ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13151/2021 от 03.02.2022 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2а-1535/2022

45RS0026-01-2021-022069-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Квасковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Амирханзаева М.А. к Тюменской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Курганскому таможенному посту Тюменской таможни, ГГТИ ОТО и ТК № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни Зубареву А.Н. о признании незаконными акта таможенного осмотра от 14.10.2021, протокола задержания товаров и документов на них от 14.10.2021,

УСТАНОВИЛ:

Амирханзаев М.А. обратился в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к Тюменской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Курганскому таможенному посту Тюменской таможни, ГГТИ ОТО и ТК № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни Зубареву А.Н. о признании незаконными акта таможенного осмотра от 14.10.2021, протокола задержания товаров и документов на них от 14.10.2021.

В обоснование исковых требований указал, что 14.10.2021 автомобиль, принадлежащий на праве собственности Юсупову P.M., марки «<данные изъяты>», 2000 года выпуска, регистрационный номер был задержан сотрудником ГГТИ ОТО и ТК № 1 Курганского ТП № 1 Зубаревым А.Н. и оформлен акт таможенного осмотра и протокол задержания товаров и документов на них.

Указывает, что автомобиль, был задержан у него, Юсупов P.M. является родственником, супругом сестры, Юсупов P.M. дал ему автомобиль, чтобы съездить по родственным делам, данным автомобилем он владеет на праве собственности. Юсупов Р.М. является гражданином РФ, но зарегистрирован постоянно на территории Республика Армения по следующему адресу: <адрес>, <адрес><адрес>.

Указывает, что акт таможенного осмотра от 14.10.2021, уведомление № 13 от 18.10.2021 о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров, протокол задержания товаров и документов на них от 14.10.2021 № 13 ему был направлен почтой.

При задержании автомобиля он передавал сотруднику ГГТИ ОТО и ТК № 1 Курганского ТП № 1, информацию и документы, ПТС, страховой полис, что автомобиль, принадлежит на праве собственности Юсупову P.M., что он не является собственником, на момент задержания доверенности от собственника Юсупова P.M. у него не было, законным владельцем он не являлся, был лишь водителем, значит, не мог быть декларантом при оформлении процессуальных документов таможней.

Полагает, что документы составлены в нарушение действующего законодательства и нарушают права и законные интересы.

Считает, что ответчиком при оформлении акта, грубо нарушены ст. 83, п. 6 ст. 327 ТК ЕАЭС.

Просит признать недействительным акт таможенного осмотра от 14.10.2021, протокол задержания товаров и документов № 13 от 14.10.2021.

Административный истец Амирханзаев М.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Амирханзаева М.А. по доверенности Москвина Н.В. на административных исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители Тюменской таможни Мальцева А.Г., Роган Т.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Административный ответчик - ГГТИ ОТОиТК № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни Зубарев А.Н., в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Юсупов Р.М. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания, извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении требований, заявленных в порядке обжалования решения и (или) действий (бездействия) должностных лиц, при одновременном наличии следующих условий: установления факта несоответствия решения и (или) действий (бездействия) должностного лица нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, а также установления нарушения прав и свобод заявителя, либо создания препятствий к осуществлению его прав и свобод, либо незаконного возложения каких-либо обязанностей или незаконного привлечения к ответственности.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения и (или) действия (бездействия) незаконными.

Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), вступившем в силу с 1 января 2018 года в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - это, в том числе любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Порядок перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

13.01.2021 на Курганский таможенный пост Тюменской таможни поступило письмо отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кургану с информацией об остановленных для проверки документов транспортных средствах, в том числе о транспортном средстве «<данные изъяты>», регистрационный номер , зарегистрированном на территории Республики Армения, под управлением гражданина Российской Федерации Амирханзаева Магомеда Амирханзаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственник транспортного средства - Юсупов Рамзан.

Согласно свидетельству об учете ТС РВ497324 регистрационные действия с транспортным средством «<данные изъяты>» на территории Республики Армения совершены 24.09.2019.

30.08.2021 в Тюменскую таможню поступил ответ Комитета государственных доходов Республики Армения от 24.08.2021 № 5-4/52563-2021, согласно которому транспортное средство <данные изъяты> задекларировано в Республике Армения по таможенному приходному ордеру 05100010/230919/0000511090, размер уплаченной пошлины составил 71 896 армянских драмов (далее - AMD), НДС - 158 170 AMD, природоохранных платежей - 143 791 AMD; данное транспортное средство статусом товара Евразийского экономического союза не обладает; граждане Амирханзаев М.А. и Юсупов Рамзан как лица, постоянно проживающие на территории Республики Армения, не идентифицированы.

14.10.2021 составлен протокол задержания товаров и документов на них №13, согласно которого, транспортное средство «<данные изъяты>», регистрационный номер , (с ключом), свидетельство об учете транспортного средства от 24.09.2019, на основании п. 5 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, задержано Курганским таможенным постом Тюменской таможни и передано на ответственное хранение на Курганский таможенный пост Тюменской таможни по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Бурова-Петрова, д. 132.

Таможенный осмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий (п. 1 ст. 327 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 2 ст. 327 ТК ЕАЭС таможенный осмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.

В соответствии с п. 3 ст. 327 ТК ЕАЭС таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Результаты проведения таможенного осмотра оформляются путем составления акта таможенного осмотра, форма которого определяется Комиссией, либо проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах (п. 4 ст. 327 ТК ЕАЭС).

14.10.2021 составлен акт таможенного осмотра транспортного средства «<данные изъяты>».

Как следует из материалов дела, Амирханзаев М.А. присутствовал при задержании транспортного средства «<данные изъяты>» и составлении протокола задержания товаров и документов на них, что подтверждается его подписью.

Вопреки доводам административного истца, порядок проведения таможенного осмотра, установленный ст. 327 ТК ЕАЭС, таможенным органом соблюден в полном объеме.

Из объяснений Амирханзаева М.А. от 14.10.2021 следует, что автомобиль «<данные изъяты>»», регистрационный , он приобрел 23.06.2020 в Чеченской республике, <адрес>, за <данные изъяты> руб. у гражданина Чеченской республики, Юсупова Рамзана Махагуровича. Данные объяснения подписаны лично Амирханзаевым М.А., что не оспаривалось в судебном заседании.

Согласно п. 6 ст. 327 ТК ЕАЭС, акт таможенного осмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если эти лица установлены.

15.10.2021 акт таможенного осмотра № 10503060141021/000033 от 14.10.2021 Амирханзаев М.А. получил лично, что подтверждается его подписью, и не оспаривалось в судебном заседании.

18.10.2021 Амирханзаеву М.А., таможенным органом, направлено информационное письмо с разъяснением норм законодательства ЕАЭС, установленных Протоколом Об условиях и переходных положениях по применению Республики Армения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Республики Армения к Договору о Евразийском экономическомсоюзе от 29.05.2014», и порядка декларирования задержанных товаров.

В соответствии с п. 13 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран и помещенные после подписания Договора под таможенный режим ввоза для свободного обращения или таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС.

В случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары (далее - ТК ЕАЭС).

В силу пункта 1 статьи 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) таможенный контроль является государственной функцией таможенных органов.

В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, который подписан в городе Минске 10.10.2014, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Согласно Приложения 3 к Договору, в случае, если транспортное средство, классифицируемое в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза было выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения до даты подписания Договора (10 октября 2014 г.), такое транспортное средство является товаром ЕАЭС. В отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

При ввозе товара из Республики Армения после 10.10.2014, такие транспортные средства признаются иностранным товаром: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Приложении 2 Решения комиссии № 107; до истечения трех лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.04.2020 № 62 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).

Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года по ставкам, действующим в Республике Армения (отличаются от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют в России статус иностранных товаров.

При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).

Вместе с тем предусмотрена возможность временного ввоза лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, легковых автомобилей в качестве иностранных товаров, зарегистрированных на территории Республики Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на территории других государств-членов ЕАЭС.

При этом срок использования таких автомобилей не органичен на территориях других государств-членов ЕАЭС, но их отчуждение, передача в пользование, распоряжение иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.

Транспортное средство <данные изъяты> было задекларировано в Республике Армения по таможенному приходному ордеру 23.09.2019 (письмо Комитета государственных доходов Республики Армения от 24.08.2021 № 5-4/52563-2021), то есть позднее 10.10.2014, поэтому транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а является иностранным товаром, соответственно оно подлежит легализации на территории Российской Федерации одним из вышеперечисленных способов (оформление временного ввоза данного транспортного средства на территории Российской Федерации с обеспечением уплаты таможенных платежей с ограничением прав по передаче третьим лицам либо посредством таможенного декларирования и доплаты причитающихся таможенных платежей). Иного порядка легализации товара правовыми актами не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, разница сумм таможенных пошлин, предусмотренных с. 31, 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Приложения № 2 решению Совета ЕЭК № 107 от 20.12.2017 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" в отношении автомобиля Mercedes-BenzC240 не уплачена, транспортное средство не выпущено таможенным органом.

Исходя из изложенного, должностным лицом Курганского таможенного поста законно принято решение о задержании транспортного средства на основании ч. 5 ст. 258 ТК ЕАЭС.

Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 35 Приложения № 3 к Договору автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 Приложения № 3 к Договору, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных; органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 Приложения №3 к Договору.

Предусмотренная п. 35 Приложения № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 возможность временно ввозить на территории других государств - членов Евразийского экономического союза транспортные средства без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на Амирханзаева М.А., Юсупова Р.М. не распространяется, поскольку они не являются лицами, постоянно проживающими в Республике Армения. Данный факт при рассмотрении дела административным истцом не оспорен.

Сумма таможенных пошлин, налогов на транспортное средство Mercedes-Benz C240 рассчитывается в соответствии с Приложением № 2 к Решению Совета ЕЭК № 107 с учетом рабочего объема двигателя и года выпуска.

Объем двигателя автомобиля <данные изъяты>, 2000 года выпуска, составляет 2597 куб. см., курс Банка России на 14.10.2021 (дата задержания транспортного средства) 1 евро = 83,0028 руб., разница сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении транспортного средства Mercedes-BenzC240, составляет: 5,0 евро х 2597 куб. см. х 83,0028 руб. = 1077791,36 руб. При декларировании в Республике Армения уплачено 30827,69 руб. Таким образом, разница к доплате составляет 1077791,36 руб. – 30827,69 руб. = 1046963,67 руб.

Довод представителя административного истца о том, что Юсупов Р.М. дал Амирханзаеву М.А. транспортное средство <данные изъяты> во временное пользование, в связи с чем, Амирханзаев М.А. не обязан был данное транспортное средство декларировать и оплачивать таможенные пошлины, является необоснованным.

Установлено, что Амирханзанев М.А., гражданин Российской Федерации, распоряжался транспортным средством в полном объеме, в своих объяснениях 14.10.2021 он пояснил, что приобрел данное транспортное средство 23.06.2020, что не оспаривалось в судебном заседании, однако данное транспортное средство было ввезено на территорию Российской Федерации, без таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, установленных приложением № 2 к Решению Совета ЕЭК №107.

Установлено, что транспортное средство <данные изъяты>, было оформлено в Республике Армения, статусом товара ЕАЭС не обладает, а является иностранным товаром, подлежащим легализации на территории Российской Федерации, посредством оформления временного ввоза данного транспортного средства на территории Российской Федерации с обеспечением уплаты таможенных платежей с ограничением прав по передаче третьим лицам (п. 3, 6 ст. 264 ТК ЕАЭС), либо посредством декларирования и доплаты причитающихся таможенных платежей, что не было сделано не Амирханзаевым М.А., не Юсуповым Р.М.

На основании вышеизложенного, транспортное средство Mercedes Benz C240 обоснованно было задержано Курганским таможенным постом Тюменской таможни (протокол задержания товаров и документов на них от 14.10.2021 № 13).

Согласно ч. 1, 3 ст. 320 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

Возврат товаров без применения мер принудительной реализации производится по требованию декларанта (собственника) товаров при условии помещения товаров под таможенную процедуру, в том числе исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 83 и пункт 4 статьи 381 Таможенного кодекса, часть 17 статьи 320 Закона о таможенном регулировании).

В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 381 ТК ЕАЭС задержанные товары возвращаются декларантам после их выпуска таможенным органом. При необходимости совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, по запросу лица, которое правомочно совершать такие таможенные операции, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.

В соответствии с п.1 ст. 381 ТК ЕАЭС, п. 7 ст. 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных ст. 381 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней

Как следует из материалов дела, Курганским таможенным постом, 18.10.2021 Амирханзаеву М.А. направлено уведомление о предстоящем истечении сроков хранения транспортного средства Mercedes Benz C240, срок хранения установлен до 12.11.2021.

Статьей 382 названного Кодекса Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 названного Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 Кодекса, подлежат реализации.

Поскольку в течение срока хранения автомобиль востребован Амирханзаевым М.А. не был, то в соответствии с ч. 1 ст. 382 ТК ЕАЭС, 15.12.2021 транспортное средство <данные изъяты> по акту приема-передачи задержанного имущества № 72/503/25, законно и обоснованно передан в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области для реализации.

Как следует из материалов дела, Амирханзаев М.А. заблаговременно был уведомлен о том, что срок хранения транспортного средства <данные изъяты> истекает 12.11.2021, а также ему были разъяснены положения п. 2 ст. 382 ТК ЕАЭС. Однако каких либо мер к возврату транспортного средства, Амирханзаев М.А., не предпринял.

Положения п.п. 1 ч. 9 ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяют, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, а судом таких доказательств не добыто.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия по задержанию транспортного средства, находящегося под управлением Амирханзаева М.А., проведены уполномоченным органом в соответствии с требованиями таможенного законодательства, нарушений процедуры при задержании товара и документов, не допущено, нарушений прав административного истца не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Амирханзаева М.А. к Тюменской таможне Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Курганскому таможенному посту Тюменской таможни, ГГТИ ОТО и ТК № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни Зубареву А.Н. о признании незаконными акта таможенного осмотра от 14.10.2021, протокола задержания товаров и документов на них от 14.10.2021 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы в Курганский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2022.

Дело № 2а-1535/2022

45RS0026-01-2021-022069-48