ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13168/17 от 13.12.2017 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-13168/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Мороз Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному Управлению образования администрации г. Красноярска в лице территориального отдела по Советскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным и обязании восстановить в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Главному Управлению образования администрации г. Красноярска в лице территориального отдела по Советскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным и обязании восстановить в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Свои требования мотивировала тем, что ФИО2 28 декабря 2015 года было подано заявление на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении для сына ФИО3 ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ. Как многодетной семье им была представлена льгота на внеочередное поступление в детское дошкольное учреждение. Территориальным отделом по Советскому району ФИО4 был поставлен в очередь, заявлению присвоен идентификационный номер . 16 мая 2017 года льгота была снята, и им было отказано в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. Данный отказ считает незаконным, так как на момент постановки в очередь она имела статус матери многодетной семьи. В связи с чем, просит восстановить срок на обжалование отказа, признать отказ в предоставлении места дошкольном образовательном учреждении незаконным, обязать ответчика восстановить ФИО4 в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.

Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежаще, о причинах неявки не уведомили.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил, представил возражения на иск, где просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что ФИО3 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, был поставлен на учет и внесен в автоматизированную систему «Дошкольник» 28.12.2015 года. При постановке на учет ФИО4 в автоматизированной системе была установлена льгота - первоочередное право как многодетной семье. На момент обращения 06.06.2017 года в территориальный отдел главного управления образования администрации города по Советскому району за направлением в ДОУ подтвердить льготу родители не смогли. Согласно автоматизированной системе срок действия льготы закончился 16 мая 2017 года. Согласно пункту 2.4. постановления Главы города от 22.05.2007 № 304 «Наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления. Подтверждающие документы хранятся у специалистов главного управления образования администрации города, территориального отдела главного управления образования администрации города по соответствующему району города с момента выдачи направления». Соответственно, в ходе проверок контролирующих органов отсутствие документов, подтверждающих льготу на момент выдачи направления является нарушением. В соответствии с пунктом 2.9.1. «Выдача направлений на следующий учебный год осуществляется с 1 июня текущего года». Соответственно, данной семье на приеме 06 июня 2017 года было отказано в выдаче направления как льготной категории граждан. Однако, как очередник ФИО3 ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, свой статус сохранил. По состоянию на 10 октября 2017 года номер очереди ФИО4 - Таким образом, ФИО1 не отказано в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, а отказано в выдаче направления как льготной категории граждан. Право на получения места в ДОУ за ФИО4 сохранено. Кроме того, 29 августа 2017 года на имя ФИО4 было выдано направление на посещение группы кратковременного пребывания в МБДОУ № . С 04 октября 2017 года ребенок посещает данное дошкольное учреждение в ГКП. При этом права на получение направления в группу полного дня не нарушены, так как ребенок состоит на очереди в статусе «очередник». Пунктами 5.1., 5.2. Положения о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 03.11.2009 № 429 предусмотрено, что содержание образования в группе кратковременного пребывания определяется общеобразовательными программами дошкольного образования. Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденными руководителем муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии административного истца в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС предусмотрено, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п.1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 7).

ФИО1 просит восстановить срок на обращение в суд, ссылаясь на то, что срок на обжалования отказа она пропустила по уважительным причинам, а именно первоначально она обратилась в суд с настоящим иском 07 июля 2017 года, определением Советского районного суда г. Красноярска от 14 июля 2017 года административное исковое заявление было оставлено без движения и впоследствии возвращено истцу определением суда от 15 августа 2017 года.

Как следует из дела, ФИО1 было отказано в выдаче направления в ДОУ 06 июня 2017 года, соответственно последним днем для подачи административного искового заявления в суд является 06 сентября 2017 года. Административное исковое заявление направлено в суд 07 сентября 2017 года, то есть по истечении установленного законом срока.

Учитывая, приведенные административным истцом обстоятельства, разумные сроки повторного обращения истца в суд с настоящим иском, суд находит причины пропуска срока уважительными, в связи с чем, пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Из части 3 данной статьи следует, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Согласно ч. 4 ст. 67 данного Федерального закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и статьей 88 данного Федерального закона.

В силу п.п. "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено установить для многодетных семей прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.

Из письма Минобрнауки России от 01.12.2014 N 08-1908 "Об организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и приема их на обучение" следует, что первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено, в том числе для детей из многодетных семей (подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке семей").

Постановлением администрации г. Красноярска от 22 мая 2007 года № 304 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска.

Согласно п. 2.4 Положения наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления. Подтверждающие документы хранятся у специалистов главного управления образования администрации города, территориального отдела главного управления образования администрации города по соответствующему району города с момента выдачи направления.

Места в учреждениях предоставляются в порядке очереди (п.2.1 Положения).

Выдача направлений на следующий учебный год осуществляется с 1 июня текущего года (п. 2.9.1 Положения).

Как видно из материалов дела, ФИО3 ФИО14, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ

Из талона подтверждения, справки Главного Управления образования администрации г. Красноярска от 13 декабря 2017 года, сведений из АИС «Прием заявлений в учреждения дошкольного образования» следует, что ФИО4 28 ноября 2015 года был поставлен на учет и внесен в автоматизированную систему «Дошкольник» с установлением льготы-первоочередное право как многодетной семье. При обращении родителей 06 июня 2017 года в территориальный отдел главного управления образования администрации г. Красноярска по Советскому району им было отказано в предоставлении места в связи с тем, что льгота закончилась 16 мая 2017 года. Ребенку был присвоен статус «очередник» без льготы. 29 августа 2017 года было выдано направление на посещение группы кратковременного пребывания на имя ФИО4 в МБДОУ № .

Проанализировав положения закона, Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска, представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в дошкольное образовательное учреждение с указанием льготы – первоочередное право как многодетной семье.

При обращении 06 июня 2017 года за направлением в ДОУ, родители в соответствии с п. 2.4 Положения не смогли подтвердить льготу, в связи с чем, ФИО4 был присвоен статус «очередник» и отказано в выдаче направления как льготной категории граждан, но не отказано в предоставлении места в ДОУ. С Номер очереди ФИО4 . 04 октября 2017 года ФИО4 посещает группу кратковременного пребывания в МБДОУ № .

Таким образом, судом не установлено со стороны ответчика нарушений требований закона по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении и нарушение прав ребенка на получение места в ДОУ. В связи с чем, требования ФИО1 к Главному Управлению образования администрации г. Красноярска в лице территориального отдела по Советскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным и обязании восстановить в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Главному Управлению образования администрации г. Красноярска в лице территориального отдела по Советскому району г. Красноярска о признании отказа незаконным и обязании восстановить в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.С. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено: 18.12.2017