Дело № 2а-1313/20
25RS0010-01-2020-000863-08
Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края
В составе: председательствующего судьи Елистратовой О.Б.
при секретаре Турчанович О.Л.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2, ФИО3 к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (Управление Росреестра по ПК) о признании незаконным решения и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
ФИО2, ФИО3 в лице своего представителя по доверенности ФИО1 обратились в суд с указанным административным иском, в котором просили признать незаконным решение Управления Росреестра по ПК от 19.02.2020 № 25/20-8 о приостановлении государственной регистрации осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <.........> – 3; обязать Управление Росреестра по ПК поставить на государственный кадастровый учет часть жилого дома блокированной застройки, площадью 48,7 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 пояснила, что решением Находкинского городского суда от 24.01.2019 по делу № 2-36/19 квартира № 3 площадью 48,7 кв.м., этаж:1, расположенная в <.........> в <.........> края признана частью жилого дома блокированной застройки.
15.01.2020 административные истцы обратились в Управление Росреестра по ПК с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – части жилого дома блокированной застройки, расположенной по вышеуказанному адресу и 28.01.2020 с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект в соответствии с решением Находкинского городского суда от 24.01.2019 по делу № 2-36/19.
Уведомлением Управления Росреестра по ПК от 24.01.2020 № 25/20-2530 государственный кадастровый учет был приостановлен, поскольку прилагаемый к заявлению технический план составлен для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с наименованием «часть жилого дома блокированной застройки» адрес: <.........>, образованного путем выдела из объекта недвижимости с кадастровым номером №
Образование новых объектов недвижимости, которые соответствуют блокам, возможно путем реального раздела здания и в соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
02.02.2020 административные истцы обратились с апелляционной жалобой в Управление Росреестра по ПК, по которой 19.02.2020 принято решение № 25/20-8 об отклонении заявления ФИО2 и ФИО3 об обжаловании решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета от 24.01.2020 № 25/20-2530 в соответствии с ч.1 ст. 41 и п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 218-ФЗ.
Данное решение является незаконным, поскольку вступившее в законную силу решение Находкинского городского суда от 24.01.2019 в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным и достаточным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности административных истцов (п. 4 ч. 8 ст. 41, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Приостанавливая государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет Управление Росреестра по ПК нарушает права административных истцов в постановке вышеуказанного объекта на кадастровый учет и соответственно в государственной регистрации права собственности на часть жилого дома и ставит наличие их права собственности в зависимость от желания или возможностей третьих лиц, собственников или нанимателей соседних квартир.
Жилой дом по <.........> состоит из 4-х квартир, с разными кадастровыми номерами: № – квартира № 4 стоит на кадастровом учете как квартира; № – квартиры № 1 стоит на кадастровом учете как квартира; № квартира № 2 стоит на кадастровом учете как часть жилого дома.
Для того, чтобы исполнить требования Управления Россрестра по ПК собственники квартир № 1 и № 4 должны обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на объект «часть жилого дома блокированной застройки», осуществить и оплатить работы по изготовлению технического плана на свою часть жилого дома и подать заявление о постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности на вновь образуемый объект (при этом, оплатив госпошлину в сумме 2000 руб.). Законных оснований обязать собственников смежных квартир выполнить такие условия, у истцов нет.
А также обратила внимание на то обстоятельство, что имеющая аналогичные характеристики и условия квартира № 2 ранее уже была поставлена административным ответчиком на кадастровый учет как часть жилого дома, при этом, одновременного обращения собственников в отношении всех образуемых объектов недвижимости административным ответчиком не испрашивалось.
Просила административные исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах, на основании ч. 6 ст. 282 КАС РФ, судебное заседание проведено без участия представителя административного ответчика.
Из возражений административного ответчика на иск следует, что в рамках правовой экспертизы предоставленных административными истцами ФИО2 и ФИО3 документов было установлено, что в качестве документа основания для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект был представлен Технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 30.04.2019 б/н, в состав которого входило, кроме прочего, решение Находкинского городского суда от 24.01.2019 о признании квартиры – частью жилого дома.
В ЕГРН, согласно сведениям кадастра недвижимости, заявитель является собственником объекта недвижимости - 1 комнатная квартира, назначение: жилое, общая площадь 52,3 кв.м., этаж 1. Данный объект – квартира № 3, расположенная по адресу: <.........>, вышеуказанным судебным актом признана «частью жилого дома блокированной застройки».
При этом, согласно правовой позиции п. 53 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).
Управление не было привлечено к участию в гражданском деле № 2-36/19, не являлось участником судебного разбирательства, каких-либо пояснений (возражений) о порядке исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований в материалы дела не представляло. Ознакомившись с резолютивной частью судебного акта, в качестве способа восстановления нарушенного права судом на Управление не была возложена какая-либо обязанность по осуществлению учетно-регистрационных действий.
Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) содержит сведения об объектах недвижимости по адресу: <.........>:
с кадастровым номером № здание с назначением «жилой дом», с наименованием жилой дом»;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № часть жилого дома, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>.
Объект недвижимого имущества помещение (квартира) (дочерний объект) с кадастровым номером № расположена в здании (родительский объект) с кадастровым номером №, вид объекта недвижимости: здание, назначение: жилой дом, наименование: четырех квартирный жилой дом.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом.
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства дом, расположенный по адресу: <.........>, является многоквартирным.
Часть 2 ст. 49 ГрК РФ выделяет, в т.ч. такие виды объектов капитального строительства, как жилые дома блокированной застройки – это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемом с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации в установленном Законом № 218-ФЗ порядке;
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости;
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются указанные в части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ документы, в частности, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав осуществляются по заявлению собственника (собственников) исходного объекта недвижимости (всех собственников помещений в здании), из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ документами, необходимыми для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, является технический план, для подготовки которого могут быть использованы, в т.ч. вступившие в законную силу судебные акты.
В этой связи, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует признакам блока жилого дома блокированной застройки и каждому такому блоку соответствует «свой» земельный участок, образованные в результате раздела такого жилого дома части жилого дома можно поставить на государственный кадастровый учет как здания – блоки жилого дома блокированной застройки. (При этом в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, технический план оформляется в виде одного документа, а количество реквизитов раздела «Характеристики здания», содержащих сведения об образованных зданиях, должно соответствовать количеству блоков в этом доме блокированной застройки).
В случае, если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, чтобы его раздел стал возможным.
Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ. При этом следует учитывать, что упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках (не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработка проектной документации и получения разрешения на ввод к эксплуатацию). В отношении жилых домой блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. ст. 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).
Учитывая изложенное, для того, чтобы «разделить в натуре» указанное строением (индивидуальный жилой дом) на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание «жилой дом блокированной застройки».
Таким образом, для внесения в реестр объектов недвижимости сведений о зданиях – жилой дом, представляющий собой часть здания (жилого дома блокированной застройки) необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана, необходимого для постановки на государственный кадастровый учет четырех зданий образованных из здания с кадастровым номером №.
С учетом изложенного, Управление полагает, что действия по отказу в осуществлении учетно-регистрационных действий спорного объекта законны и обоснованны, совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ № 218) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу положений ст. 14 ФЗ № 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются: технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ № 218).
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости (п. 2 ч. 3 ст. 14 ФЗ № 218).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41 ФЗ № 218 в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 218 при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В судебном заседании установлено, что 15.01.2020 административные истцы ФИО2 и ФИО3, являющиеся долевыми сособственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу: <.........>, обратились в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением № 25-0-1-131/3001/2019-49 о постановке указанного объекта на государственный кадастровый учет в соответствии с решением Находкинского городского суда от 24.01.2019 по гражданскому делу № 2-36/19.
На основании данного судебного акта <.........> площадью 48,7 кв.м., этаж 1, признана частью жилого дома блокированной застройки по адресу: <.........>.
Судом также установлено, что Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) содержит сведения об объектах недвижимости по адресу: <.........>:
с кадастровым номером № здание с назначением «жилой дом», с наименованием жилой дом»;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № часть жилого дома, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>;
с кадастровым номером № квартира, расположенная по адресу: <.........>.
Объект недвижимого имущества помещение (квартира) (дочерний объект) с кадастровым номером № расположен в здании (родительский объект) с кадастровым номером № вид объекта недвижимости: здание, назначение: жилой дом, наименование: четырех квартирный жилой дом.
24.01.2020 Управлением Росреестра по ПК было принято решение № 25/20-2530 о приостановлении до 24.04.2020 осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного объекта недвижимости.
Апелляционная комиссия по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Приморскому краю пришла к выводу, что решение о приостановлении является обоснованным (решение от 19.02.2020 № 25/20-2530).
Административным истцам рекомендовано обратиться в орган регистрации прав всем собственникам помещений, находящихся на исходном объекте № с заявлением об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав с приложением документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренных ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Для постановки на кадастровый учет образованных объектов недвижимости предоставить соответствующее заявление и технических план на образуемые объекты недвижимости, с соответствующим наименованием «часть жилого дома блокированной застройки» и заключением кадастрового инженера.
Однако, как установлено в судебном заседании, собственники части здания – жилого дома блокированной застройки (двух квартир №№ 1 и 4), в настоящее время не изъявили желание одновременно с административными истцами обращаться с заявлением о постановке своих объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, а квартира № 2 в данном доме ранее уже поставлена на государственный кадастровый учёт как часть жилого дома с кадастровым номером №
Таким образом, рекомендации Управления Росреестра по ПК, изложенные в уведомлении от 24.01.2020, ФИО2 и ФИО3 выполнить не представилось возможным.
В силу положений ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ и ч. 1 ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 8 ст. 41 ФЗ № 218 основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Решение Находкинского городского суда от 24.01.2019 № 2-36/19 незаконным не признано и вступило в законную силу 01.03 2019.
Административным ответчиком не оспаривается, что технический план объекта был предоставлен истцами вместе с заявлением о постановке на кадастровый учёт.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Кроме того, из возражений административного ответчика следует, что квартира № 2, расположенная по адресу: <.........> ранее уже поставлена на государственный кадастровый учёт как часть жилого дома с кадастровым номером №, однако не указано, что послужило основанием для постановки данного объекта на учёт. При этом согласия остальных собственников квартир в данном доме для постановки указанного объекта на учёт, не испрашивалось.
Таким образом, требования органа регистрации прав о необходимости обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества, нельзя признать законными и обоснованными, а оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного объекта недвижимости не соответствует требованиям закона и создает препятствия по возникновению у административных истцов права собственности на часть жилого дома блокированной застройки
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 – 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 24.01.2020 № 25/20-2530 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю рассмотреть заявление ФИО2, ФИО3 о постановке на государственный кадастровый учет часть жилого дома блокированной застройки площадью 48,7 кв.м., расположенную по адресу: <.........>.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца.
Судья Елистратова О.Б.