ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/20 от 19.02.2020 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

№ 2а-131/2020

УИД: 52RS0039-01-2020-000064-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Лысково 19 февраля 2020 года

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Пескова В.В.,

при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,

с участием представителя административного истца Голубева А.С., Кудрявцева В.Ю. предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГи диплом о высшем юридическом образовании Д-I ,

административного ответчика Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Курицына А.Ю.,

административного ответчика Государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ширшова С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубева А. С. к Государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Курицыну А.Ю., Государственному инспектору отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ширшову С.Е., Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании акта проверки недействительным, отмене предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Голубев А.С. обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительными результаты выездной внеплановой проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, оформленные актом и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец Голубев А.С. не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Кудрявцева В.Ю., который в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в нём.

Административные ответчики Государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Курицын А.Ю., в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений по существу заявленных требований суду не предоставил.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Государственный инспектор отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ширшов С.Е., который в судебном заседании исковые требования не признал.

Суд, с учетом мнения явившегося представителя административного истца, административных ответчиков считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы-поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при этом согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 10 Правил рекультивации проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил.

Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 37 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и по смыслу п. 2 ст. 78 от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Судом установлено, что административный истец является собственником 4/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>, СПК «Заветы Ильича».

Указанный земельный участок представляет собой единое землепользование, в состав которого входят обособленные (условные) земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, СПК «Заветы Ильича», является учетной частью земельного участка под кадастровым номером , имеет площадь <данные изъяты> кв.м., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного использования.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Голубеву А.С. было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, согласно которому на земельном участке сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер ), было установлено проведение земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в том числе, снятием и перемещением плодородного слоя почвы и добычей песка. Предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного законодательства Российской Федерации, провести следующие виды работ: разработать проект рекультивации; провести культуртехнические мероприятия (расчистка от древесной и травянистой растительности); ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

На основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ-ООД и от ДД.ММ.ГГГГ-ООД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Голубева А.С. была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению им земельного законодательства на вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения (л.д. 74-75, 76). Проверка проводится с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений в области государственного земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГ-П-020/18 со сроком исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

О проведении проверки Голубев А.С. уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80).

В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном участке, принадлежащем Голубеву А.С. выявлено невыполнение им установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. На момент осмотра земельного участка, для нарушенной площади не разработан проект рекультивации, мероприятия направленные на восстановление плодородного слоя не проведены; не проведены культуртехнические мероприятия; земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства. По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Голубев А.С. при проведении указанной проверки не участвовал.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО1 выдано предписание , и предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения, провести на земельном участке с кадастровым номером : на площади <данные изъяты> кв.м. разработать проект рекультивации, выполнить мероприятия, направленные на восстановление плодородного слоя почвы; на площади 71 645 кв.м. провести культуртехнические мероприятия (расчистка от древесной и травянистой растительности); ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

Так же установлено, что Голубев А.С. выданное предписание не обжаловал, сроки его исполнения не продлевал, незаконным оно не признано, следовательно, предписание носит обязательный характер.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Голубева А.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 96-97).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Лысковского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, Голубев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения об устранении нарушений земельного законодательства (л.д. 102-104). Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

В установленный срок предписание Голубевым А.С. не выполнено, что зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ООД Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (л.д. 109-111), а именно: для нарушенной площади <данные изъяты> кв.м. не разработан проект рекультивации, мероприятия, направленные на восстановление плодородного слоя не проведены (предоставлен технический проект строительства прудов-копаней для разведения рыбы в Лысковском районе); на земельном участке площадью 71 645 кв.м. не проведены культуртехнические мероприятия (расчистка от древесной и травянистой растительности). На момент осмотра на участке стоит техника - экскаватор-погрузчик с ковшом, грузовые автомобили груженые песком.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Курицыным А.Ю. выдано предписание -П-123/19 об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, СПК «Заветы Ильича»: на площади <данные изъяты> кв.м. разработать проект рекультивации, выполнить мероприятия, направленные на восстановление плодородного слоя почвы; на площади 71 645 кв.м. провести культуртехнические мероприятия (расчистка от древесной и травянистой растительности); ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот (л.д. 126-131).

Предписание получено Голубевым А.С. лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134).

По результатам проверки, в отношении Голубева С.А. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за которое предусмотрена ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 107-108).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Лысковского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГГолубев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д.141-143).

На момент рассмотрения настоящего дела, сведений об обжаловании постановления у суда не имеется.

В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Использование земель сельскохозяйственного назначения определено ст. 78 ЗК РФ, положения которой не предусматривают уничтожение земель сельскохозяйственного назначения с целью создания (разработки) на них прудов либо котлованов (карьеров). Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Под государственным земельным надзором согласно п. 1 ст. 71 ЗК РФ понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Согласно п. 2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами;

В соответствии с п. 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Положения о государственном земельном надзоре).

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно п. 9.3.4 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года № 176, Управление на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции, в том числе надзор за:

- обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;

- соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

- соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

- соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Согласно п. 68 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Россельхознадзора от 08 июля 2019 года № 662, установлено, что при проведении проверки, в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Ни вышеназванное Положение, ни Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденный Приказом Россельхознадзора от 08 июля 2019 года № 662 не содержит запрета на выдачу предписаний физическим лицам. Кроме того, возможность выдачи предписания физическому лицу подтверждается самой формой предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 года № 851.

Земельный участок Голубева А.С. с кадастровым номером , в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером , расположен на территории <адрес>, в связи с чем, функции по земельному надзору в отношении данного участка осуществляет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

Предписание является актом реагирования Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл на выявленное в ходе проверки нарушение действующего законодательства. Управление обязано установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.

Административный истец в ходе рассмотрения дела утвержденный проект рекультивации с установленными в нем сроками ее проведения не представил. Доказательств того, что заявленный срок не является разумным для осуществления рекультивации земельного участка в данные сроки, также представлено не было.

При отсутствии проекта рекультивации земельного участка уполномоченный орган не освобождается от указания в предписании сроков устранения выявленных нарушений.

Административный истец не доказал невозможность осуществления рекультивации земельного участка в сроки, установленные в предписании.

В данном случае оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства, поскольку содержат указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписаниями предусмотрены конкретные и реальные для исполнения сроки.

Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, действия по проведению проверки и выдаче предписаний осуществлены в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке.

В связи с чем, доводы Голубева А.С. о незаконности действий Государственных инспекторов отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Курицына А.Ю. и Ширшова С.Е. по составлению акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и выдаче предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.

Как собственник земельного участка Голубев А.С. обязан рекультивировать участок, поскольку данная обязанность возложена на него в силу действующего природоохранного законодательства Российской Федерации. Голубев С.А., как лицо, обязанное принимать меры по рекультивации нарушенного земельного участка и восстановлению плодородного слоя почвы, проведению культуртехнических мероприятий и вводу земельного участка в сельскохозяйственный оборот.

Доводы представителя ответчика о незаконности вынесения второго предписания по одному и тому же вопросу суд находит необоснованным, поскольку в силу вышеназванного Положения и ст. 71 ЗК РФ должностные лица Россельхознадзора имеют право при проведении проверок давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий, вне зависимости от того является проверка плановой или внеплановой, а также вне зависимости от того, что ранее выносилось аналогичное предписание.

Оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ было выдано по результатам проведенной внеплановой проверки исполнения ранее выданного Голубеву А.С. предписания от ДД.ММ.ГГГГ-П-318/19, проведенной на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ООД.

Таким образом, процедура выдачи предписания административным ответчиком была соблюдена. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом с соблюдением требования Положения о государственном земельном надзоре и Земельного кодекса РФ, содержание предписания соответствует действующему законодательству.

Доводы ответчика о том, что им разработан технический проект строительства прудов-копаней для разведения рыбы в <адрес> не может быть принят.

Ответчиком представлена проектная документация «Строительство прудов-копаней для разведения рыбы в <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером (три водоема на земельных участках с кадастровыми номерами: , 45 и , подготовленный по заявке Голубева С.А. ООО «Гидропроект», в соответствии с которым, по мнению ответчика, предусмотрена рекультивация всех нарушенных земель.

Между тем, как следует из п. 4 «Рекультивация земель» вышеуказанного проекта, рекультивируемая площадь на земельном участке с кадастровым номером составляет 7 887,5 кв.м., в то время, согласно выданному предписанию от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, СПК «Заветы Ильича» административному ответчику необходимо разработать проект рекультивации для площади <данные изъяты> кв.м.

Необходимо отметить, что представленная представителем Голубева А.С. проектная документация «Строительство прудов-копаней для разведения рыбы в <адрес>», содержащая проект рекультивации земель был разработан для Голубева С.А., а не для Голубева А.С. и предусматривает мероприятия по рекультивации только части нарушенного земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд находит неубедительными и доводы искового заявления о незаконности требований оспариваемого предписания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Голубеву А. С., отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья: В.В. Песков