ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1318/17 от 21.11.2017 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1318/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юсьва 21 ноября 2017 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе:

председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,

при секретаре Крохалевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Долдиной Н.В.,

представителя административного ответчика Власова А.В.,

заинтересованного лица Быкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Юсьвинского района к Земскому Собранию Юсьвинского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, свои требования мотивировав тем, что прокуратурой Юсьвинского района проведена проверка соблюдения депутатами представительных органов местного самоуправления требований законодательства, в части достоверности и полноты представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год. Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 25 февраля 2016 № 55 «Об утверждении Положений о предоставлении, размещении и проверке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» утверждены: 1) Положение о порядке представления депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приложение № 1); 2) Положение о порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, на официальном сайте муниципального образования «Юсьвинский муниципальный район» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (приложение № 2); 3) Положение о порядке проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, а также соблюдения депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (приложение № 3). Согласно п. 5 Положения о порядке представления депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом. На основании п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах, Депутат Земского Собрания представляет ежегодно: а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; б) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; в) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, осуществленных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма сделок превышает общий доход депутата Земского Собрания и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции установлено, что депутаты Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Капустин В.Н., Кубарев А.С., Делемень Г.Н., Власова A.M. и Быков А.А. предоставили недостоверные и неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января по 31 декабря 2016 года. 23 июня 2017 года прокуратурой Юсьвинского района в адрес Земского Собрания Юсьвинского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованиями рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании Земского Собрания Юсьвинского муниципального района и на Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю по достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствующих, а также решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, которые предоставили недостоверные сведения. 29 июня 2017 года состоялось первое заседание Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, на котором представление прокуратуры Юсьвинского муниципального района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» признано соответствующим порядку поступления в Земское Собрание, соответствующим полномочиям Комиссии и принято к рассмотрению. 20 июля 2017 года состоялось второе заседание Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, на котором принято решение в отношении депутатов Земского Собрания Капустина В.Н., Кубарева А.С., Делемень Г.Н., Власовой A.M. проверку не проводить, а в отношении депутата Быкова А.А., который не указал в своих сведениях о доходах девять объектов недвижимости, которые находились в период 2016 года в его собственности, назначено проведение проверки. 06 сентября 2017 года состоялось третье заседание Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, на котором проверка в отношении депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А. признана законченной и коррупциогенная составляющая в действиях Быкова А.А. не установлена, депутату Быкову А.А. указано о недопустимости впредь предоставлять неполные сведения. 21 сентября 2017 года на очередном заседании Земского Собрания Юсьвинского муниципального района принято решение № 236 «О рассмотрении представления прокуратуры Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в соответствии с которым информация председателя Комиссии о результатах рассмотрения преставления прокуратуры Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» принята к сведению, и требование прокуратуры о досрочном прекращении полномочий депутатов Земского Собрания Юсьвинского муниципального района К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М., Быкова А.А., предоставивших недостоверные и неполные сведения, отклонено, то есть полномочия депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А. не были прекращены досрочно. До настоящего времени решение о применении мер ответственности к депутату Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкову А.А. в связи с неисполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», представительным органом муниципального образования не принято, что не отвечает одному из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации - принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Бездействие представительного органа по непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Юсьвинского муниципального района. Соблюдение депутатами представительного органа местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции является обязательным в силу прямого указания действующего законодательства. Жители Юсьвинского муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, которые надлежащим образом соблюдают законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности депутата, нарушившего закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных интересов его избирателей. Непринятие представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий депутата, нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Юсьвинского района Долдина Н.В. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Просила признать незаконным бездействие Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Быкова А.А., и обязать Земское Собрание Юсьвинского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - председатель Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Власов А.В. с административным исковым заявлением не согласился, пояснил, что 23 июня 2017 года в адрес Земского Собрания поступило представление прокурора Юсьвинского района, в котором было указано, что в ходе проверки было выявлено, что часть депутатов предоставили недостоверные сведения о доходах. Данное представление в течение 3-х дней было направленно в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах. 29 июня 2017 года состоялось первое заседание данной комиссии, то есть на данное представление прокурора отреагировали незамедлительно, менее чем за неделю. Председателем данной комиссии является депутат М.Г.М., она непосредственно является членом данной комиссии. В соответствии с положением о предоставлении сведений о доходах основанием для проведения проверки является информация, поступившая, в том числе от правоохранительных органов. Сам аппарат Земского Собрания не может проводить полноту и достоверность проверки, а только принимать сведения о доходах. Данный процесс был соблюден, все 14 депутатов предоставили сведения о доходах до 01 апреля 2017 года, нарушений никаких не было. На первом заседании комиссии они изучили представление прокурора Юсьвинского района, приняли его к рассмотрению. Депутатам Земского Собрания Юсьвинского района К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М., Быкову А.А. в соответствии с п. 2.5 положения о порядке проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок до 14 июля 2017 года необходимо было предоставить в комиссию достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с подтверждающими документами и пояснениями в письменной форме по указанным в представлении прокуратуры района фактам предоставления неполных и недостоверных сведений. Данное решение Комиссии было направленно всем 5 депутатам Земского Собрания Юсьвинского района. 20 июля 2017 года состоялось следующее заседание Комиссии Земского Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Земского Собрания «О принятии решения о проведении, (не проведении) проверки по выявленному прокуратурой Юсьвинского района факту предоставления недостоверных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». На данном заседании Комиссией было принято решение по депутатам К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М. проверку не проводить. В отношении депутата Земского Собрания Быкова А.А. было принято решение о проведении проверки. Цель данной проверки была направлена на то, чтобы депутатом Быковым А.А. были предоставлены достоверные сведения по выпискам из Росреестра о регистрации и сведений из ГИБДД по тем объектам, которые были выявлены прокуратурой Юсьвинского района. Цель данной проверки была в том, чтобы убедиться в достоверности предоставленных сведений, а именно, в плане получения дополнительных сведений о доходах. Решением данной Комиссии в адрес Земского Собрания было направлено представление о запросе в налоговую инспекцию о предоставлении сведений по объектам, которые не были указаны депутатом Быковым А.А. в сведениях о доходах. С налоговой инспекции был получен ответ о том, что все объекты стоят на учете в налоговой инспекции, договоров аренды нет. Соответственно, никаких доходов депутат Быков А.А. по данным объектам за 2016 год не получил. 06 сентября 2017 года состоялось очередное заседание Комиссии Земского Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера «О рассмотрении результатов проверки по депутату Земского Собрания Быкову А.А.». По результатам проверки был получен ответ с МРИ ФНС России № 1 по Пермскому краю, в котором указано, что информация по указанным в запросе объектам недвижимости, земельным участкам и транспортному средству в базе данных Инспекции имеется. В инспекцию Быковым А.А. предоставлено заявление, на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год. Договоров сдачи в аренду вышеуказанных объектов недвижимого имущества в инспекции нет. На основании предоставленных сведений Комиссией было принято решение о том, что в связи с отсутствием коррупционной составляющей по факту, выявленному прокуратурой Юсьвинского района предоставления неполных сведений об имуществе, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленной депутатом Земского Собрания Юсьвинского района Быковым А.А., оснований для направления материалов проверки председателю Земского Собрания для вынесения и рассмотрения на ближайшем заседании Земского Собрания отсутствуют, то есть в отношении депутата Быкова А.А. было принято аналогичное решение, как и в отношении остальных депутатов. Выделять депутата Быкова А.А. от остальных депутатов прокуратура считает неправильным, потому что в отношении Быкова А.А. было принято аналогичное решение, что и по остальным депутатам, только после проведения проверки. На очередном заседании Земского Собрания, которое состоялось 21 сентября 2017 года, рассмотрев представление прокуратуры Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», требования прокуратуры о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А., предоставившего недостоверные и неполные сведения, отклонены. Настоящее решение вступило в законную силу, никем не обжаловано. Считает, что депутатами Земского Собрания принято законное решение, и в данном случае нет коррупционной составляющей.

Заинтересованное лицо Быков А.А. с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что в течение его предпринимательской деятельности все имущественные, финансовые дела по всем предприятиям у него ведет бухгалтерия. За 25 лет никаких серьезных вопросов не возникало, всеми учетами, налогами занимается его специалист, которому он доверяет. Ежегодно отчеты по доходам ведет его бухгалтер. Насколько точно были сданы сведения о его деятельности за 2016 год, сказать не может, он их не проверял. Сведения о доходах были сданы в срок до 01 апреля 2017 года, вопросов никаких не было, а в конце июня 2017 года Власов А.В. сказал ему, что имеется представление прокуратуры Юсьвинского района о том, что часть депутатов сдали некорректные сведения о доходах. Считает, что Земское Собрание, председатель Власов А.В. не бездействовали. Власов А.В. лично занимался данным вопросом, сообщил всем депутатам. Через день он подошел к специалисту, уточнил, ужесточились ли требования при сдаче сведений о доходах, она пояснила, что необходимо сделать все как положено и что все отчеты делаются по сведениям Росреестра. Им был направлен запрос, а когда пришла справка с Росреестра, сдал уточненные сведения о доходах 13 июля 2017 года. То есть данный документ был составлен во взаимодействии с государственными органами. Его отношения с государством, с точки зрения имущества, прозрачные, бюджет РФ, местный бюджет от его действий не пострадал. Никаких сомнительных объектов недвижимости у него нет, все расположено на территории РФ, все налоги уплачены. Он является депутатом, денег в виде зарплаты не получает. Приравнивать депутатов к госслужащим, с точки зрения гражданина РФ он считает, что это неправильно. В его действиях никакого умысла не было, государство, физические лица от его действий не пострадали. Уточненные сведения им сданы, хоть и несвоевременно. В отношении него провели проверку, но ничего не нашли. Считает, что Комиссия Земского Собрания свою работу сделала качественно, отреагировала на представление прокуратуры.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства является в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-Ф3) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции.

Согласно пункту 42 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-Ф3) осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Федеральным законом от 03.11.2015г. № 303-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 введена новая редакция части 7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 депутат выборного органа местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-Ф3 лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, Федеральным законом от 03.11.2015 г. № 303-ФЗ из ч. 4 ст. 12.1 исключены слова «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе».

Аналогичная норма содержится в статье 15 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой муниципальные служащие, замещающие указанные должности, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления таких сведений государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которого государственный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным представляет сведения как о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), так и сведения в отношении сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.

Согласно ч.2 ст. 8. Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 7.1. и 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, представительному органу местного самоуправления в случае несоблюдения депутатом обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предписано прекратить его полномочия досрочно.

Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 25.02.2016 № 55 утверждено Положение о предоставлении, размещении и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которое предусматривает аналогичный порядок и сроки предоставления депутатами сведений.

Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014г. № 460.

Таким образом, в силу указанных выше норм закона депутат представительного органа местного самоуправления обязан соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. В том числе, депутат обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, сроке и по форме, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нарушение депутатом обязанности по представлению указанных сведений, в том числе в порядке, сроке и по форме, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет безусловное прекращение его полномочий, согласно ч 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 представительный орган муниципального образования обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Из материалов дела следует, что Быков А.А. является депутатом Земского Собрания Юсьвинского муниципального района (л.д. 18). Полномочия данного депутата на момент рассмотрения настоящего дела не прекращены.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, депутат Быков А.А. не исполнил возложенную на него Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» обязанность по представлению сведений о своем имуществе за 2016 год.

Прокурорской проверкой по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, в части достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, установлено, что депутатом Быковым А.А. допущены нарушения при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно: депутат Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быков А.А. предоставил недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в своей справке о доходах за 2016 год в разделе 3.1. «Недвижимое имущество» не указал о наличии в собственности следующие объекты недвижимости: земельный участок площадью 5200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 06.02.2010 года; земельный участок площадью 2480 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 05.04.2011 года; земельный участок площадью 7659 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 20.07.2012 года; земельный участок площадью 3632 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 19.01.2015 года; земельный участок площадью 1800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 11.03.2014 года; нежилое помещение площадью 6,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в его собственности с 25.12.2013 года; нежилое здание площадью 39,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в его собственности с 18.11.2013 года; нежилое здание площадью 10,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в его собственности с 28.10.2014 года; здание - многоквартирный дом, площадью 63,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящийся в его собственности с 11.03.2014 года. Кроме того, Быков А.А. в справке о доходах не указал наличие в его собственности автомобиля марки <данные изъяты>, 1989 года выпуска.

По результатам проверки прокурором Юсьвинского района в адрес Земского Собрания Юсьвинского муниципального района внесено представление с требованием, в том числе, принять меры к устранению указанных в представлении нарушений закона о противодействии коррупции (л.д.15-16).

29 июня 2017 года на заседании Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, приняты решения в протокольной форме: представление прокуратуры Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» признано соответствующим порядку поступления в Земское Собрание, соответствующим полномочиям Комиссии и принято к рассмотрению; депутатам Земского Собрания Юсьвинского муниципального района К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М. и Быкову А.А. в срок до 14 июля 2017 года представить в Комиссию достоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с подтверждающими документами (л.д. 19-20).

20.07.2017 года состоялось второе заседание Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, на котором принято решение в отношении депутатов Земского Собрания К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М. проверку не проводить, а в отношении депутата Быкова А.А., который не указал в своих сведениях о доходах девять объектов недвижимости, которые находились в период 2016 года в его собственности, назначено проведение проверки (л.д. 21-23).

06 сентября 2017 года состоялось третье заседание Комиссии Земского Собрания Юсьвинского муниципального района по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского Собрания, на котором проверка в отношении депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А. признана законченной и коррупционная составляющая в действиях Быкова А.А. не установлена, депутату Быкову А.А. указано о недопустимости впредь предоставлять неполные сведения (л.д. 25-27).

21 сентября 2017 года на очередном заседании Земского Собрания Юсьвинского муниципального района слушался вопрос о рассмотрении представления прокурора Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Решением Земского Собрания Юсьвинского муниципального района от 21 сентября 2017 года № 236 информация председателя Комиссии о результатах рассмотрения представления прокурора Юсьвинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» принята к сведению; требование прокуратуры о досрочном прекращении полномочий депутатов Земского Собрания Юсьвинского муниципального района К.В.Н., К.А.С., Д.Г.Н., В.А.М., Быкова А.А., представивших недостоверные и неполные сведения, отклонено.

Судом установлено, что факт неисполнения депутатом Быковым А.А. возложенных законом обязанностей, в том числе, на момент проведения проверки прокуратурой Юсьвинского района, имелся, представительный орган должен был быть принять безусловное решение о досрочном прекращении полномочий депутата. Таким образом, данное бездействие Земского Собрания Юсьвинского муниципального района прямо противоречит требованиям ч.ч. 7.1. и 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3, Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ, и Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3.

Доводы заинтересованного лица Быкова А.А. о том, что лично он не проверил сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данной деятельностью занимался его специалист, которому он доверяет, суд признает несостоятельными. Обязанность депутата предоставлять сведения о принадлежащем ему имуществе прямо предусмотрена законом, такая обязанность депутатом не исполнена.

Также суд признает необоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что из 5 депутатов Земского Собрания в отношении 4 депутатов проверку не проводили, и в отношении Быкова А.А. было принято аналогичное решение.

Настоящий административный иск подан о признании незаконным бездействия Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Быкова А.А.

Таким образом, бездействие Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии решения устранить допущенные нарушения закона в отношении Быкова А.А. в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», в судебном заседании установлено, данное бездействие с учетом совершения нарушений законодательства, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей Юсьвинского муниципального района, в защиту чьих интересов подан настоящий административный иск.

Соблюдение депутатами представительного органа местного самоуправления и самим органом местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции является обязательным в силу прямого указания действующего законодательства.

Жители Юсьвинского муниципального района имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления депутатами, которые надлежащим образом соблюдают законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности депутатов, нарушивших закон, влечет угрозу соблюдения прав, свобод и законных прав его избирателей. Непринятие представительным органом решения о досрочном прекращении полномочий депутатов, нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующих избирательных округов (пункт 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае, суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Поскольку совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов граждан, в чьих интересах прокурор подал административный иск, установлена в ходе судебного разбирательства, то бездействие Земского Собрания Юсьвинского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А. подлежит признанию незаконным.

В таком случае суд считает необходимым возложить на Земское Собрание Юсьвинского муниципального района Пермского края обязанность устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Быкова А.А. решения в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» не позднее чем через десять дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Юсьвинского муниципального района Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Быкова А.А..

Возложить обязанность на Земское Собрание Юсьвинского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в суд через Кудымкарский городской суд (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 24 ноября 2017 года.

Председательствующий: Е.В. Баяндина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>