ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13142/20 от 18.05.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0048-01-2020-011307-55

Дело № 2а-3109/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Дарашкевич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Зуева Андрея Валерьевича к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) об оспаривании приказа в части,

установил:

Зуев А.В. обратился в суд с заявлением к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) об оспаривании приказа в части. Требования мотивировал тем, что п. 2 Приказа от 15.10.2019 № 981 постановлено изъять у Зуева А.В. земельный участок, схема которого утверждена п.1 настоящего приказа, для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования согласно лицензии на пользование недрами представленной ООО «Уголь Альянс» КРР 032209 ТР (дата государственной регистрации от 12.07.2019). Данный приказ нарушает его право собственности. Земельный участок относится с категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, используется для выпаса скота. При принятии приказа не исследовался вопрос о наличии государственной нужды при изъятии земельного участка, что свидетельствует о его незаконности. ООО «Уголь Альянс» является коммерческой организацией учрежденной физическими лицами. Сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей, деятельность лицензиата, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличия государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях; ходатайство ООО «Уголь Альянс» об изъятии земельных участков в целях осуществления недропользования, а также оспариваемый приказ департамента обоснованы лишь наличием соответствующей лицензией и приложением к ходатайству документов, в приказе не представлено обоснование тому, в чем состоят государственные нужды РФ, и имеется исключительность их удовлетворениях лишь способом изъятия у Зуева А.В. используемых по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения, не приведено доводов о том, что государственные нужды не могут быть удовлетворены при использовании земельных участков, не обременённых правами третьих лиц, а также участков, уже задействованных в недропользовании и тех участков, изъятие которых посредством выкупа не влечет для их собственников неприемлемых экономических последствий и не создает угрозы благополучию населения и экологической безопасности, не предоставлены доказательства того, что определенное к добыче в лицензиях месторождение угля обладает уникальными характеристиками. В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответстии с п. 2 настоящей статьи. Изъятие сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения неизбежно повлечет ухудшение жизни граждан в силу сокращения площади пастбищ, ухудшение экологической обстановки в регионе при добыче угля открытым способом, негативно влияющей на здоровье населения, затруднения в привлечении молодых квалифицированных специалистов на работы в сельских населенных пунктах и рабочих посёлках. О принятии оспариваемого приказа ему стало известно 22.09.2020. В связи с чем, просит восстановить срок на обращение в суд и признать незаконным п. 2 Приказа Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) от 15.10.2019 № 981.

В судебное заседание административный истец Зуев А.В. не явился, о слушании дела извещен надлежаще, обеспечил явку представителя Корнеева И.Г., который в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель администратвиного ответчика Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) Горбатова Е.Е. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ООО «Уголь-Альянс» Вашлаева С.В. в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам изложенным в письменном отзыве.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 1.2 Закона РФ "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.

По правилам п.п. 7 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (п. 2 ст. 279 ГК РФ).

Согласно статье 49 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

В п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Кодекса.

В силу пункта 11 статьи 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:

1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса;

2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;

3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса.

4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

Как видно из материалов дела, Зуев А.В. является собственником земельного участка, общей площадью 1991000+/-12346 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый (л.д. 70-105).

ООО «Уголь-Альянс» представлено право пользования недрами по лицензии КРР 03209 ТР от 12.07.2019 с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезные ископаемых в <адрес> (л.д. 158-164).

ООО «Уголь-Альянс», обратился в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд с условным кадастровым номером: и площадью 871412 кв.м., который надлежит образовать из земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1991000+/-12346 кв.м., расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в границах СЗАО «Курбатовское» для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя (л.д. 63-69).

По результатам рассмотрения указанного ходатайства Центросибнедра издан Приказ N 981 от 15.10.2019, которым в п. 2 постановлено «изъять у Зуева А.В. земельный участок, схема которого утверждена п.1 настоящего приказа, для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования согласно лицензии на пользование недрами представленной ООО «Уголь Альянс» КРР 032209 ТР (дата государственной регистрации от 12.07.2019)» (л.д. 16-21).

Данный Приказ опубликован на официальном сайте Балахтинского района 24.10.2019.

Таким образом, решение об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд принято на основании ходатайства об изъятии земельного участка заявленного организацией ООО «Уголь-Альянс» являющейся недропользователем, для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя. Основания для отказа в удовлетворении ходатайства, предусмотренные п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, п. 7 ст. 56.3 ЗК РФ отсутствовали. Решение принято уполномоченным должностным лицом и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интерент». Нарушение прав и законных интересов административного истца не установлено.

Оценивая доводы административного истца о том, что предоставление земельного участка для недропользования и наличие у ООО «Уголь-Альянс» лицензии не свидетельствует об изъятии земельного участка для государственных нужд, суд отмечает, что ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" определены основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Одной из особенностей, определяющих государственную политику в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), является то, что уголь (горючие сланцы) и продукция его переработки относятся к наиболее надежным и социально значимым энергоносителям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года N 1099-р утверждена Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа). Целью Программы является создание российским угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала.

Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геолого-разведочных работ и обеспечения прироста запасов угля является лицензирование недропользования.

Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы угледобычи и вовлечению разведанных запасов угля в разработку.

Основными приоритетами государственного регулирования в сфере добычи и переработки угля в числе прочего являются создание благоприятной экономической среды для функционирования угольной промышленности и создание необходимых предпосылок для комплексного освоения и развития территорий Сибири, Дальнего Востока, Байкальского региона.

Следовательно, изъятие спорного земельного участка в целях добычи угля, являющегося одним из основных топливно-энергетических полезных ископаемых, используемых в качестве бытового, энергетического топлива, сырья для металлургической и химической промышленности, осуществлено в рамках государственного регулирования в области добычи и использования угля и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества, в том числе по снабжению населения социально значимым энергоносителем

Принимая во внимание изложенное, государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка.

Поэтому отклоняется утверждение административного истца о не исследовании при принятии оспариваемого приказа наличия оснований для изъятия спорного земельного участка для государственных нужд.

Изложение данных фактов в Приказе действующее законодательство не предусматривает.

Несостоятельна ссылка административного истца и на то, что спорный земельный участок относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, поскольку данное обстоятельство в силу действующего законодательства не исключает возможность оформления земельных участков недропользователю в установленном законом порядке.

Сам по себе Приказ от 15.10.2019 № 981 не влечет безусловного прекращения права собственности на земельный участок, напротив возлагает на ООО «Уголь Альянс» обязательства по организации процедуры и ведения переговоров об условиях изъятия, стоимости изымаемого земельного участка с Зуевым А.В.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Рассматривая ходатайство Зуева А.В. о восстановлении срока на подачу административного иска, суд приходит к следующему.

Согласно п. 11, п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ в случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.

Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Оспариваемый Приказ Центросибнедра № 981 от 15.10.2019 был официально опубликован на официальном сайте Балахтинского района 24.10.2019, то есть доведен до сведения неопределенного круга лиц, в том числе до заявителя, и должен был быть ему известен с момента опубликования.

Зуев А.В. в исковом заявлении указывает, что узнал о нарушении своего права 22.09.2020, когда представитель ознакомился с материалами дела по иску ООО «Уголь Альянс» об изъятии земельного участка, ранее об издании оспариваемого приказа ему известно не было. Административный иск подал в суд 06.10.2020.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, суд находит причины пропуска срока уважительными, а срок подлежащий восстановлению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Зуева Андрея Валерьевича к департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центросибнедра) о признании незаконным приказа от 15.10.2019 № 981 в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.С. Морозова

Решение в окончательной форе изготовлено: 23.05.2021