Дело № 2а-1323/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2020 года
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре Новиковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску П.О.П. к Администрации г.Челябинска о признании незаконным распоряжения об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
П.О.П. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Челябинска о признании незаконным Распоряжения Администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по <адрес> Просил возложить на Администрацию г. Челябинска обязанность издать распоряжение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по указанному адресу с коэффициентом застройки 0,35.
В обоснование иска указал, что П.О.П. на праве аренды использует земельный участок общей площадью 1166 кв.м. с кадастровым номером (КН) №, расположенный по адресу: <адрес> (стр.), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок относился к территориальной зоне В. 1.1. - зона усадебной застройки, Коэффициент использования территории для жилых домов усадебного типа был установлен в размере 0,9 (то есть не более 90 % площади земельного участка). На указанном участке истец возвел надворные постройки, а так же подготовил основание фундамента для жилого дома площадью около 350 кв.м. Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена документация по планировке территории жилого района <адрес> которой определена максимальная площадь застройки земельного участка - 90 кв.м. Впоследствии решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены новые правила землепользования и застройки (далее-Правила), а ранее утверждённые правила отменены. Земельный участок истца согласно новым правилам, стал относиться к территориальной зоне В.1.1. - зона индивидуальной жилой застройки (усадебная и коттеджная), а также изменены предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства, в частности, максимальная площадь застройки стала составлять - 0,2 (20%) от площади участка, соответственно, максимальная площадь застройки его участка составляет не более 233 кв.м. Таким образом, новыми Правилами коэффициент застройки земельного участка установлен в размере значительно меньшем, чем Правилами, действующими на момент возникновения его прав на участок, при этом им уже подготовлено основание для фундамента жилого дома площадью застройки около 350 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения коэффициента застройки (площади застройки) земельного участка до 35% от площади участка. Согласно заключению о результатах публичных слушаний, комиссией было рекомендовано предоставить ему разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на участке с коэффициентом застройки 0,35. Однако распоряжением Администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Данное распоряжение он обжаловал в суд, в удовлетворении его требований было отказано. Однако апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отменено с вынесением нового решения о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ; на Администрацию г.Челябинска возложена обязанность повторно решить вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Истец вторично ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о повторном рассмотрении заявления, и по распоряжению Администрации г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ ему вновь отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что является незаконным, нарушает его права как землепользователя на строительство на земельном участке.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) поддержал доводы иска поддержал.
Представитель ответчика Администрации г. Челябинска ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г.Челябинска на иск.
Представитель заинтересованного лица Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г.Челябинска в суд при надлежащем извещении не явился.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим и установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 2 Градостроительного Кодекса РФ (далее-ГрК РФ), одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса; других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3 ГрК РФ).
Муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ.
Как следует из ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории (далее-ДПТ) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).
На основании ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) плотность и параметры застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), являются составными элементами основной части проекта планировки территории.
Согласно ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1). Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункт 2). Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса (пункт 4)
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5). Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункт 6).
Как следует из материала по заявлению П.О.П. о разрешении на строительство, истцу на основании договора уступки права аренды от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок общей площадью 1166 кв.м. с КН 74:36:0414031:106, расположенный по адресу: <адрес> (стр.), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства индивидуального жилого дома. Право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления следует, что истец на указанном земельном участке возвел надворные постройки, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, а так же подготовил основание фундамента для жилого дома, площадь застройки которого составила около 350 кв.м.
В соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.№ (утратило силу ДД.ММ.ГГГГ), действовавшим на дату подписания основного договора аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> (Арендодатель) и Ч.А.А. (Арендатором), зарегистрированного в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а также договора уступки права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ между Р.Н.В. и П.О.П., зарегистрированного в ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок расположен в функциональной жилой зоне усадебной застройки В.1.1., предназначенной для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Из материалов дела следует, что в соответствии с документацией по планировке территории жилого района Смолино в <адрес>, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. №-п (далее - ДПТ) (опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), для жилых усадебных домов предусмотрена площадь застройки 90 кв.м.
Правовым зонированием территории города Челябинска для функциональной жилой и усадебной застройки В.l.l. были установлены следующие параметры строительства: минимальная площадь участка (включая площадь застройки): для жилых домов усадебного типа – 450 кв.м., для блокированных жилых домов (из расчета на одну квартиру) – 250 кв.м.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны установлены градостроительные регламенты, которые определяют виды разрешенного, вспомогательного и условно разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах одной территориальной зоны. Вид территориальной зоны установлен по преобладающей (не менее 70 %) функции ее градостроительного использования. Преобладающей функцией являются основные виды разрешенного использования.
Как следует из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденных решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее- Правила землепользования и застройки), земельный участок с КН 74:36:0414031:106 расположен в территориальной зоне усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки В.1.1., что подтверждается выкопировкой из дежурного плана города Челябинска.
Для территориальной зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой
застройки В.1.1. установлены следующие виды разрешенного использования.
Основные виды разрешенного использования:
- индивидуальные жилые дома усадебного и коттеджного типа;
- малоэтажная многоквартирная жилая застройка усадебного типа;
- жилые дома блокированного типа и другие.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки В.1.1 установлены следующие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальный размер участка – 400 кв. м.; максимальный размер участка -2000 кв. м.; минимальный коэффициент застройки (процент застройки): 0,1 - основного строения (10 - основного строения). Максимальный коэффициент застройки (процент застройки) 0,2 - основного строения (20 - основного строения), 0,3 - при условии реконструкции основного строения (30 - при условии реконструкции основного строения).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части увеличения коэффициента застройки (площади застройки) земельного участка до 35% от площади участка (л.д. 10).
Информационное сообщение по проведению публичных слушаний по данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете <данные изъяты>. Постановление Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по ул. Каштановой, участок 111 (стр.) в Советском районе города Челябинска» опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание участников публичных слушаний по данному вопросу, на котором интересы П.О.П. представляла В.Н.Ю., которая выступила с докладом перед участниками.
По результатам заседания Комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение рекомендовать предоставить истцу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> с коэффициентом застройки 0,35.
Заключение Комиссии по данному вопросу, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности заместителя Главы города, опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> с коэффициентом застройки 0,35.
Указанное Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации города Челябинска httр://www.сhеlаdшin.ru. в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
По решению Советского районного суда г.Челябинска от 19 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований П.О.П. о признании незаконным распоряжения Администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> возложении обязанности издать распоряжение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отказано (л.д.15-18).
Данное решение отменено апелляционным определением Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с вынесением нового решения о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию г.Челябинска возложена обязанность повторно решить вопрос о предоставлении П.О.П. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (л.д. 19-21).
В соответствии с апелляционным определением П.О.П. вторично ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о повторном рассмотрении заявления о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (л.д.22).
По распоряжению Администрации г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в связи с тем, что документацией по планировки территории, утвержденной постановлением Администрации г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, №-п, предусмотрены параметры застройки индивидуального жилого дома (площадь застройки 90 кв.м.) (л.д.23).
Истец, полагая его незаконным, ссылается на нарушение его права как землепользователя на строительство на земельном участке, полагая, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Однако суд полагает распоряжение Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по <адрес> законным, так как оно принято уполномоченным лицом в рамках предоставленной ему компетенции, не противоречит градостроительному законодательству, так как в утвержденной ДПТ утверждены иные параметры застройки индивидуального жилого дома, нежели у истца.
Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований П.О.П. о признании незаконным распоряжения Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес>, возложении обязанности издать распоряжение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий Л.В. Хабарова