РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Дивеево 30 июня 2022 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,
при секретаре Сидоровой Т.Е.,
с участием помощника прокурора Дивеевского района Нижегородской области Сухарева К.А.,
с участием административных истцов Корниловой Е.В., Низовцевой Л.А., Сухоруковой Н.В., Чураковой Н.Б.,
представителя административных истцов Чураковой Н.Б., Кетрова В.В., Корниловой Е.В., Низовцевой Л.А., Долбаковой В.С., Шаркова А.А. - по ордеру адвоката Канаева В.В.,
представителя административного истца Корнилова В.В. по доверенности Догадиной Е.В.,
представителей административного ответчика администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области по доверенностям Качанова А.Н., Пиуновой А.А.,
представителя заинтересованного лица автономной некоммерческой организации «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» по доверенности Елисеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового заявления Корниловой Е. В., Кетрова В. В., Низовцевой Л. А., Долбаковой В. С., Шаркова А. А.ича, Чураковой Н. Б., Корнилова В. В., Сухоруковой Н. В. к администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Кучину С. А. о признании незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги », постановления администрации Дивеевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 »,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы обратились в суд с указанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Администрацией Дивеевского муниципального округа Нижегородской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги ».
Административные истцы считают указанный нормативно-правовой акт незаконным, нарушающим права собственников земельных участков, по следующим основаниям.
По мнению административных истцов, указанное постановление является частью системных действий по принудительному изъятию принадлежащих им земельных участков.
Проект планировки территории, включая проект межевания территории выполнен с нарушениями Конституционных норм, ГрК РФ, ЗК РФ, ВК РФ, Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», постановления Правительства РФ от 12.05.2017г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», постановления Правительства РФ от 31.03.2017г. № 402 «Об утверждении правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 19.01.2006г. № 20», постановления Правительства РФ от 22.04.2017г. № 485 «О составе 20», постановления Правительства РФ от 22.04.2017г. № 485 «О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности», федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, а также о форме и порядке их представления», постановления Правительства Нижегородской области от 12.08.2020г. № 682 «Об установлении объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в , и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территории», Генерального плана сельского поселения «Дивеевский сельсовет» Дивеевского муниципального района Нижегородской области, утвержденного постановлением сельского Совета Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №; Правил землепользования и застройки сельского поселения «Дивеевский сельсовет» Дивеевского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № и других нормативных документов.
Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ., утвердившим проект планировки территории нарушается конституционная обязанность как граждан, так и публично-правовых образований об охране культурного наследия, закрепленная в п. 3 ст. 44 Конституции РФ. Автомобильная дорога, утвержденная проектом межевания территории, входящим в акт «Документация по планировке территорий (проект планировки территории, включая проект межевания территории) территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги 22 » проходит по территории нахождения памятников культурного наследия.
Также нарушены требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», а именно:
- П.20, п.п. «д», устанавливающий перечень обязательного отображения в проекте перечисленных фактов: «границы существующих земельных участков, учтенных в ЕГРН, в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, с указанием номеров характерных точек границ таких земельных участков, а также форм собственности таких земельных участков и информации о необходимости изъятия таких земельных участков для государственных и муниципальных нужд»;
- П. 23, устанавливающий обязательность разработки схемы границ территорий культурного наследия в проекте планировки.
Также указанным постановлением нарушается п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, не соблюден минимальный порог отступа от водоохраной зоны в 50 метров, что подтверждается картами генерального плана «Дивеевский сельсовет».
Документация выполнена без учета инженерных изысканий, не проведен анализ современного использования территории, анализ современного состояния инженерной и транспортной инфраструктур инженерных сооружений.
Отсутствует экономическое и техническое обоснование данного варианта строительства дороги. Не определены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе границы санитарно-защитных, охранных зон. В составе проекта планировки территории отсутствуют красные линии, не рассмотрены альтернативные варианты строительства дороги общего пользования, обоснования необходимости строительства исключительно в порядке утверждённого проекта.
Ознакомившись с проектом, административные истцы считают, что все действия по принятию проекта планировки (что первоначального, что вторичного) направлены на принудительное изъятие земельных участков у административных истцов под предлогом государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного административные истцы обратились в суд и просили признать незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги », постановления администрации Дивеевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги ».
Административные истцы Корнилова Е.В., Низовцева Л.А., Сухорукова Н.В., Чуракова Н.Б., представитель административных истцов Чураковой Н.Б., Кетрова В.В., Корниловой Е.В., Низовцевой Л.А., Долбаковой В.С., Шаркова А.А. - по ордеру адвокат Канаев В.В., представитель административного истца Корнилова В.В. по доверенности Догадина Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам искового заявления, настаивали на удовлетворении.
В судебном заседании представитель административных истцов- адвокат Канаев В.В. указал, что отсутствует доказательства публичного интереса в строительстве дороги; существуют иные дороги, служащие альтернативой; не соблюден критерий пропорциональности; отсутствие указание на проект в правилах застройки и землепользования .
Представители административного ответчика администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области по доверенностям Качанов А.Н., Пиунова А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица автономной некоммерческой организации «» по доверенности Елисеева Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Помощник прокурора Дивеевского района Нижегородской области Сухарев К.А. в своем заключении находил административные исковые требования истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Административные истцы Кетров В.В., Долбакова В.С., Шарков А.А., Корнилов В.В. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик глава администрации Дивеевского муниципального округа Кучин С.А. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц ГКУ «», «», Министерства имущественных и земельных отношений , Управления капитального строительства и архитектуры администрации , Министерства экологии и природных ресурсов , Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации , Управления государственной охраны объектов культурного наследия в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения и акты органов местного самоуправления в случае их несоответствия закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут бы признаны судом недействительными в установленном законом порядке. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению.
Как разъяснено постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российский Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, суд при рассмотрении требований административных истцов должен установить, что оспариваемые постановления:
-противоречат законодательству;
-создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных их интересов.
Согласно п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п.1,5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Таким образом, развитие территории, а также осуществление проектирования и строительства линейных объектов (автомобильных дорог) является законодательно установленной обязанностью администрации, состоящей из поэтапной процедуры по утверждению проектной документации:
- принятие решения о разработке проектной документации;
-опубликование решения о разработке проектной документации;
-разработка проектной документации;
-назначение и проведение публичных слушаний;
-сбор и регистрация от граждан предложений и замечаний;
-принятие решения об утверждении проектной документации в случае отсутствия недостатков;
-опубликование решения об утверждении проектной документации.
Согласно п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3, ст. 13 Закона № 257-ФЗ обязывают органы местного самоуправления муниципального округа осуществлять дорожную деятельность и разрабатывать основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения. Под дорожной деятельностью в п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Уставу Дивеевского муниципального округа Нижегородской области (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) границы Дивеевского муниципального округа установлены ч.1 ст. 2 Закона «Нижегородской области от 29.04.2020г. № 35-З «О преобразовании муниципальных образований Дивеевского муниципального района Нижегородской области» и Законом Нижегородской области от 24.10.2005г. № 144-З «Об утверждении границ, состава территории Дивеевского муниципального района, границ и состава территорий муниципальных образований, входящих в состав Дивеевского муниципального района» в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В состав округа входят территории населенных пунктов, административным центром является .
Согласно ст.3 ч.ч.5,7 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.
Согласно п. 26 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа.
В соответствии с п. 41 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.
Согласно п.1 ч.1 ст. 5 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 14 Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Дивеевского муниципального округа Советом депутатов Дивеевского муниципального округа, главой местного самоуправления Дивеевского муниципального округа могут проводиться публичные слушания.
Согласно п.2.1 Положения об администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области (утв. Решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. №) администрация осуществляет в пределах своих полномочий, определенных Уставом муниципального округа, исполнительные и распорядительные функции по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и иными законами Нижегородской области.
Согласно п. 5.1 Положения администрация в пределах своей компетенции принимает правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Порядок подготовки и принятия правовых актов администрации устанавливается постановлением администрации.
Согласно п.8.2, 8.3 Положения администрация по вопросам, входящим в компетенцию администрации, отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не являющимися муниципальными, а также с физическими лицами строит на договорной основе.
Администрация вправе выступать заказчиком на выполнение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением деятельности администрации, с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
Согласно п.п.1.1, 1.2 Положения о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденное постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии со ст. 41, 42, 43,45, 47 Градостроительного кодека РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, документами территориального планирования и настоящим Положением.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 Положения видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
В соответствии с п. 3.1 Положения решение о подготовке документации по планировке территории принимается главой местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области: 1) по инициативе администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области; 2) на основании предложений физических и юридических лиц.
Согласно п. 3.4 Положения физические и юридические лица, заинтересованные в подготовке документации по планировке территории, подают заявку в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области.
В соответствии с п. 3.6 Положения в случае принятия администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области решения о необходимости подготовки документации по планировке территории, управление капитального строительства и архитектуры администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области подготавливает проект постановления о подготовке документации по планировке территории. В постановлении о подготовке документации в обязательном порядке отражаются сроки представления подготовленной документации по планировке территории на утверждение, определение территории, в границах которой будет разрабатываться документация по планировке территории, иные вопросы, относящиеся к подготовке документации по планировке.
Согласно п. 3.8 Положения в течение 15 дней со дня опубликования постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области о подготовке документации по планировке территории физические и юридические лица вправе представлять в УКСиА администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Полученные предложения передаются заказчику, а в случае разработки документации по инициативе администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области- проектной организации для их рассмотрения и учета в процессе проектирования.
В соответствии с п. 3.9 Положения подготовка документации по планировке территории физическими и юридическими лицами осуществляется на основе градостроительных заданий, разрабатываемых УКСиА администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области и утверждаемых администрацией Дивеевского муниципального округа Нижегородской области на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в ЕГР объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 3.10 Положения подготовленная документация по планировке территории до ее утверждения в течении 20 рабочих дней подлежит проверке комиссией по землепользованию и застройке Дивеевсого муниципального округа Нижегородской области на соответствие градостроительному заданию и требованиям, установленным в ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.п. 3.11, 3.12, 3.14 Положения проекты планировки территории и межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в сети Интернет.
Глава местного самоуправления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области с учетом протоколов публичных слушаний по документации по планировке территории и заключения об их результатах принимает решение об утверждении документации по планировке территории или о ее отклонении и возвращает на доработку.
Как установлено решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. автономная некоммерческая организация «Управляющая компания по развитию Серафимо-Дивеевского кластера» обратилась в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области для получения разрешения разработки документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги».
Проект планировки территории это- градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зоны планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект межевания территории- градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в границах элементов планировочной структуры, определенных проектов планировки территории, в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Под проектом строительства понимается предварительно подготовленное, изображенное графически решение по строительству какого-либо здания, сооружения или их комплекса.
Администрация Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, руководствуясь ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, п.26 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ 25.05.2021г. вынесла постановление № «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от ».
Указанным постановлением рекомендовано АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера»:
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком во исполнение ст.46 Градостроительного кодекса РФ Постановление № 698 от 25.05.2021г. опубликовано в районной официальной газете «Ударник».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» сообщило о завершении разработки вышеуказанной документации, в которой также просило о ее согласовании и назначении публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ. постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № назначены публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от » на ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГ. АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» обратилась в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области с заявлением об отмене публичных слушаний по проекту, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ. в связи с обращением ООО КЦЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №-ец о необходимости корректировки полосы отвода линейного объекта «Строительство дороги от » и переносе срока выполнения работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ. № № по подготовке проекта планировки, включая проект межевания данного линейного объекта до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с обращением АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» от ДД.ММ.ГГГГ. № исх.-№ постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от » отменены.
Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ. отменены постановление администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от » и постановление администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отмене публичных слушаний». Проект планировки территории линейного объекта «Строительство дороги от » был удален с сайта администрации Дивеевского районного округа Нижегородской области.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении административных исковых требований Чураковой Н. Б., Коробова С. В., Кетрова В. В., Корниловой Е. В., Долбаковой В. С., Низовцевой Л. А., Шаркова А. А.ича, Корнилова В. В. к администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области о признании постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии решения о подготовке документации по планировке территории», постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории» незаконными, было отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение Дивеевского районного суда Нижегородской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба административных истцов – без удовлетворения.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, повторно публичные слушания были назначены Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги » на ДД.ММ.ГГГГ. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете Ударник № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях или отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
На территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области разработка документации по планировке территории регламентируется Положением о порядке подготовки и утверждения документации по планирвоке территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденным постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее- Положение), а также постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании комиссии по землепользованию и застройке Дивеевского муниципального округа Нижегородской области».
Согласно п. 3.9 Положения № 592 подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании градостроительных заданий УКСиА администрации Дивеевского муниципального округа , документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия (включенных в единый государственный реестр и вновь выявленных), границ зон с особыми условиями использования территорий.
Пункт 3.10 Положения № 592 обязывает комиссию по землепользованию и застройке Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, созданную на основании постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее-Комиссия), после разработки документации по планировке территории и до ее утверждения, осуществлять проверку такой документации на соответствие градостроительному заданию УКСиА и требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ.
При этом целью создания Комиссии является устойчивое развитие территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, для чего ей предоставляется право координировать работы по разработке градостроительной документации, заниматься подготовкой и проведением публичных слушаний, а также согласовывать документацию по планировке территории до её утверждения. Результаты работы Комиссии оформляются протоколом (п. 4.9 Положения о комиссии по землепользованию и застройке Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, утвержденного постановлением администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о порядке подготовке и утверждении документации по планировке территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области (далее - Положение). Пункт 3.10 Положения обязывает Комиссию, в течение 20 рабочих дней после разработки проектной документации и до ее утверждения, осуществлять проверку такой документации на соответствие градостроительному заданию УКСиА и требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. По результатам данной проверки в рамках законных сроков был подписан протокол заседания комиссии и в адрес АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер» было направлено письмо о согласовании разработанной документации.
Согласно Заключению Комиссии участники публичных слушаний были не согласны с изъятием земельных участков и объектов капитального строительства (далее-Объекты) для муниципальных нужд, однако учитывая высокую степень общественной значимости и необходимость развития улично-дорожной сети, главе администрации было направлено Заключение о необходимости принятия решения об утверждении документации по планировке территории.
Во исполнение ч. 4 ст. 46 ГрК РФ по результатам проверки Комиссией документации последняя подлежала рассмотрению на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ. Организацией публичных слушаний согласно пункту 3.11 Положения занимались Комиссия.
В свою очередь, ст. 5.1 ГрК РФ гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории, в отношении которой подготовлена проектная документация и правообладателям находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, участвовать в публичных слушаниях для внесения своих предложений и замечаний в проектную документацию.
Предложения и замечания граждан к документации были учтены и отражены в протоколе публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 13 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Заключение о результатах публичных слушаний было подготовлено ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в сети «Интернет», а также в местной газете «Ударник» от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании протокола и заключения, во исполнение части 13 статьи 46 ГрК РФ, главой местного самоуправления Кучиным С.А. было подписано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ которым была утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги » (далее - документация).
Кроме протокола публичных слушаний организатор осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний по установленной форме, которое подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области.
Согласно Положению № предложения и замечания, внесенные участниками публичных слушаний, подлежат обязательной регистрации организатором публичных слушаний, а также вносятся в протокол публичных слушаний.
В течение двух дней со дня опубликования в печатном средстве массовой информации заключения протокол публичных слушаний, поступившие письменные предложения и замечания участников публичных слушаний, а также заключение о результатах публичных слушаний направляются в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области для принятия решения.
В ходе проведения публичных слушаний от административных истцов были получены письменные предложения и замечания, которые были зарегистрированы в установленном порядке и отражены в протоколе публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом каждый из административных истцов, как участник публичных слушаний, получил на свои вопросы и замечания необходимые ответы, что подтверждается данным протоколом.
Согласно ч. 13.1 ст.45 ГрК РФ орган местного самоуправления с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах таких публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Таким образом, развитие территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, осуществление проектирования и строительства линейных объектов (автомобильных дорог) путем разработки и утверждения документации по планировке территории является законодательно установленной обязанностью административного ответчика, состоящей из следующих этапов:
-принятие решения о разработке документации по планировке территории;
-опубликование решения о разработке документации по планировке территории;
-разработка документации по планировке территории;
-проверка документации по планировке территории на соответствие требованиям закона;
-назначение и проведение публичных слушаний;
-опубликование решения о проведении публичных слушаний;
-сбор и регистрация от граждан предложений и замечаний;
-составление протокола и заключения по результатам публичных слушаний;
-принятие органом местного самоуправления решения об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации на основании поступивших протокола и заключения;
-опубликование решения органа местного самоуправления об утверждении документации по планировке территории или об отклонении её.
Согласно части 14 статьи 46 ГрК РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, а также сама утвержденная проектная документация, были опубликованы на официальном сайте администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области в сети «Интернет», а также в местной газете «Ударник» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, законодательно установленные процедуры разработки документации по планировке территории, проведения публичных слушаний и утверждения документации по планировке территории были соблюдены административным ответчиком в полном объёме, нарушений действующего законодательства не допускалось, в связи с чем, доводы административных истцов, что постановления противоречат законодательству, являются необоснованными и подлежат отклонению.
Доводы административных истцов о прохождении автомобильной дороги по объектам культурного наследия: «Дом священника, кон. XIX в.», адрес: ; «Дом священника, кон. XIX в.», адрес: ; «Монастырская гостиница, кон. XIX в.», адрес: ; «Лавка купца Шатагина», адрес: являются несостоятельными и подлежат отклонению ввиду следующего.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2020 № 682, приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 06.04.2020 № 144 были утверждены требования к градостроительным регламентам в отношении данных объектов культурного наследия и режимы использования территорий объектов культурного наследия. Согласно проектной документации, пояснениям допрошенного в судебном заседании свидетеля Анисимова А.С., принимавшего участие в разработке проектной документации по планировке территории, утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ (Том 2 «Материалы по обоснованию), перечисленные объекты культурного наследия не затрагиваются зоной строительства дороги.
Более того, документацией по планировке территории учтены требования к градостроительным регламентам в границах единой охранной зоны (ЕОЗ-1, ЕОЗ-2), требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЕЗРЗ-8, ЕЗРЗ -9, ЕЗРЗ-10), а также требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЕЗОПЛ), что свидетельствует о соблюдение всех требований, установленных постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, строительство автомобильной дороги не приведёт к уничтожению или повреждению объектов культурного наследия, т.к. она не проходит через охранные зоны и сами объекты культурного наследия.
Доводы административных истцов об отсутствии в документации по планировке территории сведений о границах существующих земельных участков также являются несостоятельными.
Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 564 утверждено Положение, регламентирующее требования к составу и содержанию документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов (далее-Положение № 564).
Административные истцы указали, что документация по планировке территории в нарушение пп. «д» пункта 20 Положения № 564 не содержит сведений о границах существующих земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, с указанием форм собственности и необходимости изъятия их для муниципальных нужд.
В данном случае, такая информация отражена в проекте межевания территории, являющемся неотъемлемой частью самой документации по планировке территории. Официальные сведения из ЕГРН с обозначением форм собственности, характерных точек границ земельных участков, их географических координат являлись исходными материалами при разработке документации по планировке территории и в настоящее время входят в её состав. Информация о необходимости изъятия земельных участков для муниципальных нужд также указана в проекте межевания территории.
Проверяя доводы административных истцов в части несоблюдения водоохраной зоны при подготовке документации по планировке территории и нарушении Водного кодекса Российской Федерации судом установлено следующее.
Как следует из ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Радиус водоохраной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.
В границах водоохранных зон запрещается:
Планируемая автомобильная дорога действительно согласно проектной документации частично располагается в водоохранной зоне , однако размещение данного объекта не нарушает режима, установленного ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ.
Доводы административных истцов об отсутствии в документации по планировке территории археологической экспертизы в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов культурного наследия являются несостоятельными.
Статьей 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73--D3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» утверждены меры для сохранения объектов культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ. Перечисленные в данной статье меры по сохранению ОКН не обязывают при разработке документации по планировке территории осуществлять археологические экспертизы, государственные историко-культурные экспертизы, археологические работы (наблюдения, раскопки) и т.д. на стадии разработки и утверждения документацию по планировке территории.
Данная норма права не обязывает осуществлять разработку разделов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, проведения государственных историко-культурных экспертиз, выполнения археологических работ (наблюдения, раскопки) и т.д. на стадии разработки и утверждения документацию по планировке территории.
Учитывая, что объекты культурного наследия и охранные зоны объектов культурного наследия при строительстве автомобильной дороги не затрагиваются, а включение результатов археологических экспертиз в документацию по планировке территории не предусмотрено законодательством РФ, связи с чем указанные доводы подлежат отклонению.
В соответствии с разработанной документацией, предусматривается организация сети наружного освещения и ливневой канализации. В приложениях к документации по планировке территории имеются письма от ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от ДД.ММ.ГГГГ № №, содержащее положительный ответ о возможности присоединения к существующим сетям ЭС, а также письмо от ООО «Инжкомпроект» от ДД.ММ.ГГГГ№, о согласовании подключения к проектируемому коллектору дождевой канализации, в связи с чем, указанный довод административных истцов является также необоснованным.
Проверяя доводы административных истцов об отсутствии в документации по планировке территории инженерных изысканий, судом установлено следующее.
Согласно п. 2 Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 402, выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется только в тех случаях, когда имеется:
-недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования i охраны водных объектов и государственном водном реестре;
-невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, п. 4.2. СП 438.1325800.2019 также указывает на то, что достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (инициатором), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно, до принятия решения о её подготовке.
Таким образом, при подготовке документации по планировке территории необходимость проведения инженерных изысканий осуществляется вышеперечисленными уполномоченными лицами.
Вместе с тем, утвержденная Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ документация по планировке территории содержит необходимые сведения об изысканиях, а именно: имеется Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (Шифр объекта П48/2021-ИГДИ) (Проект планировки. Том 2. Приложения), согласно ТЗ на выполнение инженерно-геодезических изысканий, а также ранее разработанные и актуальные следующие изыскания:
- инженерно-геологические изыскания «Строительство Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: » (Шифр №);
- инженерно-гидрометеорологические изыскания «Строительство, Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: » (Шифр №);
- инженерно-экологические изыскания «Строительство, Историческое название - «Святые Врата», расположенного по адресу: » (Шифр №).
Как следует из проектной документации, современное состояние территории являлось основой для разработки документации по планировке территории, что отражено на чертеже 2.6 Схема использования территории в период подготовки проекта планировки (Проект планировки. Том 2).
Положением № 564 разработаны требования к документации по планировке территории по размещению линейного объекта. Однако требования о наличии в составе документации по планировке территории экономического обоснования разрабатываемых линейных объектов, как ошибочно полагают административные Истцы, не имеется.
В ФГБУ «ФКП Росреестра» по получены выписки из ЕГРН на все земельные участки в границах разработки проекта планировка и межевания территории, на основании данных сведений осуществлялась разработка документации по планировке территории. Данные выписки являются приложением к Документации, в связи с чем, м довод административных истцов об отсутствии информации от ФГБУ «Росреестра» по о земельных участках, предоставленных юридическим лицам в границах разработки документации по планировке территории является необоснованным.
Согласно ст. 42, ч. 3 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. В разработанном проекте существующие красные линии отражены на основном чертеже. Данным проектом красные линии не отменяются, не изменяются и не устанавливаются.
Согласно документации по планировке территории границы зон с особыми условиями использования территорий представлены на Чертеже 2.5 (Схема границ зон с особыми условиями использования территории Проект планировки. Том 2), а схема дорожного движения - на чертеже 2.3 (Проект планировки. Том 2. Схема организации улично-дорожной сети), в связи с чем, указанные доводы административных истцов ошибочны.
Как указано административными истцами, в разработанной и утвержденной документации по планировке территории не верно указана ссылка на СП 34.13330.2021 (Свод правил), который в населённом пункте не применяется.
Однако заявляя указанный довод административными истцами не учтено, что п. 4.13 «СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, который обязывает при проектировании конструкции земляного полотна и дорожных одежд улиц и дорог населённых пунктов руководствоваться требованиями СП 34.13330 с учётом особенностей населённых пунктов.
Доводы административных истцов об отсутствии проектируемой дороги на генеральном плане являются ошибочными и подлежат отклонению в виду следующего.
На территории Дивеевского муниципального округа Нижегородской области действует генеральный план сельского поселения Дивеевский сельсовет, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 23.10.2019 № 770 (далее - генеральный план).
Отсутствие проектируемой дороги в утвержденном генеральном плане не является нарушением, поскольку это соответствует п. 2 ч. 3 ст. 9.1 Закона Нижегородской области от 8 апреля 2008 г. № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области», согласно которым на генеральном плане отображаются:
-автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта поселения, являющимися основными улицами сельского поселения (населенного пункта);
-автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального округа, городского округа и городского поселения-,автомобильные дороги класса «автомагистраль», класса «скоростная автомобильная дорога», класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)», являющиеся в том числе магистральными улицами городского или районного значения.
В связи с тем, что проектируемая дорога ни к одному из перечисленных в Законе Нижегородской области от 8 апреля 2008 г. № 37-3 видов объектов не относится, она не подлежит обязательному отображению на генеральном плане.
Кроме того, как следует из письменной позиции министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области планируемый к размещению в рамках ДПТ линейный объект - автомобильная дорога в границах с. Дивеево Нижегородской области, обладает признаками объекта местного значения.
Статьей 91 закона Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" (далее - Закон № 37-3) установлены перечни объектов местного значения, подлежащих обязательному отображению на документах территориального планирования.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 3 статьи 91 Закона № 37-3 обязательному отображению на генеральном плане поселения, муниципального округа, городского округа подлежат автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального округа, городского округа и городского поселения - автомобильные дороги класса "автомагистраль", класса "скоростная автомобильная дорога", класса "обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)", являющиеся в том числе магистральными улицами городского или районного значения.
Таким образом, на генеральном плане поселения, муниципального округа, городского округа обязательному отображению подлежат автомобильные дороги класса "автомагистраль", класса "скоростная автомобильная дорога", класса "обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)", являющиеся одновременно и магистральным улицами городского или районного значения в границах населенных пунктов, остальные автодороги обязательному отображению на генеральном плане не подлежат.
Параметры планируемой к размещению в рамках разработанной ДПТ дороги (ширина проезжей части - 4,5 м, техническая категория - V) не соответствуют параметрам магистральных улиц городского значения, магистральных улиц районного значения (например, параметры магистральной улицы районного значения следующие: число полос движения - 2-4, ширина полосы движения — 3,5 м, ширина тротуаров — 2,25 — 3,0 м, ширина коридора красных линий - 40-80м), установленных СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Региональными нормативами градостроительного проектирования Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2015 № 921.
Данная автомобильная дорога в соответствии с п. 2 ч. 3 статьи 91 Закона № 37-3 не подлежит обязательному отображению на генеральном плане поселения, муниципального округа.
По указанным основаниям довод административных истцов о том, что планируемая дорога подлежит обязательному размещению в генеральном плане является несостоятельным, и подлежит отклонению.
Доводы административных истцов о наличии имеющегося документа по развитию береговой линии также является несостоятельным и подлежит отклонению.
Постановлением администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден проект планировки и межевания территории по объекту «Строительство объекта «Набережная ».
Наличие утвержденного проекта по строительству набережной в данном случае не является препятствием для разработки и утверждения документации по строительству дороги, поскольку законодательством РФ запрет на разработку документации по планировке территории применительно к одному я тому же населённому пункту отсутствует. Более того, документация по строительству набережной и документация по строительству дороги имеют разные сроки и цели реализации.
Доводы о том, что оспариваемые постановления направлены на нарушение прав собственников земельных участков, последующее их изъятие для муниципальных нужд суд отклоняет.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН), ни на земельные участки, ни на объекты капитального строительства, принадлежащие административным истцам какие-либо ограничения, аресты или запреты не установлены. Кроме того, сведения из ЕГРН подтверждают, что решения об изъятии земельных участков принадлежащих административным истцам не принимались, поскольку такие сведения в ЕГРН не внесены, как это требуется исходя из содержания п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ).
Согласно п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ в случае принятия органом местного самоуправления решения об изъятии, оно подлежит направлению в орган регистрации прав, размещению на официальном сайте в сети «Интернет» и опубликованию в источнике, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, а также направлению правообладателям изымаемой недвижимости по почтовым адресам и месту нахождения недвижимости.
В свою очередь, ст. 56.3 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объект предусмотрены утвержденными документами территориального планирования, а также утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. При этом саму процедуру изъятия для муниципальных нужд не следует рассматривать как нарушение прав граждан, поскольку изъятие носит компенсационный характер.
Кроме того в соответствии с п.3 ст. 279 ГК РФ, главой 7 ЗК РФ установлен порядок и процедура изъятия земельных участков для муниципальных нужд, которые не назначались и не проходили.
Таким образом, принятые постановления касаются лишь рассмотрения и утверждения документации по планировке территории, направлены на реализацию полномочий органов местного самоуправления и не регулируют процедуру изъятия земельных участков.
Доводы о нецелесообразности оспариваемых постановлений администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области суд не принимает во внимание, поскольку исходя из разъяснений содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда, РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" - "суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, при рассмотрении вопроса об оспаривании нормативных правовых актов, суд не вправе входить в обсуждение вопросов о целесообразности принятых решений.
Доказательств нарушения прав оспариваемыми постановлениями администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области суду не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено.
При указанных обстоятельствах требования административных истцов о признании незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги , постановления администрации Дивеевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги », удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Корниловой Е. В., Кетрова В. В., Низовцевой Л. А., Долбаковой В. С., Шаркова А. А.ича, Чураковой Н. Б., Корнилова В. В., Сухоруковой Н. В. к администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Кучину С. А. о признании незаконными и подлежащими отмене постановления администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги , постановления администрации Дивеевского муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории, включая проект межевания территории) линейного объекта «Строительство дороги от автомобильной дороги »- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Дивеевский районный суд Нижегородской области.
Судья Дивеевского районного суда
Нижегородской области Н.В.Белякова