ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1317/2021 от 01.02.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-1317/2021

УИД 35RS0010-01-2020-017748-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 01 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зайцевой М.В.,

при секретаре Грязевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Вологодской области, заместителю начальника ИЦ УМВД России по Вологодской области ФИО2 об оспаривании отказа в исключении из данных ИЦ УВД Российской Федерации сведений о возбуждении и прекращении уголовного дела, возложении обязанности исключить указанные сведения из базы данных ИЦ УВД РФ.

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к УМВД России по Вологодской области, в котором указал, что в базе ИЦ МВД РФ в отношении него имеются сведения о возбуждении уголовного дела, однако ФИО1 освобожден от уголовной ответственности в связи примирением сторон. В октябре 2020 года он обратился в УМВД России по Вологодской области с заявлением об исключении из данных ИЦ УВД Российской Федерации сведений о возбуждении и прекращении уголовного дела, однако ему было отказано. Считает, что наличие данной информации препятствует истцу в трудоустройстве на работу в органы внутренних дела и вооруженных сил Российской Федерации, что нарушает его права.

Просит признать незаконными действия УМВД РФ по Вологодской области об отказе в исключении из базы информационного центра УВД РФ сведений о возбуждении в отношении его уголовного дела по <данные изъяты> УК РФ и о прекращении уголовного дела на основании ст.25 УПК РФ в связи с примирением сторон. Обязать административного ответчика исключить указанные сведения из информационной базы данных МВД РФ.

Протокольным определением от 13.01.2020 к участию в деле в качестве ответчика привлечен заместитель начальника ИЦ УМВД России по Вологодской области ФИО2, в качестве заинтересованного лица – МВД России.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Вологодской области ФИО3 административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Административный ответчик заместитель начальника ИЦ УМВД России по Вологодской области ФИО2 исковые требования не признал. Суду пояснил, что действующим законодательством предусмотрено хранение информации до 80 лет.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела в <данные изъяты> году в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по <данные изъяты> УК РФ. Постановлением Великоустюгского суда Вологодской области от <данные изъяты> уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, прекращено на основании ст.25 УПК РФ, в связи с примирением с потерпевшим. ФИО1 от уголовной ответственности освобожден.

В октябре 2020 года ФИО1 обратился в УМВД России по Вологодской области с заявлением об исключении из данных ИЦ УВД Российской Федерации сведений о возбуждении и прекращении уголовного дела.

В ответе от 08 октября 2020 года (исполнитель ФИО2) ФИО1 отказано в исключении из данных ИЦ УВД Российской Федерации сведений о возбуждении и прекращении уголовного дела.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 328 "О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений", Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков издан совместный приказ от 29.12.2005 № 399 «Об утверждении Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений» (далее - Положение) вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов».

Указанное Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета, к которым относит лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшего, судебное решение по уголовному делу (пункты 1 и 2.4 Положения).

В силу пункта 2.2 Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

К учетным документам относятся журналы учета, статистические карточки, формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета (пункт 2.7 Положения).

Статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ) закреплено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Внесению в банки данных подлежит информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания (часть 1, пункты 1, 2, 4 и 6 части 3).

Пункт 40 приведен в главе IV Положения, определяющей учет лиц, совершивших преступления. Установленное данной нормой требование об учете всех лиц, в отношении которых уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом), связано с одним из оснований для постановки на такой учет, предусмотренным пунктом 41 данного акта, согласно которому обвинительное заключение (акт) является основанием учета лица, совершившего преступление, что соответствует приведенным положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 330-О-О, часть 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Это законоположение не регламентирует вопросов, касающихся порядка учета и хранения информации о лицах, осужденных за совершение преступлений и имевших судимость.

Приказ и Положение не регулируют отношения, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, а предусматривают порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих лишь количественное значение сведений об объектах учета и не содержащих информации о конкретных гражданах и их персональных данных.

Учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов. Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения (глава IX Положения). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.

Снятию с данного учета лицо подлежит в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора (пункт 43 Положения).

Исходя из положений статьи 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 25, 239 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон реабилитирующим основанием не является.

Руководствуясь приведенными выше требованиями закона, иных нормативных правовых актов и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, суд отклоняет доводы административного истца о неправомерности действий УМВД России по Вологодской области, отказавшего в изъятии информации о возбуждении и прекращении уголовного дела в отношении ФИО4 из информационных ресурсов ИЦ.

Основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к УМВД России по Вологодской области, заместителю начальника ИЦ УМВД России по Вологодской области ФИО2 об оспаривании отказа в исключении из данных ИЦ УВД Российской Федерации сведений о возбуждении и прекращении уголовного дела, возложении обязанности исключить указанные сведения из базы данных ИЦ УВД РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.В. Зайцева