УИД 28RS0006-01-2021-000216-65
Дело № 2а-131/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Жидовозовой А.В.,
с участием
административного истца - прокурора Бурейского района в лице заместителя прокурора Бурейского района Яременко С.В.,
представителя административного ответчика - главы Виноградовского сельсовета ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лица о признании незаконным бездействия по не размещению на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, о возложении обязанности разместить в Интернете в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу информации:
1) общей информации об органе местного самоуправления, в том числе: сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актах, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а именно: ГИС ГМП, ФИАС, ЕИС, АИС «Реформа ЖКХ», АИС ГИС ЖКХ, РГУ, реестр муниципального имущества, реестр муниципальных услуг;
2) информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
разместить все действующие нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, а также актуальные редакции нормативных правовых актов, изданные органами местного самоуправления, в частности Устав муниципального образования;
информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления;
установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
3) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
4) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
5) статистическую информацию о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: в полном объеме сведения об исполнении органом местного самоуправления бюджетных средств;
6) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
7) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: образцы обращений лиц в органы местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, а также обобщение информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах,
УСТАНОВИЛ:
1 марта 2021 года Прокурор Бурейского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование административных исковых требований суду пояснив, что Прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления района законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой установлено, что по состоянию на 16.02.2021 в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 не размещена в полном объеме информация о деятельности органов местного самоуправления Виноградовского сельсовета, перечень которой установлен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
Статьей 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемый указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления.
16.02.2021 на официальном сайте администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области органами местного самоуправления Виноградовского сельсовета не размещена следующая информация:
1) общая информация об органе местного самоуправления, в том числе: сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актах, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а именно: ГИС ГМП, ФИАС, ЕИС, АИС «Реформа ЖКХ», АИС ГИС ЖКХ, РГУ, реестр муниципального имущества, реестр муниципальных услуг;
2) информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
не размещены все действующие нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, а также актуальные редакции нормативных правовых актов, изданные органами местного самоуправления, в частности Устав муниципального образования;
информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления;
установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
3) информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
4) информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
5) статистическая информация о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: в полном объеме сведения об исполнении органом местного самоуправления бюджетных средств;
6) информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
7) информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: образцы обращений лиц в органы местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, а также обобщение информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Неразмещение указанной информации органами местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Этим нарушены права неопределенного круга лиц - пользователей информации на открытость и доступность указанной информации о деятельности органов местного самоуправления, на своевременность ее получения, на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления.
Неразмещение указанной информации в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области подтверждается скриншотами страниц сайта администрации Виноградовского сельсовета Бурейского муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Виноградовского сельсовета по не размещению на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, о возложении обязанности разместить в Интернете в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу информации:
1) общей информации об органе местного самоуправления, в том числе: сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актах, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а именно: ГИС ГМП, ФИАС, ЕИС, АИС «Реформа ЖКХ», АИС ГИС ЖКХ, РГУ, реестр муниципального имущества, реестр муниципальных услуг;
2) информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
разместить все действующие нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, а также актуальные редакции нормативных правовых актов, изданные органами местного самоуправления, в частности Устав муниципального образования;
информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления;
установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
3) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
4) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
5) статистическую информацию о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: в полном объеме сведения об исполнении органом местного самоуправления бюджетных средств;
6) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
7) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: образцы обращений лиц в органы местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, а также обобщение информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Административный истец - прокурор Будаева Э.Б. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме. Привела доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика - глава Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области ФИО4 административные исковые требования признала в полном объёме.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего.
Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно положениям ч. 1 ст. 1 КАС РФ, установлено, что КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц в области административного законодательства, в частности решения вопросов местного значения муниципального образования.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором Бурейского района в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу положений статьи 12, части 2 статьи 3, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - закона № 8-ФЗ).
Пользователем информацией согласно п. 3 ст. 1 закона № 8-ФЗ является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 1 закона № 8-ФЗ к информации о деятельности органов местного самоуправления относятся муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
В силу положения п. 3 ст. 8 закона № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать, в том числе: достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемый указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в феврале 2021 года прокуратурой Бурейского района Амурской области была проведена проверка исполнения федерального законодательства, а именно ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ) в ходе, которой установлено, что по состоянию на 16.02.2021 в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 не размещена в полном объеме информация о деятельности органов местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, перечень которой установлен Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ).
Как следует из административного искового заявления в результате проверки официальных сайтов органов местного самоуправления 16 февраля 2021 года установлено, что на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 не размещена в полном объеме информация о деятельности органов местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, то есть нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Указанное обстоятельство подтверждается скриншотами с официального сайта муниципального образования.
Таким образом, судом установлено, что муниципальным поселением Виноградовский сельсовет Бурейского района Амурской области нарушены требования закона в части размещения нормативных правовых актов на официальном сайте.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении Администрацией Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской обалсти прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления и о создании препятствий к осуществлению ими своих прав и свобод, что является незаконным.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Бурейского района Амурской области о признании незаконным бездействия Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области по не размещению должной информации о деятельности и муниципальных правовых актов на официальном сайте муниципального образования подлежит удовлетворению.
В силу положения ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания бездействия незаконным, орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и совершивший оспоренное бездействие, обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В части разумности и обоснованности срока исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что исходя из конкретных обстоятельств дела, следует установить срок для исполнения решения суда, - в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд признаёт этот срок достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области по не размещению на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет.
Возложить обязать на Администрацию Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области разместить на официальном сайте Администрации Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области https://admbur.ru/index.php?Itemid=521 в сети Интернет информацию о деятельности органов местного самоуправления:
1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актах, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а именно: ГИС ГМП, ФИАС, ЕИС, АИС «Реформа ЖКХ», АИС ГИС ЖКХ, РГУ, реестр муниципального имущества, реестр муниципальных услуг;
2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
разместить все действующие нормативные правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, а также актуальные редакции нормативных правовых актов, изданные органами местного самоуправления, в частности Устав муниципального образования;
информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления;
установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
3) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
4) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
5) статистическую информацию о деятельности органов местного самоуправления, в том числе: в полном объеме сведения об исполнении органом местного самоуправления бюджетных средств;
6) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления: порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
7) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: образцы обращений лиц в органы местного самоуправления Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области, а также обобщение информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах,
- в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме составлено 24 марта 2021 года.