Дело № 2а-131/2021
55RS0013-01-2021-000228-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Исилькульский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,
при секретаре Скок О.А.,
с участием прокурора Ридкина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле
15 марта 2021 года
административное дело по административному иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать и утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами на 2021г.,
У С Т А Н О В И Л:
Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в деятельности администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
По результатам проверки установлено, что администрация Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области является органом муниципального контроля, осуществляющим муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, контроль за соблюдением правил благоустройства территории поселения. Вместе с тем, администрацией Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г. до настоящего времени не утверждена.
ДД.ММ.ГГГГ. администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области межрайонным прокурором внесено представление в связи с отсутствием разработанной и принятой программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019г. и 2020г., что свидетельствует о систематическом игнорировании требований закона. По результатам рассмотрения представления программа не разработана и не утверждена до настоящего времени.
Указывает, что бездействие администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области нарушает права неопределенного круга лиц, деятельность которых подлежит муниципальному контролю, на получение информации о мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд в их защиту.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г., обязать администрацию Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разработать и утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил установить срок исполнения решения – незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу. Указал, что в отношении представленного в материалы дела проект постановления Администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об утверждении программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2021г. и на плановый период 2022-2023г.г. имеется отрицательное заключение Исилькульской межрайонной прокуратуры. Таким образом, программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г. административным ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена.
Представитель администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.1 ст. 17.1 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ), муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1,2 ст. 8.2 Федерального закона №294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018г. №1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п.п. 3,5 Общих требований, программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года. Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.
Как следует из материалов дела, Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в деятельности Администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области. По результатам проверки установлено, что администрацией Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г. до настоящего времени не разработана и не утверждена.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области межрайонным прокурором внесено представление в связи с отсутствием разработанной и принятой программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019г. и 2020г.
Согласно ответу администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос Исилькульского межрайонного прокурора, программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на 2021г. не разработана и не утверждена.
По состоянию на дату рассмотрения дела судом программа профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г. администрацией Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области не разработана и не утверждена, доказательства обратного административным ответчиком в материалы дела не представлены.
В связи с вышеизложенным, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г., и обязании администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области разработать и утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г., подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программы профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г.
Возложить на администрацию Боевого сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области обязанность разработать и утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2021г. в течение 1 (одного) месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Хоренко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.03.2021г.