ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13194/18 от 19.12.2018 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-13194/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2018 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

при секретаре Кузьмич Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Просвировой С.Я., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Просвирова А.Ю. к Отделу по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г.Краснодару о признании незаконным отказа в регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с требованиями о признании незаконными отказа отдела по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г. Краснодару в регистрации по месту жительства и обязании зарегистрировать Просвирову С.Я., ФИО4 Просвирова А.Ю. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Свои требования мотивировали тем, что Просвирова С.Я. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Они обратились в ОВМ ОП (ПО) УМВД России по г. Краснодару с заявлением о регистрации по месту жительства, однако, им было отказано, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие признание строения пригодным для проживания.

В судебном заседании административный истец Просвирова С.Я., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный истец Просвиров А.Ю. в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ОВМ ОП (ПО) УМВД России по г. Краснодару Жукова А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как установлено в судебном заседании, Просвирова С.Я. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН.

Истцы, через МФЦ, обратились в ОВМ ОП (ПО) УМВД России по г. Краснодару с заявлением о регистрации по месту жительства, по адресу: <адрес>.

Однако, в удовлетворении данного требования им было отказано, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие признание строения пригодным для проживания.

Рассматривая данный вывод административного ответчика о том, что объект недвижимости, принадлежащий Просвировой С.Я. на праве собственности, не имеет правового статуса как «Жилой» суд считает противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., этажность: 2, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Просвировой С.Я. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства.Согласно действующего законодательства разрешенное использование объекта капитального строительства зависит от разрешенного использования земельного участка, на котором он возведен, следовательно, жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, что также подтверждается Техническим паспортом, выполненным Краснодарским филиалом ГУП КК «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ назначение здания расположенного по адресу: <адрес> - «Жилой дом».

Как установлено в судебном заседании, собственник жилого дома Просвирова С.Я., не возражает, против регистрации по адресу: <адрес>, своих близких родственников.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к понятию «место жительства» относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Жилым помещением, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> им соответствует.

Согласно определения КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, таким образом Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Таким образом, отказ уполномоченного органа в регистрации административных истцов, ссылкой на разъяснения Прокуратуры Краснодарского края и указания УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю о соблюдении законности при осуществлении регистрационного учета граждан России в жилых помещениях и указание на то, что произвести регистрацию по месту жительства по заявленному объекту недвижимости не представляется возможным, в силу отсутствия его правового статуса как «жилого», т.к. это не отражается в наименовании объекта недвижимости при государственной регистрации прав на него, суд находит необоснованным и противоречащим действующему законодательству РФ и основному закону Конституции РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком необоснованно было отказано административным истцам в регистрации по адресу: <адрес>. Поскольку дом является жилым, что подтверждается правоустанавливающими документами, представленными в материалы дела. И данные документы не требуют приведения их в соответствие с действующим законодательством, в связи с тем, что они полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Просвировой С.Я., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Просвирова А.Ю. к Отделу по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г. Краснодару о признании незаконным отказа в регистрации — удовлетворить.

Признать незаконным отказ Отдела по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г. Краснодару в постановке на регистрационный учет Просвировой С.Я., ФИО4, Просвирова А.Ю..

Зарегистрировать Просвирову С.Я,, ФИО4, Просвирова А.Ю. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для постановки истцов на регистрационный учёт Отделом по вопросам миграции ОП (Прикубанский округ) УМВД России по г. Краснодару по указанному адресу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента вынесения.

Судья: