ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1319/2022 от 13.10.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1319/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Салюковой А.А.,

с участием представителя административного истца Шувалова В.А., он же представитель заинтересованного лица ООО «Адамант»,

представителя административного ответчика Буламбаева Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батковой М.С. к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения,

установил:

Баткова М.С. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – административный ответчик, Комитет) и просит признать незаконным отказ комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» в присвоении адреса многоквартирному дому с кадастровым номером , местонахождение: <адрес> содержащегося в уведомлении об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса от 02.06.2022 года, в случае признания решения незаконным, обязать комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» повторно рассмотреть заявление о присвоении адреса многоквартирному дому.

В обоснование заявленных требований Баткова М.С. указала, что она является собственником жилого помещения - <адрес>, находящегося в спорном многоквартирном доме, у которого отсутствует адрес. Общее собрание собственников помещений в МКД на основании принятого решения, уполномочило ФИО5 от имени всех собственников помещений МКД, обратится в Комитет с заявлением о присвоении адреса указанному МКД и земельному участку, в границах которого расположен МКД. Необходимость обращения в Комитет с указанным заявлением была обусловлена отсутствием адреса в отношении названных объектов недвижимости (МКД и земельного участка) в федеральной информационной адресной системе, ведение которой предусмотрено Федеральным законом от 28.12.2013 года №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Комитет, рассмотрев заявление ФИО5, отказал в присвоение адреса МКД и земельному участку, сославшись на отсутствие условий для присвоения объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, о чем сообщил в уведомлении от 02.06.2022 года Отказ в присвоении адреса МКД делает невозможным присвоение адреса жилому помещению административного истца. В связи с тем, что у жилого помещения (<адрес>) отсутствует адрес, административный истец не имеет возможности реализовать свои права на получение государственных/муниципальных услуг, а также регистрации по месту жительства в указанной квартире. Кроме того, управляющая компания ООО «Адамант», выбранная общем собрании собственников помещений в МКД, без присвоения адреса МКД лишена возможности управлять многоквартирным домом, заключать договора на поставку коммунальных ресурсов, а собственники помещений, тем самым реализовать свои жилищные права. Баткова М.С. полагает, что указанное решение Комитета является незаконным, поскольку присвоение адреса зданию (сооружению) возможно без соответствия адреса земельному участку, в границах которого расположено здание (сооружение), если такого земельного участка не имеется как сформированного и учтенного в ЕГРН объекта недвижимости, или земельный участок не имеет адреса.

Административный истец Баткова М.С. в судебное заседание не явилась, извещена, причина неявки неизвестна.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шувалов В.А., он же представитель заинтересованного лица ООО «Адамант», административные исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные тем, что изложены в административном иске, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Буламбаев Т.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, указанным в письменных возражениях на административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, в собственности Батковой М.С. находится жилое помещение - <адрес>, площадью 117 кв.м, местоположение: Саратовская область, муниципальное образование «Город Саратов», пересечение <адрес>

Указанный объект недвижимости, равно как и многоквартирный жилой дом с кадастровым номером , в котором он находится, не имеют адреса.

На основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, местонахождение: город Саратов, пересечение улиц им. <адрес> оформленным протоколом от 19.05.2022 года, ФИО5, уполномоченная представлять интересы всех собственников помещений в указанном МКД, обратилась в Комитет с заявлением о присвоении адреса многоквартирному дому с кадастровым номером и земельному участку с кадастровым номером , площадью 3631 кв.м, местоположение: Саратовская область, муниципальное образование «Город Саратов», пересечение улиц <адрес>

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Комитетом принято решение от 02.06.2022 года согласно которому ФИО5 отказано в присвоении адреса вышеуказанным объектам недвижимости на основании подпункта «г» пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 (далее по тексту - Правил), так как отсутствуют условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса.

Административный истец считает указанное решение незаконным, нарушающим её права, в связи с чем, обратилась в суд с административным иском.

Проверяя доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения, судом установлено следующее.

Согласно пп. 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрыто понятие адреса – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1); объекта адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации (пункт 3).

Полномочия по присвоению адреса объектам адресации, его изменению и аннулированию предоставлены органам местного самоуправления (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 443-ФЗ).

Правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 5 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту - Правила).

Пунктом 5 Правил к числу объектов адресации отнесены: а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе, строительство которого не завершено; б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено; в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства); г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства; д) машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).

Согласно пункту 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, органами публичной власти федеральной территории, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; с заключением уполномоченным органом договора о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; с утверждением проекта планировки территории; с принятием решения о строительстве объекта адресации; с выполнением комплексных кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом адресации, которым не присвоен адрес, в том числе земельных участков, сведения о местоположении границ которых уточняются, образуемых земельных участков, а также объекты недвижимости, местоположение которых на земельном участке устанавливается или уточняется (пункт 21 Правил).

Присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (подпункт «а» пункта 8 Правил).

Присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (подпункт «б» пункта 8 Правил).

При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства (пункт 9 Правил).

Согласно пункту 40 Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (пункт 41 Правил).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:050304:1 расположены следующие объекты недвижимости: многоквартирный дом с кадастровым номером местоположение: <адрес> многоквартирный дом с кадастровым номером , местоположение<адрес> нежилое (административное) здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>; нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, пересечение <адрес> нежилое здание (хозблок) с кадастровым номером , местоположение: <адрес>

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 15.06.2021 года утвержден проект межевания территории, ограниченной <адрес>

Указанным проектом межевания территории предусмотрено образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Вместе с тем, согласно сведениям Публичной кадастровой карты Росреестра раздел земельного участка с кадастровым номером с образованием новых земельных участков в соответствии с указанным проектом межевания территории не произведен.

Согласно сведениям из ЕГРН арендаторами земельного участка площадью 3631 кв.м с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для проектирования и строительства административного здания переменной этажности от 3 до 6 этажей многоэтажного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес> являются физические и юридические лица.

Кроме того, в отношении указанного земельного участка в ЕГРН внесены сведения об ограничении прав и обременении объекта недвижимости в виде ипотеки в пользу физических и юридических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В этой связи осуществить постановку земельных участков на государственный кадастровый учет возможно при наличии письменного согласия арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка с кадастровым номером

Однако письменное согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка с кадастровым номером отсутствует.

Таким образом, судом не установлено наличие условий, поименованных в подпункте «а» пункта 8 Правил, следовательно, в отсутствие государственного кадастрового учета образуемых земельных участков отказ Комитета в присвоении адреса объекту адресации (МКД и земельному участку), содержащийся в уведомлении от 02.06.2022 года , соответствует положениям подпункта «г» пункта 40 Правил.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение является законным, принято в рамках и с соблюдением установленной процедуры, соответствует действующим Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов и права административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Батковой М.С.

Руководствуясь положениями ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Батковой М.С, к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным решения отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Срок изготовления мотивированного решения – 27.10.2022 года.

Судья М.В. Агишева