ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1318/2017 от 27.06.2017 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-1318/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 27 июня 2017 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Стахорской О.А.

при секретаре Дорджиевой М.В.,

с участием прокурора Довгань Я.Ф. и представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольского района к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившемся в длительном непринятии административных регламентов, регулирующих порядки предоставления муниципальных услуг и возложении обязанности принять административные регламенты, регулирующие порядки предоставления муниципальных услуг,

у с т а н о в и л:

Первоначально прокурор Ольского района обратился в Ольский районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившемся в длительном неприведении в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов, возложении обязанности привести в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальные нормативные правовые акты, признании незаконным бездействия, выразившемся в длительном непринятии административных регламентов, регулирующих порядки предоставления муниципальных услуг и возложении обязанности принять административные регламенты, регулирующие порядки предоставления муниципальных услуг.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ольский городской округ», выразившееся в длительном неприведении в соответствие с требованиями федерального законодательства опротестованных прокуратурой района муниципальных нормативных правовых актов, а именно: административного регламента осуществления муниципальной функции «Муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 28.06.2016 № 490, в части п. 1.7.3, 1.8, 3.2.6, 3.4.5 - 3.4.9, 3.5.3, 3.5.8, 3.5.9, 3.5.15 и 3.5.17; административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 03.08.2016 № 600, в части п. 2.4 и 3.5.4; порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Ольский городской округ» субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 08.02.2017 № 93, в части разделов II и IV. И возложить на администрацию обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести в соответствие с требованиями федерального законодательства, опротестованные прокуратурой района указанные выше муниципальные нормативные правовые акты.

Кроме того, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ольский городской округ», выразившееся в длительном непринятии административного регламента, регулирующего порядок предоставления муниципальной услуги в виде предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим 3 и более детей и возложить обязанности принять указанные регламент.

Учитывая добровольное исполнение, судом был принят отказ прокурора от указанных требований и производство по делу в данной части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение от 27.06.2017.

Помимо указанных выше требований прокурором было заявлено о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ольский городской округ», выразившееся в длительном непринятии административных регламентов, регулирующего порядок предоставления разрешений на проведение земляных работ и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, а также возложении обязанности на администрацию в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принять административные регламенты, регулирующие предоставление указанных муниципальных услуг.

Свои требования в данной части прокурор мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией МО «Ольский городской округ» требований федерального законодательства, было выявлено принятие административных регламентов, регулирующих порядок предоставление муниципальных услуг по получению разрешений на проведение земляных работ и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, что противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства». Принесенные прокурором в адрес администрации МО «Ольский городской округ» представления не исполнены, то есть допущено бездействие.

Прокурор в судебном заседании, требования в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ольский городской округ», выразившемся в длительном непринятии административных регламентов, регулирующих порядок предоставления разрешения на пересадку деревьев и кустарников, а также регулирующего порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ и возложении на администрацию обязанности принять указанные административные регламенты, поддержала, по основаниям, приведенным в иске, и настаивала на их удовлетворении. Кроме того, пояснила, что требование о принятии указанных регламентов прямо предусмотрено в постановлении Правительства РФ № 403 от 30.04.2014. Помимо этого, обратила внимание суда на то, что администрация первоначально приняла представление прокуратуры района к исполнению и сообщила о начале работ по разработке указанных административных регламентов, однако фактически не исполнила представление прокурора района, что свидетельствует о бездействии администрации.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Ольский городской округ» ФИО1, с исковыми требованиями в указанной части не согласилась, пояснив, что раздел II применяется в случае, если такие процедуры и порядок из проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления. В настоящее время Решением Собрания представителей МО «Ольский городской округ» процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников не определена. В связи с чем, вопрос об утверждении административного регламента преждевременен.

Что же касается требований о принятии административного регламента по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ, то решением Собрания представителей МО «Ольский городской округ» от 28.04.2016г. № 141-РН утверждены Правила благоустройства и содержания территории поселений муниципального образования «Ольский городской округ». Пунктом 5.6.3 указанных Правил закреплена процедура предоставления разрешения на осуществление земляных работ и порядок их проведения (с указанием сроков предоставления, перечня необходимых документов для получения разрешения и т.д.). Принимая во внимание, что данными Правилами регламентируется в полном объеме порядок проведения вышеуказанной процедуры, считает дублирование ее административным регламентом нецелесообразным.

Учитывая изложенное, просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Выслушав пояснения административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что представление об устранении нарушений федерального законодательства в части непринятия административных регламентов регулирующего порядок предоставления разрешения на пересадку деревьев и кустарников и регулирующего порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ, вынесено прокурором 07.02.2017 со сроком исполнения в течение месяца со дня вынесения представления. 13.03.2017г. в адрес прокуратуры от администрации МО «Ольский городской округ» поступило сообщение, что указанные административные регламенты не разработаны и не приняты, а административное исковое заявление поступило в суд 29.05.2017г., суд считает, что трехмесячный срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд административным истцом соблюден.

Частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (ред. от 24.01.2017) «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (вместе с «Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства», «Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»), утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - перечень). Определены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, в частности, пункт 131 - предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников; пункт 132 - предоставление разрешения на осуществление земляных работ.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочих отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п.26).

Таким образом, к обязанностям городского округа относится принятие административных регламентов регулирующих в частности вопросы предоставления муниципальных услуг по предоставлению разрешений на пересадку деревьев и кустарников и разрешения на осуществление земляных работ, в случае если такие процедуры и порядок из проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что:

- в соответствии с Уставом МО «Ольский городской округ», к вопросам местного значения муниципального образования отнесено: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 28 ч. 1 ст. 7 Устава); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 29 ч. 1 ст. 7 Устава);

- 07.02.2017 прокурором Ольского района главе МО «Ольский городской округ» внесено представление, которым установлено, что в нарушение пунктов 131 и 132 постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», административные регламенты регулирующие порядок предоставления разрешения на пересадку деревьев и кустарников и порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ не приняты. В связи с чем прокурор потребовал устранить допущенное нарушение в течение месяца со дня внесения представления;

- из сообщения главы МО «Ольский городской округ» от 03.03.2017 следует, что названные административные регламенты не приняты, разработчикам административных регламентов направлено письмо с рекомендацией о необходимости их принятия в целях устранения нарушения закона.

Таким образом, администрацией МО «Ольский городской округ» принято на себя обязательство исполнитель представление прокурора, которое ею не оспаривалось, однако с марта 2017 года по день рассмотрения дела указанные административные регламенты не приняты, прокурору сообщение об отсутствии оснований для из принятия не направлено, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Ольский городской округ», выразившееся в непринятии указанных регламентов.

В связи с чем суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. А учитывая, что судом признается незаконным бездействие, то и требования прокурора о возложении обязанности принять указанные административные регламенты, обосновано и подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд полагает, что срок исполнения решения обоснован, так как разработка регламента не требует дополнительных затрат.

Приходя к указанному выводу по требованию в части административного регламента регулирующего вопросы предоставления разрешения на осуществление земляных работ, суд, исходил из следующего.

Как указывалось выше, в силу постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403, утвержден перечень процедур в сфере жилищного строительства, в котором определены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях, в том числе, муниципальных образований, в частности, по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ, в случаях, если такие процедуры и порядок их проведения установлены муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Решением Собрания представителей МО «Ольский городской округ» от 28.04.2016 № 141-РН утверждены Правила благоустройства и содержания территории поселений муниципального образования «Ольский городской округ». Разделом 10 указанных Правил предусмотрены основные требования к проведению земляных работ.

Таким образом, представительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании «Ольский городской округ» принят нормативный акт устанавливающий процедуру и порядок проведения земляных работ, однако в нарушение постановления Правительства РФ № 403 от 30.04.2014 административный регламент по порядку предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ не принят. Наличие подробного описания процедуры и порядка проведения земляных работ в Правилах благоустройства не может свидетельствовать об освобождении исполнительного органа местного самоуправления от обязанности, установленной Правительством РФ.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора в части административного регламента по предоставлению разрешения на пересадку деревьев и кустарников, суд также исходил из требований содержащихся в постановлении Правительства № 403 от 30.04.2014 и Правил благоустройства и содержания территории поседений МО «Ольский городской округ», утвержденных решением Собрания представителей МО «Ольский городской округ» от 28.04.2016 № 141-РН.

Также как и с регламентом по порядку предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на осуществление земляных работ, постановлением Правительства РФ № 403 от 30.04.2014 предусмотрено, что порядок предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, разрабатывается и принимается в случаях, если такие процедуры и порядок их проведения установлены муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Правилами благоустройства и содержания территории поседений МО «Ольский городской округ», утвержденных решением Собрания представителей МО «Ольский городской округ» от 28.04.2016 № 141-РН предусмотрены случаи вырубки деревьев и кустарников, а также их пересадки (п.п. 7.5.9.1, 7.5.17 и т.д.) без разрешений, то есть должны быть предусмотрены случаи возможной пересадки кустарников и деревьев на территории поселений МО «Ольский городской округ» для которых требуется разрешение, в связи с чем необходимо принятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению разрешений на пересадку деревьев и кустарников.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ольского района к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившемся в длительном непринятии административных регламентов, регулирующих порядки предоставления муниципальных услуг и возложении обязанности принять административные регламенты, регулирующие порядки предоставления муниципальных услуг, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ольский городской округ» в длительном непринятии административных регламентов, регулирующих порядок предоставления муниципальных услуг по –

- предоставлению разрешения на пересадку деревьев и кустарников,

- предоставлению разрешения на осуществление земельных работ.

Возложить на администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» обязанность принять административные регламенты, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг по –

- предоставлению разрешения на пересадку деревьев и кустарников,

- предоставлению разрешения на осуществление земельных работ,

в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы, в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 01 июля 2017 года.

Судья О.А. Стахорская