на которых выставляется плата за оказание услуги по регистрационному учету, противоречат закону и нарушают публичные охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
В обоснование возражений административные ответчики указали на то, что договора, равно как и протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах никем не оспаривались, оказываемая услуга за ведение регистрационного учета граждан, не относится к услугам, осуществляемым на бесплатной основе.
Однако, по мнению суда довод ответчиков не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ установлен «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх.
Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.
Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, к которым относятся: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
Согласно пп.«е» п.26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Исходя из изложенного, управляющие компании наряду с другими лицами, поименованными в Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, осуществляют полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
В силу ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, управляющие компании, исполняя функции, связанные с регистрационным учетом граждан, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от дд.мм.гггг№ ххх «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх утвержден Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> и муниципальными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, п.67 которого предусмотрено, что отделом информационной политики и общественных связей Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> осуществляется выдача справок и выписок из домовых и похозяйственных книг жителям частных жилых домов Сафоновского городского поселения <адрес>.
<адрес> Советом депутатов решением от дд.мм.гггг№ ххх утвержден размер платы за жилое помещение, в который в том числе входит услуги паспортистов – 0,34 руб. за кв. м.
По мнению суда, не обжалованные и не отмененные решения об утверждении размера платы за ведение регистрационного учета, сами по себе не свидетельствуют о правомерности указанных действий, также как и не оспоренные протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
Из анализа приведенного выше законодательства выполнение действий, связанных с регистрационным учетом граждан относится к сфере административных функций, обеспечивающих реализацию охраняемых законом прав и интересов граждан, надлежащее предоставление им соответствующей государственной услуги и в силу, в том числе, ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не должно осуществляться на возмездной основе.
Довод административных ответчиков о том, что услуга по ведению регистрационного учета не является муниципальной, при разрешении данного спора правового значения не имеет.
Таким образом, административными ответчиками, в силу положений ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность выставления к оплате квитанций собственникам и нанимателям жилых помещений в части начисления платы за «содержание и ремонт МОП», в связи, с чем требования Сафоновского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным действие Управления жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> в части выставления к оплате квитанции собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов <адрес> и д. Мишенино Беленинского сельского поселения <адрес> «Содержание и ремонт МОП».
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства при главе администрации <адрес> прекратить выставлять к оплате квитанции собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов <адрес> и д. Мишенино Беленинского сельского поселения <адрес> «Содержание и ремонт МОП» со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес>. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Мельничук
Решение в окончательной форме
составлено дд.мм.гггг.