К делу № 2а-1318/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 09 февраля 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Соколова А. М. к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Соколов А.М. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившем в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ и полученном административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в оказании муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду". В обоснование отказа в предоставлении муниципальной услуги департаментом имущественных отношений администрации города Сочи указано, что регистрация места жительства заявителя на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществлена ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Краснодарского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Считает данный отказ необоснованным, не соответствующим положениям действующего законодательства, нарушающим права административного истца по следующим основаниям. Административный истец указал на то, что является многодетным отцом, поскольку на дату обращения в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ имел троих несовершеннолетних детей: Соколову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Соколову Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Соколову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со свидетельством о рождении, Соколов А.М. родился в г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ, с момента рождения постоянно проживает и работает на территории города-курорта Сочи, что подтверждается его паспортом: зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес>, свидетельством о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ данной по месту службы, его дети родились на территории города-курорта Сочи, что подтверждается свидетельствами о рождении детей выданными отделом ЗАГС Центрального района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края, проходят обучение в городе-курорте Сочи, согласно справкам выданным МОБУ средней общеобразовательной школой № г. Сочи. Таким образом, на дату подачи заявления о постановке на учет - ДД.ММ.ГГГГ административный истец проживал на территории муниципального образования город-курорт Сочи более 5 лет, а точнее с ДД.ММ.ГГГГ, с момента своего рождения. Более того всю информацию о месте пребывания и жительства в пределах территории города-курорта Сочи административного истца и его детей, административный ответчик мог бы получить в соответствии с административным регламентом утвержденным Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 2365, которым предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляется межведомственное взаимодействие, среди прочих органов, с отделом управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в городе Сочи, в связи с чем, административным ответчиком при рассмотрении моего обращения могли быть получены все сведения самостоятельно в порядке информационного взаимодействия либо путем предложения административному истцу предоставить дополнительные документы. Однако такие действия административным ответчиком не выполнены, что привело к необоснованному отказу административному истцу в постановке на учет для предоставления земельного участка.
На основании вышеизложенного, административный истец просил: признать незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Соколову А.М. в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду»; обязать Департамент имущественных отношений администрации города Сочи в срок до 10 дней устранить допущенные нарушения путем постановки Соколова А.М. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность бесплатно, с даты подачи им заявления о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Соколов А.М. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административных ответчиков администрации города Сочи, Департамента имущественных отношений администрации города Сочи – Богодухова В.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, просила отказать по основаниям, изложенным в отказе.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Соколов А.М. является многодетным отцом, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей: Соколову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Соколову Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Соколову Н.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении детей.
ДД.ММ.ГГГГ через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи Соколов А.М. обратился с заявлением об оказании ему муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Решением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, полученном административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, Соколову А.М. отказано в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
В обоснование отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи указано, что регистрация места жительства заявителя на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществлена ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего вновь зарегистрирован по месту жительства в городе Сочи с ДД.ММ.ГГГГ, решение суда подтверждающее факт проживания на территории Краснодарского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не предоставлено.
Административный истец считает названный отказ в предоставлении ему муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» незаконным, нарушающим права административного истца.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования частично, суд руководствуется следующим.
Так, на дату обращения в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» от ДД.ММ.ГГГГ, Соколов А.М. имел троих несовершеннолетних детей: Соколову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Соколову Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Соколову Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 Земельного кодекса РФ, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Так, в настоящее время пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края разработан и утвержден Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Данным Законом закреплено право на приобретение земельного участка гражданами, имеющими трех и более детей в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-K3 "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, является многодетной.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в качестве одного из обязательных условий для предоставления гражданину (одному из родителей), имеющему трех и более детей, земельного участка в собственность является нахождение многодетного родителя на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно.
Порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков, и основания для отказа заявителю в постановке на учет, предусмотрены ст. ст. 3, 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» для приобретения земельного участка заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее также - заявитель), однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень), общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) при утверждении Перечня, с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, при соблюдении следующих условий на момент подачи заявления:
- ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества (данную информацию, органы местного самоуправления получают из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов); возраст одного из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - обучающихся в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения;
- заявитель в течение последних пяти лет должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией или судебным решением) на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок.
В соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. При этом, согласно указанному Закону первичное предоставление земельного участка осуществляется в аренду.
При этом, должны быть соблюдены следующие условия: 1) ни одному из указанных родителей на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ); 2) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"); 3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: а) 18 лет; б) 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; в) 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; 4) заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории городского округа, поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок.
Исходя из положений ч. 3 ст.7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" заявление о постановке на учет подается в случае если заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок.
Частью 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" для постановки на учет к письменному заявлению должны быть приложены копии: 1) паспорта заявителя; 2) документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя (родителей) или отсутствие у детей одного из родителей; 3) судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, или в случае наличия спора о месте регистрации; 4) документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления; 5) документов, подтверждающих смену фамилии родителей, детей при любых обстоятельствах; 6) справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации); 7) справки с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).
Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 574 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду", который содержит аналогичные требования.
Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 2365 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду гражданам, имеющим трех и более детей" утвержден административный регламент предоставления указанной услуги.
Согласно названного регламента получателями муниципальной услуги являются граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющие гражданство Российской Федерации (далее также - заявитель), при соблюдении следующих условий на момент подачи заявления:
1) заявитель состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень);
2) заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории муниципального образования город-курорт Сочи;
3) ни одному из указанных родителей на территории города Сочи ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ);
2) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве");
3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации; 23 года - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Административным регламентом предусмотрено, что конечным результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения: о предоставлении земельного участка в аренду, подготовка и подписание проекта договора аренды земельного участка (приложение N 7); об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.
Основаниями для отказа Департаментом в предоставлении муниципальной услуги являются: несоответствие данных заявителя обязательным условиям для предоставления земельных участков согласно пункту 2 настоящего Административного регламента; в случае подачи нескольких заявлений от различных заявителей в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа местного самоуправления об утверждении Перечня на предоставление одного и того же земельного участка основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является более поздняя постановка заявителя на учет или, по истечении указанного срока, более поздняя подача заявления.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о рождении Соколов А.М. родился в г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ, при этом, с момента рождения постоянно проживаю и работаю на территории города-курорта Сочи, что подтверждается следующим:
- паспортом гражданина РФ Соколова А.М., который был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в г. Сочи по <адрес>;
- свидетельством о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Соколов А.М. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>;
- справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Соколову А.М. по месту службы Сочинское ЛУ МВД России на транспорте, согласно которой Соколов А.М. действительно является сотрудником Сочинского ЛУ МВД России на транспорте, в настоящее время состоит в должности старшего юрисконсульта правового направления. В органах внутренних дел служит с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Кроме того, дети Соколова А.М. родились на территории города-курорта Сочи, что подтверждается свидетельствами о рождении детей выданными отделом ЗАГС Центрального района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края.
Несовершеннолетние Соколова А.А., Соколова Э.А. проходят обучение в городе-курорте Сочи, что подтверждается справками, выданными МОБУ средней общеобразовательной школой № г. Сочи.
Таким образом, на дату подачи заявления о постановке на учет - ДД.ММ.ГГГГ, административный истец проживал на территории муниципального образования город-курорт Сочи более 5 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, с момента своего рождения.
Более того всю информацию о месте пребывания и жительства в пределах территории города-курорта Сочи административного истца и его детей, Департамент имущественных отношений администрации города Сочи имл возможность получить в соответствии с административным регламентом утвержденным Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 2365, которым предусмотрено, что в рамках предоставления муниципальной услуги осуществляется межведомственное взаимодействие, среди прочих органов, с отделом управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в городе Сочи, в связи с чем, административным ответчиком Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи при рассмотрении заявления Соколова А.М. могли быть получены все сведения самостоятельно в порядке информационного взаимодействия либо путем предложения административному истцу предоставить дополнительные документы.
Однако, такие действия административным ответчиком не выполнены, что привело, к принятию Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи необоснованного решения об отказе административному истцу в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Вместе с тем, поскольку исходя из положений ч. 3 ст.7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" земельный участок предоставляется многодетной семье первоначально путем заключения договора аренды, то административный истец должен быть поставлен на учет как гражданин, имеющий трех и более детей, в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка в аренду.
Право на получение такого участка в собственность, может возникнуть у гражданина, имеющего трех и более детей, которому уже предоставлен земельный участок в аренду, с момента возникновения права собственности такого на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей, что установлено положениями Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Как предусмотрено ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лица, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Соколова А. М. к администрации города Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным решения об отказе в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду» – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Соколову А. М. в оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду».
Обязать Департамент имущественных отношений администрации города Сочи устранить допущенные нарушения путем постановки Соколова А. М. на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, с даты подачи Соколовым А. М. заявления о постановке на учет – с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 17.02.2021 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"